Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Данная тема раскрывает важность и необходимость создания системы водоснабжения населенных пунктов. Вода имеет огромное значение для человека, она является источником жизни и одновременно ресурсом его хозяйственной деятельности. Целью данного курсового проекта является анализ системы водоснабжения населенных пунктов и его совершенствование.
Введение……………………………………………………………….4-5
1.Аналитическая часть.
1.1.Вода - важнейший природный источник жизни и ресурс хозяйственной деятельности человека………………………………………………6-9
1.2.Источники водоснабжения……………………………………..10-12
1.3.Оценка качества природных вод и питьевой воды……………13-16
1.4.Современные водозаборные сооружения……………………….17-28
1.5.Анализ систем водоснабжения городов…………………………29-42
2.Проектная часть.
2.1.Анализ систем водоподготовки питьевой воды и применение новых технологий очистки…………………………………………………...42-53
2.2.Краткий анализ характеристик промышленных установок и бытовых приборов фильтрации питьевой воды для индивидуального пользования……………………………………………………………54-61
2.3.Новые технологические решения увеличения срока службы трубопроводной системы……………………………………………62-66
2.4.Совершенствование системы санитарной защиты и обеспечения безопасности источников водоснабжения………………………….67-70
2.5.Совершенствование системы учета расхода и оплаты за воду в ЖКХ…………………………………………………………………….71-81
Заключение...............................................................................................82
2.4.Совершенствование системы санитарной защиты и обеспечения безопасности источников водоснабжения.
Санитарная защита и обеспечение безопасности источников водоснабжения обеспечивается благодаря соблюдению санитарных правил и нормативов. На основании Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ « О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000г. №554,постановлено ввести в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего "Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации" и "Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
Далее рассмотрим Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны(ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.
Работа водопровода тем надежнее, чем более постоянен состав воды источника. Техническая эффективность сооружений по обработке, обеззараживанию водопроводной воды кроме чисто технологических моментов во многом зависит от качества исходной воды. Для этого организуются зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения.
ЗСО – это специально выделенная территория и акватория, в которой устанавливаются соответствующие режимы хозяйственной и иной деятельности для охраны источника и водопроводных сооружений от загрязнения. Для поверхностных источников такой специальный режим должен ограничивать возможность загрязнения в нем воды , а для подземных источников – полностью исключить возможность загрязнения.
Кроме того, в 1-м поясе ЗСО водозаборные и очистные сооружения водопровода защищаются от преднамеренных (или случайных) действий, в результате которых может быть нарушена их работа.
Организацию и режим ЗСО регламентируют специальные санитарные нормы и правила.
В соответствии с ними ЗСО источников водоснабжения имеют три пояса.
Первый пояс ЗСО (пояс строгого режима) – включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений. Его назначение – защита места водозабора, водозаборных, водопроводных и гидротехнических сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Территория 1-го пояса должна быть ограждена, на нее не допускаются посторонние лица, там запрещается строительство любых объектов, не связанных с нуждами водопровода. Территорию необходимо содержать в чистоте, своевременно вывозить отходы. На территории и акватории 1-го пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается рыбная ловля, купание, стирка белья, не допускается катание на лодках.
Второй пояс ЗСО (пояс ограничения) – включает территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, и простирается по берегам водохранилищ и основных водотоков, входящих в гидротехническую систему, а также по берегам притоков первого порядка. Назначение второго пояса ЗСО – защита источника водоснабжения от микробного и химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.
Регулирование застройки на территории 2-го пояса ЗСО должно быть направлено на сохранение природного ландшафта и его постепенную замену лесным, с обязательным учетом климатических, погодных и почвенных условий. Цель этих мероприятий – перевод поверхностного стока в подземный, для предотвращения поступления в акваторию источника большей части загрязнений, приносимых поверхностным стоком.
На территории 2-го пояса не допускается появление концентрированных очагов загрязнения почвы, атмосферного воздуха и воды, а также объектов, значительно нарушающих геологическую среду, изменяющих режим поверхностного и подземного стока.
Третий пояс ЗСО (пояс ограничений) – включает территорию водосбора источника водоснабжения, на которой степень и характер расселения и хозяйственной деятельности ограничиваются возможностью неблагоприятного влияния на качество воды источника водоснабжения.
Говоря о подземных источниках, необходимо добавить, что состояние 2-го и 3-го поясов ЗСО подземных источников питьевого водоснабжения должно обеспечивать сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе, которая, как правило, непосредственно, без обработки, используется для питьевых целей.
Другими словами, задача заключается в защите эксплуатируемого горизонта в районе водозабора от поверхностных загрязнений. Мероприятия во 2-м и 3-м поясах ЗСО подземных источников направлены на защиту почвенного строя и подлежащих грунтов от повреждений и загрязнений.
На территории зоны должны быть выявлены также все бездействующие скважины, представляющие опасность как источники загрязнения водоносного горизонта.
2.5.Совершенствование системы учета расхода и оплаты за воду ЖКХ. Система управления водоснабжением жилых зданий, сформированная в условиях социализма, постепенно приспосабливается к новым рыночным условиям, разделившим единую систему водоснабжения между несколькими собственниками. Новые социально-экономические условия поставили перед системой управления водоснабжением, которая была ориентирована в основном на бесперебойность подачи воды потребителям, новые задачи рационального использования водных и энергетических ресурсов и повышения общественной эффективности системы.
Потери воды, тепла, электроэнергии в системах водоснабжения достигают 20…50%, что наносит значительный ущерб экономике. Эти задачи успешно решены в промышленности, коммунальном, коммерческом секторе путем принятия Правительством г. Москвы постановлений и распоряжений, устанавливающих повышенные тарифы и штрафные санкции за превышение лимитов водопотребления этими пользователями.(Постановление от 10 февраля 2004г.№77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствовании расчетов за холодную, горячую и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москва»)
Для управления водопотреблением в жилом секторе Правительство принимает ряд постановлений и направляет свою деятельность на совершенствование системы учета водопотребления.
Интенсивная установка квартирных водосчетчиков в последнее десятилетие и работы по оборудованию приборами учета ЦТП и жилых зданий позволили обеспечить учет холодной и горячей воды примерно в 7% квартир (400 тыс. счетчиков), 40% зданий (15,8 тыс. счетчиков). Общество затратило на установку приборов учета более 250 млн. руб. В этот же период Правительство изменяет тарифную политику в направлении увеличения тарифов на воду и норм водопотребления. Это позволяло компенсировать возрастающие затраты МВК и приблизить оплату услуг водоснабжения к реальным затратам (себестоимости). Оплата за холодное и горячее водоснабжение увеличена более чем в три раза. Это увеличило долю оплаты за воду населением и приблизило ее к фактическим затратам на очистку и подачу воды населению.
|
|
Однако эти мероприятия не привели к ощутимому снижению водопотребления, но позволили стабилизировать его на уровне 380-390 л/чел. сут., что значительно выше водопотребления в развитых странах.
Низкая эффективность мероприятий по совершенствованию системы управления водопотреблением, не позволяющая возвращать вложенные в мероприятия средства и компенсирующая их за счет населения, свидетельствует об отсутствии правильной социальной стратегии в этом вопросе.
В данном постановлении справедливо отмечается низкая эффективность системы учета, обусловленная отсутствием порядка расчетов с потребителями по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета воды, а также несогласованностью экономических интересов организаций, осуществляющих подачу холодной и горячей воды, и отсутствием системного подхода к установке общедомовых приборов учета.
Для улучшения сложившейся ситуации Постановление вводит новые услуги: услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета и коммунальную услугу «горячее водоснабжение» (горячая вода), и определяет порядок установки, а также оплаты этих услуг.
Постановление обязывает произвести инвентаризацию приборов учета и разработать программы установки общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилых зданиях и объектах социальной сферы, выполнить корректировку договоров организаций, управляющих жилищным фондом, с нанимателями, собственниками, ресурсоснабжающими организациями в соответствии с расширением номенклатуры услуг, а также снизить платежи за воду при отклонениях параметров качества водоснабжения от нормативных, внести изменения в порядок выплаты субсидий и расчетов платежей ЕИРЦ (Единых информационно-расчетных центров).
Постановление утверждает порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета и «Методику распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды».
В этих приложениях обосновываются, и подробно описывается порядок установки приборов учета, их ремонта, обслуживания, поверки; порядок оплаты услуг по показаниям приборов учета; права и обязанности исполнителей и потребителей; регламент выбора типов приборов; а также приводятся методики расчета определения объемов водопотребления при различных вариантах установки счетчиков, иллюстрированные подробными примерами.
Постановление затрагивает широкий круг вопросов, связанных с приведением в действие большого количества установленных счетчиков воды. Если бы оно было утверждено десять лет назад вместе с Распоряжением, то сегодня жители Москвы могли бы ощутить эффективность многочисленных квартирных счетчиков воды, и МВК имел большее снижение водопотребления.
Основные положения Постановления ориентированы на улучшение рыночных отношений в сложном процессе водоснабжения многомиллионного населения.
Признание «горячей воды» отдельной услугой развязывает сложный узел в экономических взаимоотношениях между Мосводоканалом (МВК) и теплоснабжающими организациями, которые списывали потери воды в квартальных сетях горячего водоснабжения на МВК. Это значительный шаг в рыночных отношениях между данными организациями, т.к. можно по договорам продавать холодную воду теплоснабжающим организациям, которые после ее нагрева по договорам будут продавать горячую воду Дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Таким образом, после многочисленных предложений МВК Правительство привело в соответствие московские и российские. Правила пользования системами водоснабжения и канализации.
Но некоторые положения могут снизить эффект от реализации Постановления. Ведение договорных условий на расчеты за воду между МВК, ДЕЗ, теплоснабжающими организациями позволяет усилить рыночные отношения. Но отсутствие в договорах водосберегающих условий (прогрессивных тарифов, обоснованных эксплуатационных дифференцированных нормативов) резко снижает их эффективность. К сожалению, в Постановлении четко не прозвучало, что теплоснабжающие организации являются абонентами МВК и покупают холодную воду для приготовления горячей воды по договорам. Оплата за питьевую воду должна производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определенной по показаниям средств измерений (п. 72 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ»). Оплата канализационных стоков может производиться по этому договору методом «транзитных платежей» или с абонентов теплоснабжающей организации.
Вводимая обязательная услуга для потребителей (нанимателей, собственников или арендаторов жилых и нежилых помещений) по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета нарушает интересы и права потребителей. Сложившаяся система оплаты услуг водопровода предусматривает расчеты между МВК (Мосводоканалом) и ДЕЗ (Дирекция единого заказчика) по счетчику воды, установлен- ному в ЦТП или здании и принадлежащему МВК.
После оплаты МВК ДЕЗ разносит затраты по потребителям на основе утвержденного тарифа и нормы водопотребления.
Т.о. потребитель не имеет непосредственного отношения к общедомовому счетчику воды. Ведь в магазине покупатель не оплачивает отдельную услугу за взвешивание товара и ремонт весов у оптового и розничного продавца. Все это входит в цену товара. Поэтому потребителю не понятно, почему услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых счетчиков он должен оплачивать. Эти расходы несет собственник счетчика воды (МВК) и он включает их в оптовую стоимость воды. Если Постановление обязывает ДЕЗ, обеспечивать эту услугу, то расходы могут входить в затраты ДЕЗ на техническое обслуживание здания. С другой стороны, зачем производить три миллиона вычислений (для каждой квартиры в Москве), когда проще сделать значительно меньше вычислений для ДЕЗ.
В Постановлении, к сожалению, не определено, кто является собственником приборов общедомового и квартирного учета и отвечает за их нормальную работу.
|
Схемы большинства централизованных систем горячего водоснабжения с циркуляцией требуют установки в здании двух и более (при наличии транзита) счетчиков воды – один на подающем, другой на циркуляционном трубопроводе – и дополнительно обратного клапана перед счетчиком на циркуляционном трубопроводе (для предотвращения обратного потока и «скручивания» показаний счетчика). Расход горячей воды в этих схемах определяется косвенным методом – путем вычитания из показаний счетчика, установленного на подающем трубопроводе, показаний счетчика на циркуляционном трубопроводе. Это значительно снижает точность учета, т.к. могут суммироваться погрешности обоих счетчиков. Оценочные расчеты (табл. 1) показывают, что погрешность может достигать значительных величин (более 10%). Это приведет к нарушению расчетного баланса между показаниями счетчика холодной воды на трубопроводе, подающем воду в водонагреватель (ЦТП) и суммой показаний счетчиков горячей воды в зданиях и квартирах. Поэтому целесообразность установки счетчиков горячей воды в отдельных зданиях, оборудованных водопроводом горячей воды с циркуляцией, должна быть проверена и обоснована метрологическим расчетом.
Информация о работе Совершенствование системы водоснабжения населенных пунктов