Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Стандарты разрабатываются и используются в связи с тем, что соответствующие круги общества (изготовители, потребители, торговля) сталкиваются с проблемами, требующими общих решений. Стандарты базируются на общепризнанных результатах науки, техники и опыта.

Файлы: 1 файл

Копия контрольная.docx

— 96.38 Кб (Скачать)
 
 

1. Принципы, положенные в основу стандартов ИСО серии 90000 версии 2000Г……………………….…..……3

2. Семь инструментов управления качеством. Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма……………………………………..6

3. Метод «5S»: сущность метода, методика применения, получаемый эффект, практика использования…………………………………………………..12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы, положенные в основу стандартов ИСО серии 9000 версии 2000Г 
 

     Стандарты разрабатываются и используются в связи с тем, что соответствующие  круги общества (изготовители, потребители, торговля) сталкиваются с проблемами, требующими общих решений. Стандарты  базируются на общепризнанных результатах  науки, техники и опыта.

     Стандарт  — это документ, изданный и утвержденный официальным органом для постоянного  использования, содержащий руководства, правила или характеристики, направленные на обеспечение оптимальных результатов.

     ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации. С 1946 года ISO разрабатывает технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. Целью этой организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO TК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

     15 декабря 2000 года появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000: 2000, которая заменила издание 1994 г.

     Согласно  новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией. [1, С. 135]

     Восемь  принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы  высшее руководство могло руководствоваться  ими с целью улучшения деятельности организации.

     Принцип первый – ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

     Принцип второй – лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

     Принцип третий – вовлечение работников. Это  одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы  у каждого возникла внутренняя потребность  в улучшениях.

     Принцип четвертый – процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение  – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная  система должна переориентироваться  с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение  эффективности системы и конкурентоспособности  предприятия.

     Пятый принцип – системный подход к  управлению. В соответствии с этими  принципами производство товаров, услуг  и управление рассматривается как  совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению.

     Есть, например, норма, в соответствии с  которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной  продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

     Принцип шестой – постоянное улучшение. Раньше стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

     Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать  фактические данные и принимать  решения на их основе. Наиболее распространенными  сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

     Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения  с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам. [Там же, С. 170]

     Универсальность семейства стандартов ISO заключается  в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для  каждого отдельного вида продукции  и услуг (например, требуемых технических  характеристик продукции). Это было бы и невозможно - ведь качество - есть способность продукции или услуг  удовлетворять потребности людей, а потребности - бесконечно разнообразны. Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы  качества, которая в свою очередь  должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятие, иными словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности  потребителей.

2. Семь инструментов управления качеством. Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма 
 

     Качество  – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

     Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства. [2, С. 95]

     Союз  Японских Ученых и Инженеров разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода факторов. Инструменты получили название семи инструментов управления качеством. Эти инструменты особенно подходят для совершенствования качества путем улучшения процесса проектирования продукта или услуги и включают следующие:

     1. Диаграмма сродства; 

     2. Диаграмма связей; 

     3. Древовидная диаграмма; 

     4. Матричная диаграмма; 

     5. Стрелочная диаграмма; 

     6. Диаграмма процесса осуществления программы;

     7. Матрица приоритетов.

     Рассмотрим  несколько инструментов управления качеством подробнее.

     Диаграмма сродства.

     Этот  метод имеет несколько названий. Его также называют KJ-методом. Дело в том, что латинские буквы К, J – это инициалы создателя предшественника данного метода японского антрополога Дзиро Кавакито. Цель метода – выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Использование данного метода требует творческого подхода и широкого кругозора участников.

     Рекомендации  для составления диаграммы сродства:

     1) Участники собираются в комнате с большой доской. Название предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования специальных терминов и подчеркивается.

     2) Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма. Их записывают на специальных клейких карточках. Эти идеи или решения на карточках надо формулировать кратко и лаконично. Ни в коем случае формулировка не должна состоять из одного слова. Затем карточки приклеиваются к доске в произвольном порядке.

     3) Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, группа должна передвигать карточки по доске так, чтобы получились группы с взаимосвязанными идеями и решениями. Обычная ситуация заключается в том, что карточки передвигаются вперед и назад много раз, пока не займут нужных мест. В зависимости от числа выдвинутых идей, вся процедура может занять час или более времени. Альтернатива заключается в том, что, с одной стороны, время можно ограничить, с другой стороны – это время можно установить достаточно продолжительным (целый рабочий день, несколько дней, неделя).

     4) По окончании процедуры группировки карточек участники эксперимента обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные карточки оказались на конкретных местах, возможны еще дополнительные перемещения карточек. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Важно дать каждой группе название. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.

     5) Теперь можно вычертить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяют стрелками для указания связей между группами.

     6) Заключительный этап – оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке процессов по совершенствованию.

     Диаграмма связей.

     Диаграмма связей (граф взаимозависимости) –  инструмент, используемый для выявления  логических связей между основной проблемой, которая требует решения, причинами, которые оказывают на нее влияние  и другими данными.

     Диаграмму связей рекомендуется использовать в следующих случаях:

  • рассматриваемая проблема (тема) настолько сложна, что взаимосвязи между полученными данными не могут быть определены в ходе обычного обсуждения;
  • решающим фактором является временная последовательность, в соответствии с которой делаются шаги;
  • существуют подозрения, что рассматриваемая проблема является следствием воздействия более фундаментальной, еще не затронутой проблемы.

     Работа  над диаграммой связи, также как  и над диаграммой сродства, должна проводиться в группах по улучшению качества.

     Методика  построения:

  1. Выбрать тему (проблему), которая требует улучшения (решения) и записать ее в центре чистого листа бумаги.
  2. Определить факторы, влияющие на проблему, и расположить их вокруг записанной проблемы. Исходные данные для построения диаграммы могут быть получены с использованием диаграммы сродства.
  3. Определить звенья, которые связывают отдельные причины (факторы), влияющие на проблему, и проставить зависимости между факторами и проблемой, а также факторов между собой с помощью стрелок.
  4. Определить ключевые факторы для оказания на них воздействия. Определение ключевых факторов производится с учетом имеющихся в наличии ресурсов, а также с учетом данных, характеризующих эти факторы.

Информация о работе Управление качеством