Контрольная работа по "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

В результате реорганизации ООО «ЧЛ-шоп» путем выделения было создано ООО «Торговый центр», ставшее собственником пяти зданий, находящихся на земельном участке, предоставленном ООО «ЧЛ-шоп» на правах аренды на срок 49 лет.
Возникнут ли у ООО «Торговый центр» права на земельный участок? Охарактеризуйте особенности аренды земельных участков.

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО..doc

— 75.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Задача 1.

 

В результате реорганизации ООО «ЧЛ-шоп» путем выделения  было создано ООО «Торговый центр», ставшее собственником пяти зданий, находящихся на земельном участке, предоставленном ООО «ЧЛ-шоп» на правах аренды на срок 49 лет.

Возникнут ли у ООО «Торговый центр» права на земельный участок? Охарактеризуйте особенности аренды земельных участков.

 

 

1. Согласно ч. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

По условиям задачи, ООО «Торговый центр» перешло в собственность пять зданий, находящихся на земельном участке, предоставленном ООО «ЧЛ-шоп» на правах аренды на срок 49 лет.

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Поскольку прежнему собственнику зданий – ООО «ЧЛ-шоп» земельный участок принадлежал на праве аренды, то новый собственник – ООО «Торговый центр» также вправе использовать земельный участок на праве аренды. Для этого, ООО «Торговый дом» необходимо заключить с уполномоченным органом соглашение (договор) о замене стороны в обязательстве, т.е. вступить в договор аренды земельного участка в качестве нового собственника расположенных на нем зданий.

2. Аренда земельного участка - один из видов права на земельные участки.

Арендные отношения по поводу земельного участка между арендодателем и арендатором регулируются договором аренды, заключаемым по правилам Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Арендодателем земельного участка по действующему земельному законодательству может быть только собственник или лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не является заключенным. В связи с этим следует обратить внимание на то, что только в результате государственного кадастрового учета (п. 2 ст. 70 Земельного кодекса) каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Поэтому любой земельный участок может стать объектом аренды лишь после того, как в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет.

Земельным законодательством установлены некоторые особенности аренды земельных участков. Например, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен предельный максимальный срок аренды земель сельскохозяйственного назначения - 49 лет, а законами субъектов Федерации могут устанавливаться и минимальные сроки аренды земель (п. 3 ст. 9 Закона).

При аренде земельных участков применимы нормы п. 2 ст. 615 ГК РФ, согласно которому арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ или иными нормативными правовыми актами.

Подобная норма содержится в п. 5 ст. 22 ЗК РФ. Исключения установлены в п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которым государственные и муниципальные предприятия, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе: сдавать такой земельный участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив. Подобные ограничения установлены и в отношении казенных предприятий.

В отличие от норм ГК РФ в п. 5 ст. 22 ЗК РФ содержится норма, не требующая согласия собственника земельного участка, в случае если арендатор распоряжается правами и обязанностями по договору аренды. Собственника необходимо уведомить лишь об этом, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данное правило применимо, если договор аренды заключен на срок более пяти лет, при этом в договоре не может содержаться условие о получении согласия собственниками земельного участка (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка, также как и арендатор иного имущества, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, либо приобретения земельного участка в собственность. Исключением являются случаи, перечисленные в п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 ЗК РФ, гарантирующие права владельца здания, строения и сооружения на земельный участок. Договор аренды земельного участка расторгается по основаниям установленным в ст. 619, 620 ГК РФ, а также в п. 2 ст. 46 ЗК РФ. По инициативе арендодателя договор аренды может быть расторгнут в случаях использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки и совершения других правонарушений; изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными в ст. 55 ЗК РФ; реквизиции земельного участка в соответствии с правилами ст. 51 ЗК РФ.

Арендная плата - одна из форм платы за землю. Плательщиками являются арендаторы земельных участков. Размеры и формы определяются по договоренности сторон. Особенности ее расчета установлены при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, соответственно устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Органами государственной власти субъектов Федерации определяются порядок расчета арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена.

 

 

Задача 2.

 

Администрация муниципального образования Питерского района Саратовской области приняла решение о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, на которых располагаются приватизированные жилые строения.

Правомерно ли постановление администрации? Охарактеризуйте полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений.

 

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

 

В соответствии со ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Поскольку в условии задачи не указано, в чьей собственности находятся земельные участки, предполагается, что они находятся в муниципальной собственности, поэтому администрация в силу ст. 19 ЗК была вправе ими распорядиться.

Однако, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, безвозмездное предоставление земельных участков в собственность гражданам относится к компетенции законодательных органов РФ и субъектов РФ, а не органов муниципальной власти. 

Согласно ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных под приватизированными жилыми помещениями.

Согласно ст. 1 Закона Саратовской области «О земле» к полномочиям областной Думы по регулированию земельных отношений в Саратовской области относится установление случаев бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности области или в муниципальной собственности, в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 5 Закона Саратовской области «О земле» однократное предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется бесплатно в следующих случаях:

1) для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности;

2) для крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) для садоводства, огородничества и животноводства - земельные участки, предоставленные до 1 января 1992 года, а также предоставляемые для этих целей земельные участки из несельскохозяйственных и нарушенных земель;

4) для дачного строительства - земельные участки, предоставленные до 1 января 1992 года;

5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, законами области.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельное право"