Источники земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Оглавление

1. Понятие источников земельного права 3
2. Классификация источников земельного права 4
3. Дифференциация в земельном праве 13
Список используемой литературы: 16

Файлы: 1 файл

земельное.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

9. Нормативно-правовые  акты органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции  РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным  в пределах своих полномочий. Органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзаконным нормативно-правовым актам, указам Президента и нормативно-правовым актам субъектов Федерации.

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативно-правовых актов  возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим порядок устранения коллизий, возникающих в системе источников земельного права. 

10. В результате правоприменительной  практики издаются руководящие  постановления Пленума Верховного  Суда РФ и решения Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Данные виды нормативных  актов специфичны тем, что имеют  обязательную силу для судов указанных  систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании  они не могут быть использованы в  качестве непосредственных регуляторов  общественных отношений.

Однако любой субъект  правоотношений, чей спор или чье  дело рассматривается в судах  судебной или арбитражной системы, неизбежно попадает под действие указанных актов. Так, утвержденная государственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбитражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земельным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.

Руководящие постановления  пленумов Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда:

а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения  данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;

б) в дальнейшем становятся базой  для совершенствования действующего земельного законодательства, поскольку  судебные системы в лице своих  верховных органов обладают по Конституции  России правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативно-правовых актов.

11. Вспомогательные нормативно-правовые  акты.

Определенную вспомогательную  роль по совершенствованию правоприменительной  деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5.1.01-78 

«Охрана природы. Рекультивация  земель» регламентирует основные положения, определенные ЗК для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Так, раскрытие пунктом 17 ГОСТа 26640-85 «Земли. Термины и определения» понятия рационального использования земель позволяет правильно применить положение ЗК об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендаторами и землепользователями.

Таким образом, система  источников земельного права РФ различает  несколько уровней: международно-правовые договоры; Конституция РФ и федеральные  конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Данная система наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный  Суд РФ, органы прокуратуры РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными  нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил иерархической системы.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, является по существу системой законодательства и находится в постоянном совершенствовании  в связи с реализацией земельной и других реформ. О том, какими путями осуществляется это совершенствование, будет рассказано в следующем разделе настоящей главы.

 

3. Дифференциация в земельном праве.

Различают действие нормативно-правовых актов по территории, времени и  кругу лиц:

а) действие нормативно-правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа – автора того или иного нормативно-правового акта. Например, законы Федерального Собрания РФ и постановления Правительства РФ распространяются на территорию всей Российской Федерации, решения областных законодательных собраний, имеющих общенормативное значение, распространяются лишь на своей территории и не действуют на территории соседних областей;

б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом.

По некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают.

в) по кругу субъектов  действие нормативно-правовых актов  осуществляется в отношении:

    • общих субъектов,

т.е. лиц, по своей юридической  природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РФ имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;

    • специальных субъектов,

т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой. Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими селянами при прочих равных условиях.

Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

Каждый источник земельного права является элементом в системе  земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в  общей системе права государства. В любой системе не исключены  сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

1) механизм устранения  иерархических противоречий, коллизий. Так, если действующий земельно-правовой  акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен.

В соответствии с ныне действующим законодательством  судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным  судом РФ, так и судами общей  юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст. 120) и другими законодательными актами. Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;

2) механизм устранения  логических противоречий. Например, если в сфере правового регулирования  возникает особая группа общественных  отношений, требующих особой правовой  регламентации, то в нормативно-правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания малочисленных народов и этнических групп допускается использование этих земель для выпаса оленей;

3) механизм устранения  противоречий в нормативно-правовых  актах, принятых в различные  отрезки времени. Например, по ЗК РСФСР 1970 г. аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов. Наряду с этим положением были приняты нормативно-правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов. Возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее  изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется  более поздний закон»;

4) механизм устранения  пробелов в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе – естественное явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности:

Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему  законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической  силы, по степени конкретности правового  регулирования и по другим признакам.

Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

 

Список используемой литературы:

Нормативно- правовые акты

    1. Конституция РФ
    2. Земельный Кодекс РФ
    3. Гражданский Кодекс (1 часть) №51-ФЗ от 30.11.1994 г. 
    4. ФЗ «О мелиорации земель» № 4 ФЗ от 10.01.1996 г.
    5. ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земли сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 16.07.1998 г.
    6. Указ Президента от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»,
    7. Указ Президента от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
    8. Указ Президента от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы»,
    9. Указ Президента от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах»,
    10. Указ Президента от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ»
    11. Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.
    12. ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения

Учебная литература:

    1. Теория государства и права.//под ред. Венгерова А. Б. М.: 2003
    2. А.Н. Головастикова «Конституционное право РФ». -М.: Эксмо, 2006.



Информация о работе Источники земельного права