Военно-патриотическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, доклад

Краткое описание

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
На первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:
- любовь к Родине;
- добросовестный труд на благо общества;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного богатства;
- высокое сознание общественного долга.

Файлы: 1 файл

ПЗ1.docx

— 26.31 Кб (Скачать)

 

Центральным свойством личности воина является направленность, то есть совокупность наиболее устойчивых жизненных и  военно-специальных целей, отношений  к существенным сторонам службы и  другим социальным ценностям, а также  ведущие мотивы деятельности и поведения. Ядром направленности воина являются его идейные убеждения и нравственные принципы, мировоззренческие взгляды  на основные военно-политические и  социальные проблемы. Направленность личности является обобщенной характеристикой  воина с точки зрения того, к  чему он стремится, что он ценит в  мире и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Знание содержания и структуры направленности воина дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет верно оценивать и, что очень важно, прогнозировать его поступки и их мотивы.

 

К направленности личности примыкает  характер, под которым понимают способность  воина действовать в соответствии со своими взглядами. Он представляет совокупность черт, в которых закрепляется отношение воина к типичным условиям и требованиям службы, а также  соответствующие способы реагирования. Характер -- это отношения, базирующиеся на идейности, нравственности и культуре личности и проявляющиеся в основных профессиональных привычках и качествах, сформировавшихся в условиях военной службы и необходимых для нее. Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, когда воин должен проявить такие качества, как смелость, само отверженность, мужество, стойкость, сознание воинской чести, взаимовыручка и др.

 

Оценивая  характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим  товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость -- все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества.

 

Существенное  значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного  порядка - законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера  характера -- отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества.

 

В процессе изучения способностей людей  определяются такие показатели, как  уровень и возможный темп развития мышления и памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов  зрения, слуха, осязания, приспособленность  психофизической организации индивида к осуществлению тонких, ювелирной  точности движений.

 

Существенную  сторону личности воина составляет его темперамент - свойство, характеризующееся  особенностями протекания психических  процессов, деятельности и поведения  в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень  эмоциональности, импульсивности. Темперамент  дополняет облик личности динамическими  показателями и является весомым  фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.

 

Важные  особенности личного состава  обусловлены возрастом; юношам в 18--20 лет свойственны энтузиазм, самоотверженность, стремление к самостоятельности, желание  разобраться в сложных мировоззренческих  и нравственных вопросах, повышенная потребность в общении и дружбе. Многие качества этого возраста имеют  большую социальную ценность. «...Не надо глушить эти юношеские особые свойства, -- советовал М. И. Калинин. -- Наоборот, их надо беречь, их надо развивать, на почве их надо растить нового, более совершенного человека»* В процессе изучения молодых воинов важно установить, в какой мере им свойственны лучшие черты молодежи, в какой индивидуально-своеобразной форме они проявляются в условиях армейской службы.

 

Юношескому  возрасту свойственны и определенные трудности становления и роста. Нередко проявляются категоричность и незрелость суждений и оценок, преобладание эмоциональных форм поведения, групповая замкнутость, неумение применять  ранее полученные знания, отсутствие самокритичности.

 

Личность  воина -- ее содержание и структура -- не является чем-то застывшим, раз навсегда данным. Напротив, она динамична, ибо формируется в процессе воинской деятельности, обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который приходит в подразделение или поступает в военное училище, уже представляет собой личность. Но ему предстоит пройти еще определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-политические и боевые качества, которые определяют сущность личности воина -- вооруженного защитника Отечества.

 

Военная служба в рядах Вооруженных Сил -- разновидность общественно полезной деятельности большого числа преимущественно молодых людей. Основным содержанием ее в мирное время являются боевая и политическая подготовка и поддержание постоянной высокой боевой готовности. «Главным показателем уровня боевого потенциала нашей армии и флота, -- подчеркивает кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, -- является постоянная боевая готовность, гарантирующая немедленный отпор любому агрессору» .

 

Напряженность, ответственность и большая значимость службы -- сильные воспитывающие факторы, формирующие личность воина. Общественная значимость воинской деятельности, ее сложное содержание обусловливают развитие у него высоких, благородных черт защитника Родины.

 

Развитие  личности молодого воина -- это возмужание 18--20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется.

 

На  начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым условиям жизни и деятельности. Многие люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс.

 

Новизна обстановки вызывает у некоторых  молодых солдат, матросов чувство  неуверенности и даже растерянности. Через известное время, по мере того как формируются необходимые  для данной обстановки способы поведения, состояние внутреннего дискомфорта, тоски по прошлому, привычному ослабевает, что свидетельствует о завершении процесса адаптации к условиям военной  службы. В ходе его происходят обычно обратимые изменения в системе  привычек и навыков повседневного  поведения, в уровне функционирования личности и основных жизненных функций  организма. Человек должен привыкнуть к распорядку дня, повышенному режиму физических нагрузок, к новым формам общения и взаимодействия с людьми, к форме одежды, условиям быта и  отдыха, а также нередко и к  новым климатическим, природным  условиям. Все это представляет большую  нагрузку для организма и психики  молодых воинов. Существенно меняется весь образ жизни и деятельности -- задача, с которой отдельные из них справляются с трудом.

 

Благоприятные перемены затрагивают все структурные  элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается  понимание воинского долга, усиливаются  чувства любви к Родине и ненависти  к империалистам. Все это находит  свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества.

 

Одновременно  с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и  победе, коллективизм и войсковое  товарищество.

 

Определенные  изменения происходят и в области  темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные  тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают  уравновешенность и сдержанность, увереннее  чувствуют себя при новых обстоятельствах  жизни.

 

В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они  расширяют свой общеполитический и  культурный кругозор, участвуют в  общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более  сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов.

 

Разумеется, все эти и другие положительные  сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и  политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.


Информация о работе Военно-патриотическое воспитание