Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:06, контрольная работа
Понятие сельскохозяйственной деятельности. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве позволяет по-новому взглянуть на понятие сельскохозяйственной деятельности. До недавнего времени это понятие ограничивалось лишь деятельностью сельскохозяйственных организаций, их объединений и граждан, занимающихся обработкой земли, производством продукции растениеводства и животноводства. В современной правовой доктрине преобладающим является более широкое толкование понятия сельскохозяйственной деятельности.
Условием членства в названных кооперативах является личное трудовое участие в их деятельности, причем члены этих кооперативов признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функции.
Фермерские кооперативы — это добровольные объединения фермерских хозяйств на основе членства в целях совместной обработки земли, ведения животноводства или выполнения иных функций.
Подавляющее большинство сельскохозяйственных производственных кооперативов — это сельскохозяйственные артели, поэтому они и будут основным предметом внимания в дальнейшем изложении.
Хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана наличном трудовом участии его членов и объединении ими имущественных паевых взносов.
В отличие от обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ кооперативы не могут быть созданы одним лицом:
для их организации необходимо не менее пяти учредителей, которые должны создать организационный комитет. Условием членства в производственном кооперативе является личное трудовое участие в его производственной деятельности. Принимаемые в кооператив граждане должны быть не моложе 16 лет, причем это могут быть лишь граждане России.
Граждане других государств могут быть членами только потребительских кооперативов (ст. 13 Закона).
Кроме того, в кооперативном законодательстве предусмотрена возможность участия в деятельности кооператива и для юридических лиц:
они могут осуществлять таковую на основе ассоциированного членства, если это предусмотрено уставом данного кооператива (ст. 14 Закона).
Прием в члены кооператива проводят органы кооператива: решение о приеме принимает правление кооператива и это решение должно быть утверждено наблюдательным советом либо общим собранием кооператива (ст. 15 Закона).
Членство является основой всех внутрикооперативных отношений:
именно на основе членства возникают все правоотношения в этой организации: на членстве основано право на участие в управлении деятельностью кооператива, на членстве основано право получить работу в данном хозяйстве и право на оплату труда по его количеству и качеству, на членстве основано право получать помощь и содействие в повышении квалификации, обучении, право на дополнительные социальные льготы и т.д.
Важно подчеркнуть, что в отличие от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества членство в производственном кооперативе дает право на один голос независимо от суммы пая каждого члена кооператива.
Помимо обычного членства в кооперативе, законодательство предусматривает также ассоциированное членство. Оно возможно в тех случаях, когда гражданин не может более своим трудом принимать участие в деятельности кооператива, например, в связи с выходом на пенсию, переходом на выборную должность вне кооператива, службой в армии и другими, указанными в уставе обстоятельствами.
Ассоциативное членство возможно для граждан и для юридических лиц. Оно возникает при условии внесения ими паевого взноса и приема в кооператив. Размер паевого взноса и условия выплаты по нему дивидендов устанавливаются в соответствии с уставом и определяются в договоре, который ассоциированный член кооператива заключает с кооперативом. Этот договор подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива (ст. 14 Закона).
Моментом образования производственного кооператива как юридического лица является его государственная регистрация.
В отличие от правил образования других коммерческих организаций, кооперативное законодательство подробно определяет процедуру подготовки создания сельскохозяйственных кооперативов. Лица, организующие сельскохозяйственный кооператив, должны создать оргкомитет, задачей которого является подготовка технико-экономического обоснования производственно-экономической деятельности кооператива, включая размер паевого фонда кооператива и источники его образования, подготовка проекта устава, прием заявлений о приеме в кооператив, подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.
Общее организационное собрание кооператива принимает решение о приеме в члены кооператива, утверждает устав кооператива, избирает органы управления кооператива.
Для государственной регистрации представляются следующие документы:
— протокол общего организационного собрания, в котором должны быть отражены решения о создании кооператива и об утверждении устава, а также об избрании правления кооператива;
— устав кооператива, подписанный участниками общего организационного собрания.
В тех случаях, когда кооператив организуется на базе реорганизуемого хозяйства, например, совхоза, хозяйственного товарищества или колхоза, действуют некоторые особенности, предусмотренные ст. 10 Закона и учитывающие права работников и членов сельскохозяйственных коммерческих организаций, установленные специальными нормативными актами об аграрной реформе, принятыми до Закона о сельскохозяйственной кооперации. К числу наиболее важных особенностей такого рода можно отнести права по использованию земель-ных долей и имущественных паев работников и членов реорганизуемых хозяйств, а также особенности правового режима инфраструктуры реорганизуемых хозяйств.
В уставе, представляемом для государственной регистрации, должны быть указаны следующие сведения:
— фирменное наименование и местонахождение кооператива;
— срок деятельности или указание на бессрочность кооператива;
— предмет и цели деятельности кооператива. Однако следует учесть, что достаточно указания лишь на основные цели, поскольку сельскохозяйственный кооператив, как и всякая коммерческая организация, вправе заниматься всеми видами деятельности, т.е. обладает общей правоспособностью;
— порядок и условия вступления в кооператив и выхода из него, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;
— условия о размере паевых взносов членов кооператива;
— состав и порядок внесения паевых взносов и ответственность за нарушение обязательства по их внесению;
— размеры и условия создания неделимых фондов, если они предусмотрены уставом;
— условия образования и использования резервного фонда;
— порядок распределения прибыли и убытков кооператива;
— условия субсидиарной ответственности членов кооператива;
— состав и компетенция органов управления кооперативом, порядок принятия им решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения квалифицированным большинством голосов;
— права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;
— характер и порядок личного трудового участия и ответственность за нарушение этой обязанности;
— время начала и конца финансового года;
— порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса;
— порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и деятельности кооператива в официальном органе;
— порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива;
— сведения о членах кооператива, утвердивших устав, и о членах правления кооператива.
Управление в сельскохозяйственном производственном кооперативе распределено между органами этого кооператива в соответствии сост. 19 Закона.
В каждом хозяйстве созывается общее собрание, а если это крупная организация, насчитывающая более 300 членов, то вместо общего собрания соответствующие функции могут быть возложены на собрание уполномоченных.
Общее собрание членов кооператива — это высший орган кооператива, он вправе решать все вопросы деятельности кооператива, в том числе подтверждать или отменять решения правления и наблюдательного совета.
В период между собраниями управление осуществляет наблюдательный совет, который создается, если в кооперативе более 50 членов, и представляет интересы членов кооператива, и правление, осуществляющее текущее руководство всей хозяйственной деятельностью кооператива. Правление создается во всех кооперативах, независимо от численности организации.
Законодательство определяет круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания:
— утверждение устава, внесение изменений и дополнений к нему;
— выборы правления и наблюдательного совета, прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности;
— утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса;
— установление размера паевых взносов и других платежей и порядка их внесения членами кооператива;
— порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членов кооператива;
— отчуждение земли и основных фондов, а также их приобретение;
— определение видов, размеров и условий формирования фондов кооператива;
— вхождение кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации и выход из них;
— порядок и размеры предоставления кредитов членам кооператива;
— создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива;
— реорганизация и ликвидация кооператива;
— прием и исключение членов кооператива.
По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, оно принимает решения большинством не менее чем в 2/3 голосов присутствующих на собрании.
В кооперативах, насчитывающих более 300 членов, возможно, если это предусмотрено уставом, проведение общего собрания в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием.
Наблюдательный совет — это новый орган кооперативного самоуправления, который в прежнем законодательстве не был предусмотрен. В основном правовой статус наблюдательного совета определен ст. 29—30 Закона.
Задачей наблюдательного совета является контроль за деятельностью правления, которое ему подотчетно, как и общему собранию кооператива.
Если иное не предусмотрено уставом кооператива, в составе наблюдательного совета должно быть три человека из числа членов кооператива. Они вправе потребовать от правления отчета о его деятельности, ознакомиться с документацией кооператива, проверить состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести инвентаризацию, иными словами, наблюдательный совет вправе входить во все дела кооператива.
В круг обязанностей наблюдательного совета входит проверка бухгалтерского баланса и годового отчета, дача заключений по предложениям о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по покрытию годового дефицита. О результатах проверок наблюдательный совет обязан доложить общему собранию членов кооператива до утверждения бухгалтерского баланса.
Наблюдательный совет дает заключения по всем вопросам приема в кооператив и выхода из него.
Председатель наблюдательного совета председательствует на собраниях кооператива, если устав не предусматривает иное.
Компетенция и обязанности наблюдательного совета могут быть подробно перечислены как в уставе, так и в специальном документе (регламенте, положении), утверждаемом общим собранием.
В отличие от членов правления, чья деятельность оплачивается, члены наблюдательного совета не могут получать вознаграждения за свою работу, хотя и имеют право на возмещение расходов, связанных с выполнением ими своих функций.
В случае необходимости, действуя в интересах членов кооператива, наблюдательный совет вправе временно, до рассмотрения вопроса на общем собрании, приостановить полномочия членов правления и немедленно созвать общее собрание. До этого момента наблюдательный совет вправе принять на себя осуществление полномочий правления в соответствии с п. 10 ст.30 Закона.
Исполнительным органом кооператива является правление, которое осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и представляет его при заключении договоров, при рассмотрении дел в юрисдикционных органах, а также во взаимоотношениях с государственными органами.
Правовой статус правления в основном определен ст.26—28 Закона, однако целесообразно в уставе каждого кооператива подробно описать его компетенцию.
Следует также иметь в виду, что по решению общего собрания такие функции правления, как наем (прием и увольнение) работников и организация их работы в кооперативе могут быть возложены на исполнительную дирекцию. Компетенция такого органа управления должна быть установлена уставом кооператива.
Избирается правление общим собранием на срок не более двух финансовых лет и состоит не менее чем из трех членов. При этом члены правления, как и члены наблюдательного совета, должны быть членами кооператива.
Помимо правления, которое является исполнительным органом кооператива, управление деятельностью этой коммерческой организации может осуществляться также принимаемыми на контрактной, договорной основе наемными работниками и специалистами.
Оплата труда членов правления определяется решением общего собрания и она, как правило, зависит от размеров кооператива, масштабов его хозяйственной деятельности. Трудовые договоры (контракты) со штатными работниками кооператива — членами правления заключает от имени кооператива наблюдательный совет.
Кооперативное законодательство предусматривает, что и члены правления, и члены наблюдательного совета кооператива должны при исполнении своих обязанностей действовать добросовестно и разумно, а также сохранять конфиденциальность всей информации, ставшей им известной в связи с работой в кооперативе и составляющей служебную или коммерческую тайну.
Важным правилом является также норма об имущественной ответственности членов правления и членов наблюдательного совета за возможные убытки, причиненные в результате недобросовестного исполнения соответствующих обязанностей.
Такие убытки возмещаются на основании судебного решения, причем, если сопричинителей несколько, то они несут солидарную ответственность.
Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Оно формируется за счет паевых взносов членов кооператива, заемных средств, доходов от собственной производственной деятельности, а также за счет размещения средств во вкладах и ценных бумагах и за счет иных источников.