Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель исследования – на основе объективного исследования, которое проводилось с помощью современной литературы, документов и свидетельств сотен участников войны, пересмотреть оценки войны, а также охарактеризовать итоги и последствия войны для Афганистана и России.
Задачи:
1) кратко проследить историю отношений между двумя странами;
2) охарактеризовать силы исламской оппозиции, её лидеров, в первую очередь таких как, Г. Хекматияр, Б. Раббани, Ахмад Шах Масуд, Усама Бен Ладен и др.;
3) показать масштабы военной помощи исламской оппозиции, которая оказывалась другими государствами;
4) охарактеризовать ход боевых действий;
5) рассмотреть международную обстановку накануне ввода советских войск и после;
Введение
Глава 1. Причины Советско-афганской войны
1.1 История отношений России и Афганистана
1.2 Советско-афганские отношения в 1978-1979 годах
1.3 Международная обстановка накануне ввода советских войск в Афганистан
1.4 Ввод советских войск в Афганистан
1.5 Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан
Глава 2. Ход войны
2.1 Характеристика исламской оппозиции Афганистана
2.2 Характеристика Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ)
2.3 Боевые действия
Глава 3. Вывод советских войск из Афганистана. Итоги, значение и последствия Советско-афганской войны
Заключение
Список источников и литературы
Фундаменталистское движение в Афганистане не едино. Исламская партия Афганистана (ИПА) и ИСОА — его крайне правый фланг, Исламское общество Афганистана (ИОА), а также отчасти ИПА Ю. Халеса — более прагматичная середина. Часть движения во главе с М. Наби Мухаммади (ДИРА) — старым антикоммунистом и фундаменталистом примкнула к традиционалистам, но в сущности оставалось фундаменталистской. Проиранская афганская шиитская оппозиция, стоящая особняком от суннитской оппозиции, имеет также фундаменталистский характер, но со своими шиитскими особенностями.94
В рядах традиционалистов объединились представители правящей элиты времен монархии, высших эшелонов прежних госаппаратов, крупной феодальной буржуазии, бывшего генералитета, пуштунской родоплеменной знати, видные улемы, шейхи, пиры и хазраты. Традиционалисты активно использовали исламскую риторику, декларируя необходимость создания исламского государства, но вкладывали в это понятие иной, нежели фундаменталисты смысл. В исламском государстве традиционалистские лидеры отводят исламу и мусульманским богословам ведущую роль в идейно-политическом обеспечении деятельности в принципе светского режима, который обязан руководствоваться положениями ислама при наставнической роли традиционной мусульманской элиты. Традиционалистская оппозиция в силу своей обращенности в прошлое, своих социальных корней не выдвинула никаких сколько-нибудь новых или оригинальных, светских или религиозных концепций государства, отвечающих происшедшим в афганском обществе изменениям.95
Фундаменталистские организации
Сразу же после
Апрельской революции Пакистан превратился
в плацдарм, откуда вооруженные отряды
оппозиции начали войну против нового
правительства в Кабуле. Здесь
спешно создавались многочисленные
афганские оппозиционные
Среди тех, кто оказался в Пакистане, были действительно идейные противники национально-демократического строя в Афганистане, ставившие перед собой определенные политические цели и боровшиеся за их достижение. Но подавляющее большинство составляли политические авантюристы, дельцы, спекулянты, «жулики, летевшие в Пешавар и другие центры, где находились эмигранты, как пчелы на мед». Быстрый рост количества разношерстных оппозиционных организаций, в том числе и мнимых, вызвал тревогу у руководства основных фундаменталистских организаций, поскольку это подрывало их влияние среди афганских беженцев, ставило под угрозу их монопольное право на получение и распределение зарубежной помощи, поставок оружия, снаряжения, продовольствия.
Появление конкурентов заставило фундаменталистов, и в первую очередь ИПА и ИОА, начать борьбу против политических нуворишей. В результате фундаменталистам удалось утвердить свое влияние среди афганской эмиграции в качестве основной ударной силы оппозиции. ИПА и ИОА – самые влиятельные партии в оппозиции.97
1. Исламская партия Афганистана (ИПА)
Партия возникла на базе организации «Мусульманская молодежь» — единственная оппозиционная организация, именующая себя партией (все остальные называли себя обществами, фронтами, движениями). ИПА, имея черты политической партии, строила свою деятельность на принципах военной организации.
Основной целью партии и «единственным путем разрешения всех проблем и трудностей человечества» являлось «установление спасительного исламского строя», содействие «распространению во всем мире учения ислама и Аллаха». Так говорилось в её программе. Она изобиловала радужными обещаниями практически всем афганцам: борьбу со взяточничеством, «неисламским обогащением» чиновников, за улучшение обращения с «несчастными и беззащитными» заключенными в тюрьмах.
Крестьянам: ликвидацию незаконного землепользования, предоставление беспроцентных ссуд на освоение земли, семян для посевов и т. д. Что касается внешней политики, организация провозглашалась «сторонницей мира и безопасности», поясняя при этом, что с ее точки зрения «отсутствие войн еще не означает мира и безопасности». «Мы считаем,— заявляли авторы программы,— борьбу с колониализмом Востока и Запада основной задачей народов и мы направим все свои возможности и силы на ликвидацию этого колониализма». Далее в программе говорилось: «Мы не допустим, чтобы наша страна стала членом военных блоков и принимала участие в гонке вооружений... Нами не будут признаваться международные договоры и резолюции, противоречащие исламу».98
Программа ИПА была пронизана духом воинствующего ислама.
Организационные принципы ИПА в целом были идентичны структуре других исламских фундаменталистских организаций (афганское ИОА, пакистанское «Джамаат-и-Ислами», арабские «Братья-мусульмане»). Высшим руководящим органом организации являлся Центральный совет (шура), который возглавлял лидер партии (амир).
Исполнительный комитет ИПА состоял из руководителей функциональных комитетов, основными из которых являлись: военный, финансовый, административный, юридический, плановый, по вопросам культуры, образования, здравоохранения, беженцев. Через эти комитеты исполком руководил деятельностью соответствующих исламских провинциальных комитетов на территории ДРА, а через провинциальные комитеты — деятельностью уездных, волостных и деревенских исламских комитетов. Военный комитет руководил военными действиями на территории Афганистана.99
Несколько слов о лидере ИПА Г. Хекматьяре.
Хекматьяр Гульбеддин родился в 1947 г. (по другим данным, в 1944 г.) в семье крупного землевладельца из пуштунского племени харути (клан Гильзаи) в кишлаке Вартабоз (округ Имамсаиб, провинция Кундуз; по другим данным — в провинции Газни, незадолго до переезда семьи в Кундуз). В 1956 г. поступил в начальную школу в Имамсаибе, а в 1961 г. — в военное училище в Кабуле. После исключения из училища в 1964 г. продолжил учебу в аристократическом лицее в Кундузе. В 1970г. (по другим данным, в 1971 г.) поступил на инженерный факультет Кабульского университета, из которого спустя некоторое время также был отчислен. Во время учебы в университете познакомился с группой сторонников «Мусульманского братства» и принял в его работе активное участие. Был одним из основателей фундаменталистской организации «Мусульманская молодежь». В 1972 г. был арестован за «оскорбительные высказывания о королевской семье и афганской аристократии» и убийство Сайдала Сохандана (члена маоистской организации) во время стычки студенческих политических группировок. Вышел из тюрьмы в январе 1974 г. В 1975 г. вместе с другими исламистами принял участие в вооруженном мятеже в Панджшерской долине, после подавления которого бежал в Пакистан. В Пакистане на базе фракций «Мусульманского братства» и «Мусульманской молодежи» основал при поддержке пакистанских разведслужб Исламскую партию Афганистана (ИПА, «Хезб-и-Ислами»). Партия выступала за установление в Афганистане исламского правления и законов шариата, а также против участия в политической жизни страны бывшего короля Захир-шаха.100
Что касается его личных качеств, то следует отметить такие, как сильная воля, целеустремленность, стремление к авторитарному руководству, ораторское искусство, жестокость. Вот что писал афганский фундаменталист А. Р. Ульфат, впоследствии поплатившийся жизнью за свои взгляды и характеристики: «Хекматьяр имеет мудрость анализировать события и быстро ставить на колени своих противников, используя доводы о необходимости единства. Пуская в ход различные средства, он получает секретную информацию о деятельности других партий. Он концентрирует усилия на нужном направлении... В этой партии вообще нет другой личности, которая после Г. Хекматьяра могла бы руководить ею, если она сразу же не распадется на части» .101
2. Исламское общество Афганистана (ИОА)
Данная организация возникла, как и ИПА, на основе «Мусульманской молодежи». Программа и устав ИОА аналогичны, а в некоторых частях идентичны соответствующим документам ИПА.
Вооруженные действия отряды ИОА вели главным образом в северных провинциях: Герате, Бадгисе, Фарьябе, Джаузджане, Балхе, Самангане, Кундузе, Тахаре, Баглане, Бадахшане, а также Панджшерской долине. Массовой базой вооруженных отрядов ИОА в сельских местностях являлось крестьянство. Структура ИОА идентична с ИПА.102
В Афганистане ИОА имела сеть исламских комитетов, называемых амиратами, осуществлявших функции органов местной власти вплоть до сбора налогов с населения контролируемых районов. Помимо амиратов и амиров — гражданской структуры власти, существовала структура военная система «фронтов», объединяющих несколько вооруженных отрядов на территории одного уезда, волости. Руководство военными действиями в северных провинциях Валх, Тахар, Саманган, Кундуз, Баглан, Джаузджан, Бадахшан осуществляло «главное командование вооруженными силами на севере страны».
Известной фигурой
в военной структуре ИОА
Главой организации, ее лидером являлся профессор теологии Бурхануддин Раббани.
Родился в 1941 г. в г. Файзабад в семье муллы Мохаммада Юсуфа, занимавшегося земледелием и скотоводством. Окончил среднюю школу, кабульское медресе Дар-уль-Олюме-Шариа (Абу Ханифа)(1961 г.), с отличием шариатский факультет Кабульского университета (1964 г.). В 1964—1966 гг. работал преподавателем в этом же университете. В 1966—1968 гг. продолжил учебу в каирском университете Аль-Азхар, где защитил диссертацию магистра. По возвращении из Египта в 1968 г. организовал афганскую ветвь организации «Мусульманское братство» и в 1972 г. был избран руководителем этого общества. В этот период опубликовал ряд книг, в которых излагал свои фундаменталистские идеи, в частности «Ислам и коммунизм», «События 26 июля и деятельность Дауд Хана», «Политические основы ислама». С 1970 г. издавал журнал «Шариат». После провала антиправительственного мятежа в Панджшере 21 июля 1975 г. бежал в Пакистан, где основал «Исламское общество Афганистана» (ИОА, «Джамаат-и-Ислами»). 104
Он автор нескольких книг по теории ислама, как теолог достаточно хорошо известен среди зарубежных мусульманских богословов, поддерживал связи с арабскими мусульманскими деятелями Египта, Саудовской Аравии, княжеств Персидского залива, с богословами в Иране, с руководством «Джамаат-и-Ислами» и «Джамаат-и-Улема» в Пакистане. Б. Раббани не на словах, а на деле сумел привлечь в свою организацию некоторое количество шиитов. Его связи с шиитским руководством Ирана были более тесны, чем у Г. Хекматьяра. Некоторые авторы считали самого Б. Раббани шиитом. Но нет никаких данных, которые подтверждали бы это. В то же время все документы ИОА, его печатные издания, вся практическая деятельность носили суннитский характер.105
Б. Раббани отличался большими, чем Г. Хекматьяр, прагматизмом и гибкостью, что проявилось, в частности, в некоторых особенностях его подхода к участию США в решении афганской проблемы. До середины 1986 г. он занимал такую же жесткую линию, как и Г. Хекматьяр, по отношению к США, рассматривая их в свете лозунга «Ни Запад, ни Восток» — как «сатанинскую силу» (хотя уже ранее были сведения, что он более благосклонно, чем Г. Хекматьяр, относится к получению американской помощи). В июне 1986 г. Б. Раббани совместно с традиционалистскими руководителями посетил Вашингтон и вел переговоры с президентом США Р. Рейганом об американской помощи афганской оппозиции. После поездки отношения с Г. Хекматьяром еще более обострились, значительно осложнились также его отношения с иранским руководством.106
Перечисленные партии и организации – это только наиболее крупные и влиятельные, но партий, организаций и группировок ведущих войну против ДРА и ОКСВ было гораздо больше, по данным КГБ СССР и ГРУ Генерального штаба Министерства обороны СССР, их было более 70. 107
Масштабы иностранной помощи душманам.
Душманам оказывали помощь – США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Пакистан, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Китай и другие. Наемники со всего мира потянулись на эту войну. Только из арабских стран прибыло 100.000 наемников.108
Западные и мусульманские страны оказывали силам оппозиции финансовую помощь, поставляли оружие, боеприпасы и другие материальные средства, проводили военную подготовку боевиков в специально созданных для этой цели лагерях. 117 из них находилось в Пакистане (по другим данным — 124), 6 — в Китае и 7 — в Объединенных Арабских Эмиратах. В Иране (18 центров) они функционировали в основном на базе школ и учебных центров Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Численность обучающихся в этих лагерях одновременно составляла более 15.000 человек, а ежемесячный выпуск составлял 3.000 человек. В Пакистане с ними занимались 10 бывших генералов, 40 полковников и 100 офицеров рангом пониже.109
Именно тогда под руководством ЦРУ, при участии разведслужб Великобритании и Пакистана, частично Израиля и Саудовской Аравии стал формироваться секретный диверсионный аппарат, направленный уже не только против Москвы и Кабула. Впоследствии на базе этих структур возникли, боевые группы транснационального, или международного, терроризма.110
Частью этой системы была и «Аль-Каида», занимавшаяся вербовкой и обработкой наемников. В 1988 году «база» была подготовлена к новым задачам после ожидаемого весной следующего года вывода советских войск из Афганистана. Одним из действующих лиц этой системы стал Усама бен Ладен, возведенный позже западными СМИ в ранг террориста № 1 (через него и проходила основная масса наемников). В книге французского журналиста Терри Мейсана «Чудовищная махинация» приводятся интересные детали его биографии:111