История земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Земельно–правовой режим в России до 1861 г.
Начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.

Оглавление

Земельно–правовой режим в России до 1861 г. 3
Реформа 1861 г. 6
Реформа 1906 г. 8
Земельное право в первые годы Советской Власти 11
Земельное законодательство СССР 14
Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период 15
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

история земельного права.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

      IV сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила Земельный кодекс РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. ЗК РСФСР однозначно установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче–крестьянского государства. Хотя прямо в кодексе не было сказано, что государство является единственным, исключительным собственником земли, юридически оно стало таковым. Национализация земли получила окончательное правовое закрепление. Кодекс собрал воедино и кодифицировал все действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо устаревшие.

      Кодексом  довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей  и коммун, товариществ по общественной обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

      Порожденный нэпом, ЗК РСФСР допускал трудовую аренду земли, правда, сроком не более 6 лет, и при условии обработки ее собственным трудом. В качестве временной меры допускалось применение наемной рабочей силы в хозяйстве при сохранении этим хозяйством трудового характера.

Земельное законодательство СССР

      С образованием Союза ССР земельное законодательство стало совершенствоваться не только как республиканское, но и как общесоюзное.

      Первая  Конституция СССР 1924 г., закрепив право  исключительной государственной собственности  на землю, отнесла к ведению Союза  ССР установление общих начал  землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

      15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил  Общие начала землепользования  и землеустройства, которые урегулировали  основной круг земельных отношений:  определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных отношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовой режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок разрешения земельных споров и т. д. Это был последний нормативный акт, который при всеобщем поощрении коллективных форм хозяйствования еще допускал свободу выбора форм землепользования и не исключал наемный труд в сельском хозяйстве. По существу, он развивал нормы принятого 16 марта 1927 г. Постановления ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», которым устанавливался ряд льгот и преимуществ для коллективных хозяйств и предусматривались меры по обеспечению условий для выделения земель вновь организуемым совхозам.

      Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательства пошло по линии совершенствования сложившихся в результате национализации земли основных земельно–правовых институтов: права исключительной государственной собственности, права землепользования и его различных видов, правового режима различных категорий земель, землеустройства и др.

      В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало основным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраны от каких бы то ни было нарушений. В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и совхозного землепользования. Среди институтов земельного права прочно заняли доминирующее положение право исключительной государственной собственности на землю и право колхозного землепользования. Это нашло отражение в принятой 5 декабря 1936 г. Конституции СССР, установившей, что земля, ее недра, воды и леса в СССР являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно.

      13 декабря 1968 г. в Союзе ССР  было кодифицировано земельное  законодательство – были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. был принят новый ЗК РСФСР, который действовал до 1991 г.

      Земельным законодательством был закреплен  принцип бесплатности землепользования. В качестве землепользователей выступали  колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись исполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у землепользователей.

Земельная реформа и развитие земельных отношений  в постсоветский  период

      Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права на землю, как пожизненное наследуемое владение. К «достижениям» Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование. Этим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский земельный строй. Частная собственность на землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: право пожизненного наследуемого владения и аренда. Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности на землю в какой–то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался развал Союза ССР.

      Земельная реформа в Российской Федерации  началась в 1990 г. Следует различать  два этапа: 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

      22 ноября 1990 г. был принят Закон  РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе", контрреволюционные по своей сути. В них впервые после революции было закреплено право частной собственности на землю. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов

      Это было сделано на основе ст. 12 Конституции  РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения, вводящие право  частной собственности граждан на землю. Это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10–летний мораторий на распоряжение землей.

      В 1990 – 1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10–летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля–продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства. Серьезнейшей новеллой ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор – о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

      Президент Российской Федерации осуществлял  регулирование хода реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы». Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей: при выходе на пенсию (по старости или инвалидности); при переселении в другую местность; при передаче в собственность по наследованию; при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

      Колхозники, работники совхозов получили право  продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или  поступающим на работу в совхоз.

      Таким образом, права указанных граждан  на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР и носили антиконституционный  характер.

      Из  названных положений Указа исходило и постановление Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это тоже противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это.

      Верховный Совет Российской Федерации, со своей  стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной  собственности на землю. В 1992 г. Конституцию  РФ были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля–продажа земельных участков гражданами в четырех случаях – для ведения: личного подсобного хозяйства; садоводства; дачного строительства; индивидуального жилищного строительства.

      Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом интересов определенных слоев общества, стремившихся к первичному накоплению капитала за счет государственной собственности. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в антиконституционном указном порядке.

      21 сентября 1993 г. был издан Указ  Президента РФ  № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым была прервана деятельность высших органов власти Российской Федерации. В соответствии со ст. 121–6 действовавшей Конституции, полномочия президента немедленно прекращались без какой–либо дополнительной процедуры. Однако бывший президент с помощью военной силы узурпировал власть, законное руководство Российской Федерации было заключено в «Матросскую тишину». Результатом антиконституционного переворота стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции. Она закрепила право частной собственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

      24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно  продолжавший осуществлять полномочия  Президента РФ, издал Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создало пробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельных отношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющие компетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственность и пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятия земельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве и правовой беспредел.

      В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

      Ельциновский  указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

      Период  «указного» регулирование земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ, и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

 

Список литературы

  • Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник  для высших юридических учебных  заведений. – М., ООО «АНТЭЯ», 2000.
  • Земельное право России: Учебник. / В.В. Петров.– М.: 1995.
  • Земельное право: Учебник для вузов. / С.А. Боголюбов.– М.: Издательство НОРМА, 2000.
  • Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. – М., 1999.
  • Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 40.
  • Макарычев В. В., Тимошенко И. В. Земельное право: 100 экзаменационных ответов. Экспресс–справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
  • Очерки истории КПСС: Учеб. пособие для школ основ марксизма–ленинизма. – М.: Политиздат, 1967.
  • Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред.О. И. Чистякова. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1994 г.
  • Сыродоев Н.А История земельного права // Известия высших учебных заведений от 01.12.1999. № 4.

Информация о работе История земельного права