Контрольная работа по дисциплине "Земельное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Земельное право и земельное законодательство: состояние и проблемы.
2. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков.
Задача 1
Задача 2.

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 39.03 Кб (Скачать)

Так, п. 1 ст. 81 Земельного кодекса установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков для создания фермерского хозяйства, подают в соответствующий орган заявления, в которых, в частности, наряду с целью использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемым правом на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду) должны быть указаны условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно). Вопрос же о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно определяется соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Остается открытым вопрос, связанный с передачей земельных участков за плату или бесплатно в тех случаях, когда на них нет зданий, строений, сооружений или их строительство не завершено. Закон № 137 ФЗ определяет платность передачи земельных участков, только если на них имеется соответствующая недвижимость. Для того чтобы разобраться с каждым конкретным случаем, видимо, необходимо учитывать правоотношения, по которым возникли соответствующие права у лиц, требующих переоформления земельных участков в собственность. Представляется, что в зависимости от природы этих правоотношений могут применяться как правила, установленные ст. 36 ЗК РФ, так и положения ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

  • Вопрос связанный с приватизацией земельных участков:

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.4

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По категории земельного  участка.

2. По наличию прав на  земельный участок до приватизации:

  • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения;
  • земельные участки, находящиеся на праве аренды;
  • земельные участки, приватизируемые на основании акта выбора земельного участка.

3. По месту расположения  земельных участков (для определения  выкупной стоимости)

4. По наличию на земельном  участке строений:

  • земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;
  • земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.5

Согласно абзац 2 п. 1 ст. 36 ЗК "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения",

РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом, а также федеральными законами.5

Данное право исключительное, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого недвижимостью, при выработке позиции, касающейся осуществления этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный п. 1 ст. 5 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации такими юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

Законом № 137-ФЗ (п. 7 ст. 3) установлено, что приватизация объектов недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых такие объекты расположены. В силу ст. 28 Закона о приватизации такая приватизация осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Представляется, что обозначенная несогласованность должна рассматриваться как упущение законодателя. Поэтому при решении спорных вопросов, связанных с применением указанных норм, следует исходить из того, что приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе имущественных комплексов, производится с одновременной приватизацией земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования (за исключением случаев, когда такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте).

Указание в Законе № 137 ФЗ на то, что приватизация зданий, строений, сооружений производится одновременно с приватизацией земельного участка со дня введения в действие Земельного кодекса, не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие приватизации до введения его в действие, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды земельного участка. При этом наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие Земельного кодекса, также не может служить препятствием для выкупа земельного участка собственником недвижимости в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ. Вместе с тем представляется, что в тех случаях, когда собственник недвижимости реализовал свое право выбора в соответствии с указанной статьей Земельного кодекса путем заключения договора аренды земельного участка, приобретение данного земельного участка в собственность возможно только на общих основаниях после истечения срока действия договора аренды или досрочного его расторжения.

Действовавшее до принятия Закона № 137 ФЗ законодательство фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. С момента вступления в силу указанного Закона и до вступления в силу ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.

Закон об обороте земель установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Одним из наиболее проблемных и не урегулированных на сегодняшний день является концептуальный вопрос о соотношении гражданского, экологического, земельного и иных природоресурсных отраслей законодательства. В том числе позиции рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах, согласно которой Земельный кодекс (так же, как и природоресурсное законодательство) не должен содержать норм гражданского права. По мнению А.Л. Маковского, речь идет, в частности, о том, чтобы ввести в рамки Гражданского кодекса полноценное регулирование имущественных отношений, гражданских отношений, отношений, основанных на равенстве сторон, связанных с землей и с другими природными ресурсами. При этом, однако, не учитываются имеющиеся научные мнения о сохранении в новых экономических и политических условиях приоритетности земельно-правового регулирования отношений в области использования и охраны земель либо поиска сочетания земельно-правовых и гражданско-правовых начал, о необходимости достижения компромиссных вариантов решения теоретического и практического вопросов соотношения земельного и гражданского законодательства.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков

К сделкам купли-продажи земельных участков применяются общие правила о договоре купли-продажи, специальные правила о договоре купли-продажи недвижимости, установленные земельным законодательством.

Форма сделки купли-продажи может быть простой или нотариальной (по желанию сторон), так как обязательного нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка гражданское законодательство не предусматривает. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными участками предусмотрено лишь для договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность.

Обязательная государственная регистрация именно договора по отчуждению земельного участка предусматривается только для договора дарения земельного участка и договора ренты, предусматривающего отчуждение земельного участка под выплату ренты.

Иные договоры отчуждения земельных участков сами по себе не подлежат обязательной государственной регистрации. Однако обязательной является государственная регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю.

Также следует иметь в виду, что при нотариальном удостоверении сделок с земельными участками действует принцип исключительной территориальной компетенции, т. е. нотариальное удостоверение договора должно осуществляться в соответствующем нотариальном округе (по местонахождению земельного участка).7

Объектом купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т. е. в договоре купли-продажи должен содержаться кадастровый номер и адрес (местонахождение) земельного участка. В качестве адреса земельного участка указывается, как правило, почтовый адрес или иное общепринятое описание местоположения участка, позволяющие точно определить объект (земельный участок) на территории соответствующего регистрационного округа. Площадь участка должна быть указана по правоустанавливающим документам (свидетельству, акту государственного или муниципального органа, иному документу). Кадастровый номер земельного участка включает следующие данные: номер кадастрового округа; номер кадастрового района; номер кадастрового квартала; номер земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Итоговым документом, подтверждающим проведение кадастрового учета конкретного земельного участка, является кадастровая карта (план) земельного участка, содержащая графические и текстовые формы воспроизведения сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре.

Кадастровая карта (план) содержит: кадастровый номер земельного участка; местоположение (адрес) земельного участка; площадь участка; категория земель и разрешенное использование земельного участка; описание границ участка и их отдельных частей; экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю; качественные характеристики участка, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель; наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений); зарегистрированные вещные права на земельный участок; ограничения (обременения) прав на земельный участок, зарегистрированные в установленном порядке.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1. Могут ли несколько членов одной семьи быть владельцами разных земельных участков? Есть ли на данный счет какие-либо ограничения в законе?

Несколько членов одной семьи могут быть владельцами разных земельных участков, так как в Земельном Кодексе РФ от 25.10.2001 года №136 ФЗ по этому поводу оговорок нет ‘’Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность’’.

Задача 2. Гражданину принадлежит часть дома и земля, другая половина - его родной тете. Вот уже 3,5 года тетка не приезжает, живет за пределами РФ и не платит никаких налогов. Может ли гражданин рассчитывать на половину дома и земли? Можно ли их выкупить у государства?

Согласно ст.209 ГК РФ 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст.69 ФЗ об исполнительном производстве 1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Обратить взыскание на имущество могут только после вступления в силу решения суда и возбуждения исполнительного производства.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Земельное право"