Военно-патриотическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, доклад

Краткое описание

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
На первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:
- любовь к Родине;
- добросовестный труд на благо общества;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного богатства;
- высокое сознание общественного долга.

Файлы: 1 файл

ПЗ1.docx

— 26.31 Кб (Скачать)

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и  обучения нового поколения. Государству  нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные  люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых  случаях и решающий вклад в  дело подготовки умелых и сильных  защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием  патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость  характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и  врачу, инженеру.

С первого дня обучения детей в  школе выявляется, что первоклассники приходят в школу с разными  знаниями об окружающей жизни, имеют  далеко не одинаковые моральные представления, черты характера, привычки. Они по-разному  относятся к школе. Некоторые  дети умеют дружно играть с товарищами, если надо, поделятся игрушками. Другие стараются держаться в стороне.

Эту разницу в развитии моральных  качеств, общественных представлений, навыков и привычек поведения  у учащихся должна преодолеть школа  в процессе нравственного воспитания.

Школьное  образование на нравственное воспитание подрастающих поколений оказывает  большое влияние. Нравственное воспитание осуществляется в определенной системе. После окончания школы идет не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование или  исправление. Поэтому содержание нравственного  воспитания детей за период школьного  обучения должно быть очень емким, охватывать все области нравственности.

На  первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:

- любовь к Родине;

- добросовестный труд на благо  общества;

- забота каждого о сохранении  и умножении общественного богатства;

- высокое сознание общественного  долга.

Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме  и коллективизме. Поэтому нужно  воспитывать у подрастающих поколений  коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу: «Один за всех, все за одного», чувство дружбы (человек  человеку -- друг, товарищ и брат), сознательную дисциплину и культуру поведения. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, тунеядству, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Важное  место занимают нравственные принципы взаимоотношений различных наций  и народов:

- дружба и братство всех народов,  нетерпимость к национальной  и расовой неприязни;

- братская солидарность с трудящимися  всех стран, со всеми народами;

- непримиримость к врагам, дела  мира и свободы народов.

Эти принципы определяют направление и  содержание интернационального воспитания, включают учащихся в борьбу казахского народа за мир во всем мире, против расизма, человеконенавистничества.

Нравственное  воспитание осуществляется во всех звеньях  воспитательной работы с учащимися, на уроках, в процессе обучения и  трудовой подготовки, эстетического  и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, тогда они станут моральной  нормой поведения ученика. Эти положения  должны быть исходными при определении  методики нравственного воспитания.

Патриотическое  воспитание

 

Каждый  человек отличается большой любовью  к своей Родине -- государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.

 

Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира.

 

Любовь  к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к  их эксплуататорам, душителям свободы  и прогресса. Таким образом, патриотизм -- это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.

 

Формирование  гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с  чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое  чувство любви к Родине.

 

Поэтому развитие у подростков чувства любви  к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического  воспитания. Формирование чувства привязанности  к родным местам -- один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

 

Важной  задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому  революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках  герое труда, о ратных подвигах наших  людей во время вой вызывает сильные  переживания и прилив благородных  патриотических чувств. Переживание  может возникнуть и как результат  сопереживания жизни другого  человека. На этих благородных традициях  прошлого формируется стремление преумножить  славу и могущество нашей страны.

 

Школа направляет свои усилия на то, чтобы  патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах  на благо Родины, с этим тесно  связана и другая задача -- воспитание у детей готовности защищать свою страну.

 

Вся работа школы по патриотическому  воспитанию подростков должна проводиться  в единстве с интернациональным  воспитанием: воспитанием у детей  чувства дружбы народов нашей  страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися  всего мира, нетерпимости к расовой  и национальной неприязни, ненависти  к врагам коммунизма, дела мира и  свободы народов.

 

Высокое чувство любви к Родине может  сложиться лишь в результате целой  системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию  поведения и деятельности учащихся.

 

Огромное  значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

 

На  основе этих знаний формируется и  закрепляется чувство любви к  Родине. Иногда учащиеся младших классов  не имеют достаточного представления  о своей стране. Многие из них  под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.

 

Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала  школьных учебников. Его воздействие  на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной  литературы, использования кинофильмов  и диафильмов, картин.

 

Важное  значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу.

 

Начальная военная подготовка молодежи проводится в девятых - десятых классах общеобразовательных  школ, в средних специальных учебных  заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей  целью помочь юношам получить военные  знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.

 

Начальная военная подготовка неразрывно связана  с военно-патриотическим воспитанием  молодежи.

 

Сложившаяся в Советском Союзе система  обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах  дополняется мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей  является пропаганда военных и военно-технических  знаний, вооружение молодых людей  знаниями основ военного дела, гражданской  обороны.

 

Знания  и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются  занятиями в университетах военных  знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную  подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных  Сил.

 

Успешному овладению молодежью военными знаниями способствует шефство воинских частей, кораблей и военно-учебных заведений  над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями  ДОСААФ.

 

Допризывная военная подготовка и система  оборонно-массовой работы, военно-патриотического  воспитания молодежи к службе в Вооруженных  Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную  службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную  военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических  Вооруженных Сил, бдительно стоящих  на страже мирного труда нашего народа.

 

Военная психология выполняет важные теоретические, познавательные функции и вместе с тем является военно-прикладной отраслью общей психологии. Она активно  участвует в совершенствовании  способов боевой деятельности, практики обучения, воспитания, повышение эффективности  партийно-политической работы, научном  обеспечении военно-профессионального  отбора, конструирования оружия и  боевой техники. В соответствии с  этим военная психология решает следующие  основные задачи:

 

- изучение влияния условий воинской  деятельности на психику воинов  и психологию воинских коллективов.  Изучается влияние уставного  порядка службы, бытовых условий  подразделения, казармы, условий  учебы; выявляется влияние па  воина и воинский коллектив  особенностей различных видов  боя, воздействие поражающих факторов  оружия массового поражения противника, опасности, разного рода лишений  и трудностей;

 

- определение психологической характеристики  деятельности воинов и воинских  коллективов. С этой целью изучаются  служба, учеба, отдых, общественная  деятельность, взаимоотношения, коллективные  действия и поступки, характерные  для мирного времени. Изучаются  также действия воинов и воинских  коллективов в бою, учебе, на  отдыхе, характерные для военного  времени;

 

- определение психологической характеристики  личности воина. Выявляются личностные  качества, необходимые воину для  его успешного обучения, воспитания  и службы;

 

- изучение психологии воинского  коллектива: мнений, настроений и  запросов, исследуются такие психологические  явления, как энтузиазм, солидарность, спайка, паника и другие; выявляются  средства управления психологией  коллектива.

 

Особо следует сказать о связях между  военной психологией и педагогикой. Длительное время они развиваются  как единая система знаний. И это  вполне закономерно. У них общий  объект исследования -- воин и воинский коллектив; общая направленность исследований -- повысить эффективность обучения и воспитания воинов, а также уровень руководства ими. Взаимообогащая и дополняя друг Друга, военная психология и военная педагогика в единстве обеспечивают более глубокую разработку важнейших проблем человеческого фактора в Вооруженных Силах.

 

Военная психология занимается изучением личности воина с учетом его общественного  положения. Как личность воин -- полноправный гражданин общества, представитель трудящихся классов, член воинского коллектива, выполняющий предусмотренный Конституцией РК священный долг по защите Отечества. Ему присущи высокая политическая сознательность, нравственная зрелость, психологическая готовность и мастерство для выполнения учебных, служебных и боевых задач. Каждый воин имеет индивидуально-психологические особенности.

 

Личность  социальна по своей сущности и  происхождению, и ее значимость оценивается  критериями общественно-классовых  интересов. В то же время личность -- это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру.

 

Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и  природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения.

 

Содержание  личности тесно связано с ее структурой. Структуру образует упорядоченная  совокупность основных психических  свойств: направленности личности, характера, способностей и темперамента. Эти  свойства, присущие всем людям, наделены всегда конкретным содержанием.

 

Центральную часть духовного мира воина составляет мировоззрение. Это система общественно-политических знаний и убеждении, сознание патриотизма и интернационализма, воинского долга. Важнейшее место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию.

Информация о работе Военно-патриотическое воспитание