Понятие и виды безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Общественная безопасность носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, представляющих собой нормальные, безопасные условия общественной жизни. В данном смысле безопасность общества является не только одной из его потребностей, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой должны быть заинтересованы как граждане, так и государство. Обеспечение общественной безопасности – гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых реализуются положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его физические и духовные блага являются высшей ценностью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие безопасности…………………………………………………...6

2.Виды безопасности……………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………..17

Список используемой литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

НАЦ.БЕЗ..docx

— 42.36 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3

           1.Понятие безопасности…………………………………………………...6

           2.Виды безопасности……………………………………………………..10

    Заключение………………………………………………………………..17

    Список  используемой литературы……………………………………….20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     В международной системе государство  по праву занимает центральное положение  как политико-правовое образование, от которого зависит существование  как самой системы, так и разумной жизни на Земле. В системе ценностей  гражданского общества каждое национальное общество возлагает  главную ответственность  за свою функциональность и организованность на государство.

     В связи с этим местом государства  в системе общественных отношений  его безопасность, его существование  в истории человечества всегда была в центре внимания личности, общества, международного сообщества и требовала  создания инструментов, обеспечивающих национальную (государственную) безопасность, например, норм национального и международного права, соответствующих политических документов.

     Существуют  понятия безопасности личности, безопасности государства, безопасности общества, международной (глобальной и региональной) безопасности. Каждый вид безопасности самоценен  и находится в связи и зависимости  друг с другом. Однако научное исследование должно идти вглубь и изучать в  системе, но как самостоятельный  объект, каждый вид безопасности и  в определенном аспекте, в данном случае с позиций международного права, в известной степени норм национального права и политических реалий.

     В зависимости от того, кто выступает  субъектом и объектом – отдельный  человек, общество, государство или  сообщество государств – устанавливается  тот или иной вид безопасности. Соответственно предметом усилий по ее обеспечению становятся личная, общественная, национальная (государственная) или международная (глобальная и  региональная) безопасность. Представляется, что все эти виды находятся  в тесной взаимосвязи, ведь если  массово не обеспечена безопасность личности, едва ли можно говорить о  безопасности общества, государства, а  в конечном итоге и всего мирового сообщества.

     В соответствии со статьей 2 Конституции  Российской Федерации человек, его  права и свободы являются высшей ценностью1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека - обязанность государства. Одним из важнейших условий существования и развития человека является обеспечение его безопасности, то есть создание совокупности таких социально-экономических, политических, правовых и иных условий жизнедеятельности, в которых он чувствовал бы себя полностью социально защищенным. Когда речь идет о безопасности личности, имеется в виду защищенность ее жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести, достоинства. Безопасность личности в современной научной литературе принято понимать как: защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития; состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; социальную защищенность человека, обеспечивающую сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества.

     Еще одним объектом безопасности выступает  общество. Исходя из общего понятия  безопасности, можно сказать, что  отсутствие острых или частых социальных конфликтов (и как следствие –  социальной напряженности), а равно  и способность общества как социальной системы противостоять данным конфликтам являются основными составляющими  общественной безопасности.  Иначе  говоря, безопасность общества – это  способность населения защищать и отстаивать свои права, свободы  и другие ценности при наличии  общественной системы безопасности, влияющей на деятельность внутренних политических и общественных институтов.

     Общественная  безопасность носит сложный и  многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, представляющих собой  нормальные, безопасные условия общественной жизни. В данном смысле безопасность общества является не только одной из его  потребностей, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и  развитии которой должны быть заинтересованы как граждане, так и государство. Обеспечение общественной безопасности – гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых  реализуются положения ст. 2 Конституции  РФ о том, что человек, его физические и духовные блага являются высшей ценностью.

     Следующий вид обеспечения безопасности –  национальная (государственная) безопасность. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  № 24 от 10.01.2000 года, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации2.

     Некоторые ученые стремятся рассматривать  национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и  государства на том основании, что  в российском законе они отнесены к объектам безопасности. «Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность –  ее права и свободы; общество –  материальные и духовные ценности; государство – его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность». Данное положение представляется не совсем верным, поскольку личность, общество и государство определяются законодательно объектами безопасности, но не национальной безопасности.  При этом представляется, что личность является объектом безопасности личности, общество – объектом общественной безопасности, а объектом национальной (государственной) безопасности является государство в единстве всех его признаков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

     В 1992 г. впервые в истории нашей  страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается  как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый  для нашей  страны качественный скачок в подходе  к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию  обеспечения и защиты личности и  общества.

     Термин  «национальная безопасность» впервые  использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г3. В этом документа сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

     Данное  определение фактически идентично  определению  «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.

     К тому же основополагающий документ в  этой области, впервые утвержденный Президентом РФ в 1997 г.., а в новой  редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и ее структура полностью  соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г.4

     В соответствии с положениями законодательной  и нормативно-правовой базы определение  понятия «национальная безопасность»  выглядит следующим образом: национальная безопасность или безопасность нации  есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

     «Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В качестве принципов  обеспечения национальной безопасности выступают: законность, соблюдение баланса  жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность  личности, общества и государства  за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности»5. Концепция национальной безопасности России говорит: «Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах… Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти». Включение интересов личности, общества и государства в круг национальных интересов России не подразумевает обозначение личности и общества объектами национальной (государственной) безопасности, а лишь подчеркивает ценность и необходимость реализации конституционных прав и свобод личности, обеспечения личной и общественной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития человека, упрочения демократии, создания правового и социального государства и т.д.

     Некоторые исследователи, такие как, например, Н.Н. Рыбалкин, разделяют понятия  национальная безопасность и государственная  безопасность, апеллируя при этом к разности объектов данных видов  безопасности – нация и государство. Обратимся к Закону США о национальной безопасности, подписанному 26 июля 1947 года. В соответствии с данным актом  под национальной безопасностью  понимается условие функционирования государства, являющееся результатом  оборонных (защитных) мероприятий, которые  повышают неуязвимость государства  от угроз извне или изнутри  в открытой и подрывной форме. При этом понятие «нация» отождествляется  с понятием «государство»6. Население Российской Федерации, однако, рассматривается в Конституции РФ не как одна нация, а как «многонациональный народ», но тогда возникает вопрос: о безопасности какой нации идет речь в Концепции национальной безопасности России? Очевидно, что при таких условиях национальная безопасность должна пониматься как безопасность объединяющего весь многонациональный народ Российской Федерации как источник суверенитета и власти понятия государство. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

       Еще одним подтверждением тому  может служить содержащееся в  Кратком словаре специальных  терминов для руководящего состава  Вооруженных сил Российской Федерации  понятие национальной безопасности  государства как состояния, при  котором обеспечивается защита  жизненно важных интересов государства  и гражданского общества в  экономической, политической, военной,  экологической, гуманитарной и  других областях. Данная дефиниция  представляется более полно отражающей  суть национальной (государственной)  безопасности, однако и оно сводит  состояние безопасности лишь  к защите от угроз, оставляя  в стороне создание условий  для реализации национальных  интересов государства и, как  глобальная цель, построение такой  системы, в которой наблюдалось  бы отсутствие угроз7.

     Международная безопасность зачастую рассматривается  как состояние политических, экономических  и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного государства или группы государств, против другого государства или  группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование. Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной  безопасности, включающий в себя системы  коллективной безопасности (универсальную  и региональные), меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению, неприсоединение и нейтралитет, меры доверия. Однако, зачастую поддержание  международной безопасности связывается  с «поощрением или воспрепятствованием  организованному насилию в международных  отношениях и осуществлению военной  активности». Таким образом, говоря о международной безопасности, мы поднимаем проблемы войны и мира. Но не стоит забывать и об иных глобальных угрозах человечеству, мировому сообществу, таких как термоядерная угроза (не только военная, но и мирная), угроза загрязнения окружающей среды, голод, эпидемии, сепаратизм, нестабильность целых регионов Земли, появление и разрастание международных преступлений уголовного характера, равно покушающихся на личную, общественную, национальную (государственную) и международную безопасность. Таким образом, понятие международной безопасности должно включать в себя такое состояние политических, экономических и других отношений между государствами, которое не только обеспечивает мирное сосуществование государств, но и препятствует распространению глобальных угроз, а также включает в себя всеобщие усилия по их устранению.

Информация о работе Понятие и виды безопасности