Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, доклад
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и  обучения нового поколения. Государству  нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные  люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
На  первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:
- любовь к Родине;
- добросовестный труд на благо  общества;
- забота каждого о сохранении  и умножении общественного богатства;
- высокое сознание общественного  долга.
Центральным 
свойством личности воина является 
направленность, то есть совокупность 
наиболее устойчивых жизненных и 
военно-специальных целей, отношений 
к существенным сторонам службы и 
другим социальным ценностям, а также 
ведущие мотивы деятельности и поведения. 
Ядром направленности воина являются 
его идейные убеждения и 
К 
направленности личности примыкает 
характер, под которым понимают способность 
воина действовать в 
Оценивая характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость -- все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества.
Существенное значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного порядка - законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера характера -- отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества.
В 
процессе изучения способностей людей 
определяются такие показатели, как 
уровень и возможный темп развития 
мышления и памяти, наблюдательности 
и воображения, чувствительность органов 
зрения, слуха, осязания, приспособленность 
психофизической организации 
Существенную сторону личности воина составляет его темперамент - свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень эмоциональности, импульсивности. Темперамент дополняет облик личности динамическими показателями и является весомым фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.
Важные 
особенности личного состава 
обусловлены возрастом; юношам в 18--20 
лет свойственны энтузиазм, самоотверженность, 
стремление к самостоятельности, желание 
разобраться в сложных 
Юношескому 
возрасту свойственны и определенные 
трудности становления и роста. 
Нередко проявляются 
Личность воина -- ее содержание и структура -- не является чем-то застывшим, раз навсегда данным. Напротив, она динамична, ибо формируется в процессе воинской деятельности, обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который приходит в подразделение или поступает в военное училище, уже представляет собой личность. Но ему предстоит пройти еще определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-политические и боевые качества, которые определяют сущность личности воина -- вооруженного защитника Отечества.
Военная служба в рядах Вооруженных Сил -- разновидность общественно полезной деятельности большого числа преимущественно молодых людей. Основным содержанием ее в мирное время являются боевая и политическая подготовка и поддержание постоянной высокой боевой готовности. «Главным показателем уровня боевого потенциала нашей армии и флота, -- подчеркивает кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, -- является постоянная боевая готовность, гарантирующая немедленный отпор любому агрессору» .
Напряженность, 
ответственность и большая 
Развитие личности молодого воина -- это возмужание 18--20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется.
На 
начальном этапе службы происходит 
адаптация личности к новым условиям 
жизни и деятельности. Многие люди 
при изменении жизненной 
Новизна 
обстановки вызывает у некоторых 
молодых солдат, матросов чувство 
неуверенности и даже растерянности. 
Через известное время, по мере того 
как формируются необходимые 
для данной обстановки способы поведения, 
состояние внутреннего 
Благоприятные перемены затрагивают все структурные элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается понимание воинского долга, усиливаются чувства любви к Родине и ненависти к империалистам. Все это находит свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества.
Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.
Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни.
В 
армейских условиях воины получают 
всестороннее общее развитие. Они 
расширяют свой общеполитический и 
культурный кругозор, участвуют в 
общественной работе, овладевают новыми 
полезными для жизни знаниями, 
навыками, привычками, становятся более 
сильными и выносливыми в физическом 
отношении. Для многих воинов служба 
в армии является прекрасной школой 
овладения народным языком, ознакомления 
с национально-культурными 
Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.