Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:19, доклад
Заинтересованность различных предприятий в повышении эффективности производства вытекает из структуры экономических систем, в каждой из которых имеются две части: управляющая и управляемая. Функции управляющей подсистемы могут выполняться управляющим органом и (или) управляющей средой. Орган управления обладает определенными административными функциями и его указания обязательны для соответствующих производственных подразделений.
Как свидетельствует
мировой опыт, развитие управления
персоналом как науки и ее признание
в качестве необходимого компонента
высшего и специального управленческого
образования способны оказать значительное
позитивное влияние на деятельность
предприятий рыночного сектора,
государственных служб и
К настоящему
времени на Западе по существу оформилась
школа "управления человеческими
ресурсами". Построение моделей управления
этой школы основывается на системном
подходе. Делаются попытки синтезировать
новые современные требования к
управлению человеческими ресурсами
и выделить ключевые стратегические
установки его дальнейшего
Концепция "человеческих ресурсов" явилась теоретическим отражением ситуации, при которой решающим фактором конкурентноспособности во многих технологически насыщенных отраслях стали обеспеченность квалифицированным персоналом, уровень его мотивации, организационные формы и другие факторы, определяющие эффективность использования персонала. В связи с этим во многих организациях подход к работе с человеческими ресурсами, основанный на "минимизации затрат", оказался несостоятельным. Один из авторитетных специалистов по управлению человеческими ресурсами (Э.Шейн) указывал на следующие функции "системного управления человеческим ресурсом":16
1. Проведение
анализа проблем труда,
2. Непосредственное
руководство трудовыми
3. Совершенствование
организации и управления
4. Прогнозирование
изменений в области труда,
реализация программ по
"Для
того, чтобы управление было
Основополагающей
сутью современной концепции
человеческих ресурсов является признание
экономической целесообразности капиталовложений
в привлечение персонала, поддержание
его трудоспособности, обучение и
повышение квалификации, создание условий
для более полного выявления
возможностей и способностей, заложенных
в личности. Рассмотрение наемных
работников как ключевого ресурса
производства и отказ от представлений
о рабочей силе, как о даровом
богатстве, освоение которого не требует
денежных средств и организационных
усилий со стороны работодателя, является
основной теоретической посылкой концепции.
Человеческие ресурсы способны создавать
доход работодателя, величина которого
зависит от производительности труда,
его продолжительности и
"Ценность"
работника для фирмы
Дальнейшее
совершенствование системы
Объектом
прямого финансирования государственными
органами Германии, Франции, Италии, Швеции
стала так называемая альтернативная
форма подготовки кадров, которая
охватывает молодежь до 25 лет. Речь идет
о соединении процесса теоретической
подготовки в учебном заведении
с трудовой деятельностью при
условии частичной занятости. Таким
образом обеспечивается соответствие
занятости учащегося
Методы
прямого финансирования дополняются
непрямым стимулированием
В западноевропейских странах одним из источников средств государственных органов, выделяемых на профессиональную подготовку, являются денежные отчисления самих предприятий. Так, во Франции существует порядок, в соответствии с которым каждое предприятие с численностью занятых свыше десяти человек отчисляет на цели повышения квалификации работников не менее 1 % фонда заработной платы.
Необходимость постоянной переподготовки персонала привела к тому, что практически во всех странах с рыночной экономикой созданы системы специальных подразделений фирм: учебные центры и курсы, отделы кадровой политики и др. Систему профессиональной подготовки рабочих имеют 80 % предприятий Японии. Затраты американских компаний на переподготовку и повышение квалификации персонала составляют до 5 % прибыли, не учитывая государственных дотаций.22
В экономически
развитых странах большое внимание
уделяется внедрению
Достаточно
эффективным методом оценки руководителей
и специалистов является оценка в
соответствии с достижением поставленных
целей. Она по целям включает, как
правило, такие этапы: 1) определение
нескольких ключевых функций работников;
2) конкретизация каждой функции
путем установления определенных экономических
показателей (объем работ, качество,
прибыль и т. п.); 3) определение
конкретных показателей для оценки
результатов деятельности; 4) сравнение
достигнутых результатов по заблаговременно
установленным “стандартам
Наибольшего
внимания заслуживает зарубежный опыт
формирования и применения многоаспектной
системы материального
Во многих зарубежных странах распространены целиком оригинальные системы премирования. В частности, в американских фирмах уже длительное время применяются две системы, известные по фамилиям их авторов, — системы Скенлона и Ракера. Первая из них базируется на распределении (в пропорции 1:3) экономии затрат на заработную плату между компанией и рабочим, а вторая — на формировании премиального фонда в зависимости от увеличения условной — чистой продукции в расчете на один доллар заработной платы.25
Кое-где
широко применяется система “
Характерной особенностью современных систем стимулирования на Западе является широкое распространение системы поощрений за внедрение разнообразных нововведений. В частности, большинство западноевропейских фирм формируют премиальные фонды для специального вознаграждения за создание, освоение и выпуск новой продукции, но их размер ставится в зависимости от прироста объема продажи новой продукции, ее доли в объеме производства.
1 Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 134
2 Максимцов М.М., Игнатьева Л.В. Менеджмент - М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 107
3 Основы управления трудом на промышленном предприятии / Журнал «Научно-технические ведомости СПбГПУ». Серия: Экономические науки, 2009. - № 2, том 1. – С.22.
4 Васильченко В.С., Гриненко А.М., Гришнова О.А., Керб Л.П. Управление трудовым потенциалом. – Киев.: КНЕУ, 2005. – С. 40
5 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001 г.- С. 37
6 Мазманова Б. Участие работников в прибылях и партнерство // Человек и труд. – 2000. – № 9. – С. 66–68
7 Практика повышения эффективности управления персоналом / Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Сборник научных трудов / редкол.: И.И. Докучаев(отв. ред.) и др.- Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. - С 24.
8 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов. / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002.- С. 134
9 Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: учебное пособие– СПб.: Северо-Запад, 2002. – С. 134
10 Промыслов Б., Дроздова С. Стимулирование труда и тарифная система // Человек и труд. – 2004. – №2. – С.77
11 Степанов С. Зарубежный опыт в управлении персоналом // Управление персоналом. – 2009. - № 6. – С. 9
12 Степанов С. Зарубежный опыт в управлении персоналом // Управление персоналом. – 2009. - № 6. – С. 9
13 Чернышева Ю.Э. Повышение качества трудовой жизни работника через формирование профессионально-личностного комфорта– Ростов-на-Дону: Южный Федеральный Университет, 2009 – С.83
14 Шубина Л.В. Отчет о прохождении стажировки в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (г. Дарэм) с 7 по 20 мая 2006 года и Королевстве Нидерландов (г. Маастрихт) с 20 по 27 мая 2006 года по теме «Принципы управления процессом формирования бюджетных расходов государственными органами в условиях смешанной экономики» // Гос. служба. – 2006. - № 8. – С. 24-25
15 Практика повышения эффективности управления персоналом / Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Сборник научных трудов / редкол.: И.И. Докучаев(отв. ред.) и др.- Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. - С 24
16 Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников/ Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, - 2007. С.124
17 Чернышева Ю.Э. Повышение качества трудовой жизни работника через формирование профессионально-личностного комфорта– Ростов-на-Дону: Южный Федеральный Университет, 2009 – С.83
18 Зарубежный опыт трудовой мотивации // Управление кадрами. – 2009. - № 8. С. 12 -14
19 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2006. – С.52
20 Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Стратегии управления персоналом– М.: ''Центр Кадровых Технологий - ХХ1 век'' (ЦКТ), 2008. – С. 26
21 Гибсон Дж.Л., Иванцевич ДЖ., Донелли Дж. Х. (мл.) Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.126
22 Васильченко В.С., Гриненко А.М., Гришнова О.А., Керб Л.П. Управление трудовым потенциалом. – Киев.: КНЕУ, 2005. – С. 56
23 Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников/ Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, - 2007. – С. 46
24 Манеров И.Г. Интеграция зарубежного опыта управления трудовым потенциалом в Российскую практику – М.: ПЕРСОНА, 2008, - С 46
25 Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2003. – С. 267
Информация о работе Управление персоналом в зарубежных странах