Требования к качеству на международном уровне. Стандарты ИСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Стандарт (от англ. Standard – норма, образец) – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Файлы: 1 файл

Курсач-УЭФ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях, ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с

региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций  одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).            

Крупнейший партнер  ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.            

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ИСО в случае его пользования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в дву- и многосторонних торговых отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.             

Разработка проекта  стандарта в технических органах  ИСО всегда связана с необходимостью преодоления определенного, давления представителей отдельных стран (нередко  это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в ИСО для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита окружающей среды. На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.            

По своему содержанию стандарты  ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

 

 

Перспективные задачи ИСО

 

Перспективные задачи ИСО. ИСО определила свои задачи до конца столетия, выделив  наиболее актуальные стратегические направления работ:  

-  установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;  

-  снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций; 

-   оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО; 

-   стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

-    забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.             

В дальнейшем ИСО  планирует расширить сферу предоставляемых  технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности:   содействие   принятию   широко   используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.            

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной  стандартизации по прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000, реализуется проект ИСО 9000 — 2000.            

Правительства ряда крупных стран  передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе.            

В  перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и СЕН, которое дополняет деятельность этих организации и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.            

В области информационных технологий интересным новым направлением международной стандартизации является CALS технология (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Концепция CALS возникла в военно-промышленном комплексе США, затем проникла в гражданскую промышленность и значительно расширилась географически. Идея CALS базировалась на двухуровневой интеграции: 

-   процессов (интеграция в рамках согласованного процесса проектирования, разработки, производства, эксплуатации, обслуживания и утилизации); 

-    данных (автоматизация и компьютеризация обмена   коммерческими   и    администра-тивными данными между партнерами).            

Значимость уровней  со временем менялась, и к началу 90-х годов CALS стала называться "Поддержкой непрерывных по ставок и жизненного цикла изделий". Это значит, что  усиливалось внимание к методологии  параллельного проектирования и  интегрированной логистической поддержки. Позднее CALS превратилась в Commerce At Liqht Speed — "Бизнес в высоком темпе". Этот последний вариант и служит основой для разработки международных стандартов в области информационных технологий для электронной коммерции.            

CALS-технологии  обусловили возникновение нового  понятия - "виртуальное предприятие". По существу это не оформленное  организационное объединение разных  компаний, связанных разработкой  или реализацией одного проекта.  Для них нужны единые правила действий, единый язык, единые нормы. А это решается только путем стандартизации.             

Наряду с другими  организациями стандартизацией  в области CALS-технологий занимается ИСО.

Отечественные разработки компьютерного  сопровождения проекта CALS-технологий и процессов не обеспечивают необходимой совместимости программных средств различных организаций, а международные стандарты в России не внедрены.

 

 


Информация о работе Требования к качеству на международном уровне. Стандарты ИСО