Источники земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Оглавление

1. Понятие источников земельного права 3
2. Классификация источников земельного права 4
3. Дифференциация в земельном праве 13
Список используемой литературы: 16

Файлы: 1 файл

земельное.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми

 

 

 

 

Дисциплина: Земельное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Источники земельного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2011

 

Содержание.

 

1. Понятие источников  земельного права

Под источниками права  понимаются различные способы выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Каждый источник права  обладает такими признаками, как:

1) документальная форма  закрепления. Нормы земельного  права содержатся в соответствующих  нормативно-правовых актах.

2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание РФ принимает законы; Правительство РФ принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация – постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;

3) соответствие органа  или должностного лица в принятии  правового акта действующему  законодательству. Например, если областное  законодательное собрание вынесет решение об установлении принципов платы за землю, то оно превысит свои полномочия, поскольку этот вопрос находится в ведении Российской Федерации;

4) наличие в нормативном  акте правовых норм. Так, если  решением органа местного самоуправления  тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер.

2. Классификация   источников земельного права

 

 Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:

1.Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ, содержащие земельно-правовые нормы.

В ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Международный договор  будет являться элементом правовой системы РФ в случае, если он заключен в установленном порядке и  ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение потому, что  в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные  юридические и физические лица.

Российская Федерация  гарантирует права коренных малочисленных  народов в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции  РФ).

2. Конституция  Российской Федерации – основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Все принимаемые подзаконные  правовые акты не должны противоречить  Конституции России, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ.

Если законодательные  и иные нормативно-правовые акты, принимаемые  в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат  отмене или изменению.

К законодательным актам  конституционного уровня относятся  Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, Конституция  РФ ставит землю в особое положение  по сравнению с другими объектами  правового регулирования, отмечая  ее уникальность и неповторимость.

Земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности (п. 1 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ), указанные формы собственности признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и п. 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не  нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

 

3. Федеральные  конституционные законы.

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ):

    • Земельный Кодекс РФ
    • Гражданский Кодекс (1 часть) №51-ФЗ от 30.11.1994 г. 

 

 4. Федеральные законы.

Они принимаются Федеральным  Собранием РФ, которое состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законодательная форма  как источник земельного права в  настоящее время значительно  расширена. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5, 76) законодательные акты теперь принимаются не только на федеральном и республиканском уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

Государственная Дума принимает федеральные законы по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, которые затем передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникающих разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

    • ФЗ «О мелиорации земель» № 4 ФЗ от 10.01.1996 г.
    • ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земли сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 16.07.1998 г.

5. Указы Президента  Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения.

Анализ нормативных  актов Президента РФ дает основание  утверждать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России:

    • 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»,
    • 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
    • 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы»,
    • 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах»,
    • 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ»
    • 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.

6. Постановления  и распоряжения Правительства  РФ

Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента Российской Федерации.

Специфика этого уровня заключается в том, что:

подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции;

данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить конституционным законам.

Все это и обусловило то обстоятельство, что постановления Правительства  касаются самых разнообразных сторон правового регулирования земельных  отношений и потому занимают самое  важное место среди подзаконных нормативных правовых актов.

Это постановления:

    • от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»,
    • от 5 февраля 1993 г. «О государственной программе мониторинга земель РФ на 1993-1995 годы»,
    • от 5 августа 1992 г. «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами»;
    • распоряжение Правительства РФ от 10 августа 1992 г. № 1453-р.,
    • постановление от 28 января 1993 г. «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства».

 

 7. Акты министерств и  иных государственных органов  федеральной исполнительной власти.

В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ – нормативные приказы, инструкции и другие. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ – он получает общеобязательную силу

Для упорядочения ведомственного правотворчества  Минюст РФ осуществляет государственную  регистрацию всех этих актов на предмет их полного соответствия действующему законодательству.

8. Нормативно-правовые  акты субъектов РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, роль источников земельного права выполняют Конституции республик, а также законодательные акты по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик, там, где они выбраны, а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик.

В других субъектах Федерации (в областях, автономных областях и  округах) источниками земельного права  помимо законодательных актов выступают  уставы субъектов Федерации и  издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также решения представительных органов субъектов, постановления и распоряжения глав администраций. Так, в Нижегородской области утверждена Программа приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, которая предусматривает раздел земли и имущества среди владельцев земельной доли. Ряд решений по разным вопросам использования и охраны земель был принят и в других субъектах Федерации.

Согласно ст. ст. 72 и 76 Конституции РФ, земельное законодательство находится в совместном ведении  РФ и субъектов РФ. По предметам  ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются  нормативно-правовые акты субъектов  РФ. Но в Конституции не содержится положение, которое бы разрешало нарушать эту очередность.  

В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находятся вопросы  разграничения государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законодательство и законодательство об охране окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 73 Конституции  РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Информация о работе Источники земельного права