Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:42, контрольная работа
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. Нормы, которые закреплены в международных актах определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.
1. Понятие и принципы международного морского права 3
2. Морское пиратство: сравнительный анализ квалификации преступления по международному и российскому законодательству 17
3. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. 20
Список использованной литературы 28
Транзитный проход через Балтийские проливы в мирное время открыт для прохода любых судов, включая военные корабли всех классов, независимо от типа двигательной установки. Для прохода военных кораблей через шведскую часть Балтийских проливов ограничений нет; если проход по датской части проливов Большой Бельт и Зунд длится более 48 часов или проходят одновременно более трех кораблей одного государства, необходимо давать датскому правительству предварительное уведомление; для прохода военных кораблей через Малый Бельт предварительное уведомление дается за 8 суток. Подводные лодки проходят через проливы только в надводном положении.
Международные каналы (Суэцкий, Панамский
и др.) - это соединяющие моря и океаны искусственные
сооружения, используемые всеми государствами.
Военные суда должны соблюдать следующие
принципы: уважение суверенных прав государства
- собственника канала и невмешательство
в его внутренние дела; неприменение силы
или угрозы силой при разрешении споров
относительно использования канала; запрещение
ведения боевых действий в зоне каналов;
возможность прохода для военных кораблей
и невоенных судов всех флагов без дискриминации;
обеспечение свободы судоходства и защиты
канала силами и средствами государства
- собственника канала; обязанность государств
- пользователей канала соблюдать международные
правила и национальные законы, касающиеся
обеспечения судоходства и безопасности
плавания, и уплачивать установленные
без дискриминации сборы за проход; недопустимость
использования канала во вред интересам
мира и международной безопасности. К
каналу никогда не должна применяться
блокада; военные действия не допускаются
ни в канале и его входных портах, ни на
расстоянии до 3 миль от этих портов; в
военное время в канале и в его входных
портах воюющим запрещается высаживать
и принимать на военные корабли войска,
снаряды и военные принадлежности; иностранным
государствам категорически запрещается
строить военные базы в зоне канала и владеть
ими, сооружать укрепления и держать там
военные корабли; военные корабли воюющих
сторон имеют право пополнять продовольствие
и запасы в канале и его входных портах
только в таком количестве, которое позволит
им дойти до своего ближайшего порта. Проход
таких кораблей совершается в предельно
короткий срок и без остановок. Между отходом
военных кораблей разных воюющих сторон
из одного порта всегда должен соблюдаться
интервал в 24 часа. О предполагаемом проходе
иностранных военных кораблей направляется
уведомление не менее чем за 10 дней. Военные
корабли пропускаются в канал в первую
очередь и следуют во главе каравана. Для
иностранных военных кораблей установлен
разрешительный порядок прохода. В канале
военные корабли пользуются полным иммунитетом
от юрисдикции государства - собственника
канала.
Прилежащая зона - зона, находящаяся за
пределами территориального моря, внешняя
граница которой находится на расстоянии
не свыше 24 морских миль от тех же исходных
линий, от которых отмеряется ширина территориального
моря.
В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.
Исключительная экономическая зона - зона, прилегающая к территориальному морю, на которую международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства. Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.
Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.
Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.
Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.
Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря «ФРГ – Дания», «ФРГ – Нидерланды», Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости4.
Охрану интересов государства в исключительной
экономической зоне и континентальном
шельфе осуществляют пограничная служба,
военно-морской флот, военно-воздушные
силы. Строго регламентированы права должностных
лиц органов охраны по остановке и осмотру
иностранных судов, осуществляющих разрешенную
деятельность, проверке документов на
право деятельности, преследования судов-нарушителей
и их задержания, а также по применению
оружия против нарушителей закона.
Все части моря, которые не входят ни в
территориальное море, ни во внутренние
воды какого-либо государства, относятся
к открытому морю, которое свободно для
всех государств, как прибрежных, так и
не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).
Никакое государство не вправе претендовать
на подчинение какой-либо части открытого
моря своему суверенитету. Режим свободы
открытого моря включает: а) свободу судоходства;
б) свободу полетов; в) свободу прокладки
подводных кабелей и трубопроводов; г)
свободу возведения искусственных островов
и других установок; д) свободу рыболовства
и промысла; е) свободу научных исследований.
Каждое государство обязано осуществлять
эти свободы с учетом требований норм
международного права и интересов других
государств.
Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать и подчиняются исключительной юрисдикции государства, флаг которого они несут. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:
а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;
в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;
г) необходимо принять меры
для пресечения торговлей наркотическими
средствами. Закон о морских водах
дополняет последний пункт
Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.
Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.
Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.
Открытое море - части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море. Это определение не охватывает исключительную экономическую зону, которая является частью открытого моря, но с особым режимом. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом. Свобода открытого моря означает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные сооружения, свободу рыболовства и научных исследований. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях.
Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. объявила Район общим наследием и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву.
Пиратство является преступлением международного характера и статистика показывает, что пиратскому нападению может подвергнуться судно, плавающее под любым флагом.
Пиратством в международном праве называется:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного
участия в использовании
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий5.
В настоящее время
специальные составы пиратства
имеются в уголовном
Статья 227 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) содержит понятие преступления – «Пиратство». Иначе оно именуется морским разбоем.
Объект пиратства - общественная безопасность в сфере морского судоходства. Предмета нападения является морское или речное судно. Состав преступления образуют действия в виде нападения на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Как пиратство квалифицируется только такое насилие, применяемое к экипажу и пассажирам судна, которое направлено на завладение судном или имуществом, находящимся на его борту. К пиратству приравниваются, в частности, захват и задержание судна, причинение физического вреда экипажу и пассажирам, потопление судна, грабеж и разбой имущества, обстрел судна и т.п6.
В отличие от ст. 227 УК, в международных договорах пиратство трактуется довольно широко – как любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства (ст. 15 Конвенции 1958 г., ст. 101 Конвенции 1982 г.).
Обязательным объективным
признаком пиратства в
Большинство государств,
при формулировании состава пиратства
предпочло проигнорировать
Современное пиратство
носит организованный и вооруженный
характер, пиратские нападения