Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа
Внедрение новейших технологий в области транспортировки и добычи углеводородов — важнейшая задача государства и бизнеса на сегодняшний день. В условиях жесткой конкуренции за энергетическое влияние данная проблема становится основной среди стран производящих и экспортирующих углеводородное сырье. Для России, кроме того, — это задача дальнейшего наращивания конкурентного преимущества в современном мире, где вопрос эффективности энергетического комплекса страны играет главенствующую роль в геополитическом аспекте.
В настоящее время многие из российских инновационных компаний ведут активный научный поиск в этом направлении, пытаясь найти пути их внедрения в практической плоскости.
1. Теоретическая часть
a. Введение
b. Перспективы использования многослойных нано¬композиционных полимерных покрытий для нефтегазовых трубопроводов
c. Выводы
2. Практическая часть
3. Список литературы
- ориентированная укладка
УНТ;
— обеспечение оптимальной прочности
связи матрица-наполнитель.
Важен выбор метода ориентированной
укладки УНТ: растягивание, использование
сдвигающих усилий, ориентирование в
электрическом или магнитном
полях, матричный синтез, использование
капиллярных сил, диэлектрофореза,
самосборки.
Еще один вопрос, который возникает при
создании полимерных покрытий на основе
полиэтилена модифицированного углеродными
наночастицами, – необходимость функциализации
(изменение химической природы их поверхности)
.
Такая функциализация:
- способствует увеличению
прочности связи трубка-
— обеспечивает разделение сростков УНТ
на отдельные трубки и улучшает однородность
распределения УНТ в матрице.
Примером могут служить данные компании Nanocyl (Бельгия): введение в эпоксидную смолу 0,5% двухслойных УНТ, функциализованных амином, повышает прочность на 10, жесткость на 15 и трещиностойкость на 43% . Однако аналогичные данные по полиэтилену отсутствуют, вопрос остается открытым.
Выводы
1. Новый композиционный
материал на основе
2. Проведенные работы
указывают на то, что добавление
УНВ – эффективный способ
3. Композиционный полимерный
материал с УНТ не сможет удовлетворять
заложенным исходным требованиям по всем
показателям.
Во-первых, при увеличении концентрации
УНТ проводимость композитов возрастает.
Это свойство скорее отрицательное с точки
зрения создания защитного покрытия для
наружной изоляции труб.
Во-вторых, использование УНТ для придания
полимерам антистатических и проводящих
свойств – коммерческая практика. Однако
в случае изоляционных покрытий для трассовых
трубопроводов последнее свойство оказывает
скорее отрицательное влияние.
В-третьих, в ряде работ отмечается, что
качество композиционного материала сильно
зависит от качества исходных компонентов
– полиэтилена и УНЧ. Следует учесть, что
только идеальные однослойные нанотрубки
и особенно УНТ, отличаются рекордными
значениями механических и транспортных
свойств. Достижение идеальных параметров
– вопрос, прежде всего, стоимости. Высокая
стоимость одного из компонентов ставит
вопрос о целесообразности создания защитного
материала (покрытия) в целом.
В-четвертых, один из показателей – стойкость
к огню, как установлено, достигается при
концентрации одностенных УНТ 0,5% от общей
массы материала. Для многослойных УНТ
этот показатель равен примерно 1%. Установлено,
что для достижения других требуемых свойств
(прочности и износостойкости) оптимальное
количество наполнителя не должно превышать
2–3%. Кроме этого, плотность УНТ и УНВ не
более 2 г/см3, что делает их легковесными
наполнителями. Учитывая два последних
обстоятельства, очевидно, что достичь
одной из поставленных задач – 40%-ной экономии
сырья (полиэтилена) введением УНТ не удастся.
4. Полученное на основе
полиэтилена и УНТ
5. В настоящее время
рассматриваются более
Практическая часть
Определение экономически наиболее выгодного диаметра трубопровода
Теоретически перекачку нефти с заданным расходом G можно осуществлять по трубопроводу любого диаметра D. Причем каждому диаметру трубы соответствуют вполне определенные параметры транспортной системы (толщина стенки трубы, число насосных станций, рабочее давление и т.д.).
Капитальные затраты К и эксплуатационные расходы Э зависят от диаметра трубопровода D. Поэтому возникает вопрос об отыскании оптимального диаметра трубопровода (оптимальный вариант трубопровода). По действующей в настоящее время методике оптимальный диаметр трубопровода определяют по минимуму приведенных расходов.
Для достижения экономически наиболее выгодного диаметра трубопровода по приведенным расходам необходимо произвести гидравлический расчет по нескольким вариантам.
Заданные данные:
L, км |
∆Z, м |
G, млн. т/год |
ρ, т/м3 |
Марка стали |
Кинематическая вязкость, y |
1280 |
1200 |
1,8 |
0,834 |
Ст4сп |
0,00021 |
Расчет:
1. Зная годовую пропускную способность трубопровода G =1,8 млн. т/год определяем наружный диаметр трубопровода
DHap = DH2.=273
К нему добавляем из таблицы№1 еще два ближайшие по ГОСТу диаметра - больший DНз = 325мм и меньший - DH1=219 мм. Дальнейший расчет осуществляется по трем стандартным диаметрам.
2. Для каждого диаметра
вычисляется толщина стенки
δ = n ρ D нар / 2 (n ρ + R1), (мм), (1)
где: δ - толщина стенки трубы, мм;
n - коэффициент надежности по нагрузке, п =1, 1;
DHap - наружный диаметр трубопровода, мм;
R1 - нормативное сопротивление сжатию, МПа;
ρ - давление в трубопроводе, МПа. (необходимо подсчитать среднее арифметическое давление из таблицы №1)
Значение R1 определяется из выражения:
R1 = 0,7 σв, (МПа) (2)
где: σв - предел прочности при сжатии, МПа.
Значения σв для различных видов трубных сталей приведены в таблице№2.т. к в моем варианте сталь марки Ст4сп, то σв = 420 МПа.
Следовательно, R1 = 0,7*420 = 294 МПа.
Теперь подсчитаем среднее арифметическое давление для каждого диаметра:
ρ 1 = 9.3
ρ 2 = 7,85
ρ 3 = 7,0
Для каждого диаметра вычисляется толщина стенки трубы по формуле
δ = n ρ D нар / 2 (n ρ + R1), (мм),
Отсюда, δ1= 1,1*9,3*219/2 (1,1*9,3 + 294) = 4 мм
δ2= 1,1*7,85*273/2 (1,1*7,85+294) = 4 мм
δ3= 1,1*7,0*325/2 (1,1*7.0+294) = 5 мм
3. Определяется внутренний
диаметр трубопровода по
Dвн = DHap - 2 δ
Dвн1 = 219-2*4 = 211 мм
Dвн2 = 273-2*4 = 265 мм
Dвн3 = 325-2*5 = 315 мм
4. В соответствии с
расчетной пропускной
Тип насоса определяется по значению средней пропускной способности в год в таблице №4. (Средняя пропускная способность - средняя арифметическая пропускная способность из таблицы №1)
Итак, средняя пропускная способность G1 = 0,95 млн. т/год; G2 = 1,45 млн. т/год; G3 = 2,0 млн. т/год.
Отсюда, тип насоса 1 - НМ-125-550, 2 - НМ-180-500, 3 - НМ-250-475.
5. Скорость движения нефти
в трубопроводе в зависимости
от диаметра трубопровода
Рекомендуемые скорости движения нефти в магистральных
трубопроводах
Диаметр трубопровода, мм |
Скорость движения нефти, м\с, W |
Диаметр трубопровода, мм |
Скорость движения нефти, м\с, W |
219 |
1,0 |
630 |
1,4 |
273 |
1,0 |
720 |
1,6 |
325 |
1,1 |
820 |
1,9 |
377 |
1,1 |
920 |
2,1 |
426 |
1,2 |
1020 |
2,3 |
530 |
1,3 |
1220 |
2,7 |
Для диаметра DH1 = 219 мм, W1 = 1,0 м/с;
Для диаметра DH2 = 273 мм, W2 = 1,0 м/с;
Для диаметра DH3 = 325 мм, W1 = 1,1 м/с;
6. Для каждого варианта
расчета определяется
i = λ W2/2g DBH. (6)
Здесь: g - ускорение силы тяжести (= 9.8 м/с2)
W - скорость движения нефти в трубопроводе, м/с; (определяемая в пункте №6)
λ - коэффициент гидравлического сопротивления, определяемый в зависимости от режима течения жидкости (в зависимости от числа Рейнольдса Re) следующим образом:
Число Рейнольдса определяется по следующей формуле:
Re =W DBH / v,
Где v - это заданный коэффициент кинематической вязкости
Исходя из полученного значения числа Рейнольдса определяем режим течения:
Для ламинарного режима течения жидкости (Re < 2300)
λ = 64/Re.
Для турбулентного режима течения нефти
λ = 0,3164/Re 0,25 при (3500 < Re < 15/КЭ).
Для смешанного трения λ = 0,11 8/Re+КЭ
при 15/КЭ <Re < 560/Кэ.
Коэффициент эквивалентной шероховатости трубопровода (КЭ) может приниматься ориентировочно на уровне от 0,0005 до 0,0001 для диаметров трубопроводов от 200 до 1200 мм соответственно.
Итак, подсчитаем число Рейнольдса:
Re1 = 1,0*0,211/0,000021 = 10047
Re2 = 1,0*0,265/0,000021 = 12619
Re3 = 1,1*0,315/0,000021 = 16500
Т. к 3500 < Re < 15/КЭ,
следовательно режим течения жидкости турбулентный, отсюда:
λ = 0,3164/Re 0,25.
λ 1= 0,3164/10428 0,25 = 0,031
λ 2 = 0,3164/13000 0,25 = 0,029
λ3 = 0,3164/17023 0,25 = 0,027
Отсюда,
i1 = 0,031*1,0/2*9,8*0, 219 = 0,0072 м
I2 = 0,029*1,0/2*9,8*0, 273 = 0,0054 м
I3 =0,027*1,21/2*9,8*0, 325 = 0.0051 м
7. Определение полного
напора, необходимого при перекачке
нефти по трубопроводу с
Н = 1,02 i L + ΔZ + N hост KП, (7)
где i - гидравлический уклон;
L - длина трубопровода; (м)
ΔZ - разность геодезических высот начала и конца трубопровода; (м)
N - число эксплуатационных участков, на границах которых расположены промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС) (при данных расчетах этим значением мы можем пренебречь);
hост KП - остаточный подпор, который должен быть передан на конечный пункт или промежуточную НПС, оснащенную резервуаром (при данных расчетах этим значением мы можем пренебречь);
1,02 - коэффициент, учитывающий потери на местные сопротивления.
В формуле (7) слагаемое N hост KП должно определяться, исходя из задаваемой сжатой трассы трубопровода и мест расположения НПС. В данном курсовом проекте этим слагаемым можно пренебречь.
Итак, Н1 = 1,02*0,0072*1280000+1200= 1060,03 МПа
Н2 = 1,02*0,0054*1280000+1200 = 825,02 МПа
Н3 = 1,02*0.0051*1280000+1200 = 785,8 МПа
8. Расчетный напор НПС
принимается равным напору, развиваемому
магистральными
Нст = m hнac, (8)
где m - число насосов на НПС (обычно принимается m = 3);
hнac - номинальный напор, развиваемый насосом. (второе число в номере насоса).
Нст1 = 3*550 = 1650 МПа
Нст2 = 3*500 = 1500 МПа
Нст1 = 3*475 = 1425 МПа
9. Расчетное число насосных станций будет
n0 = (Н -N hПН) / НСТ. (9)
В формуле (9) вычитаемое N hПН можно принять равным нулю.
Полученное значение n0 округляется в большую или меньшую сторону. При округлении в большую сторону необходимо сооружение лупинга. При округлении в меньшую сторону перекачка нефти возможна с помощью вставки нефтепровода меньшего диаметра, обточкой колес перекачивающих нефтяных насосов или организацией циклической перекачки без изменений характеристик насосных агрегатов и линейной части трубопровода. С целью упрощений в настоящем курсовом проекте n0 округляется в большую сторону и предполагается перекачка нефти без изменений линейной части трубопровода.
n01 = (1050-0) / 1650 = 1
n02 = 825/1500 = 1
n03 = 785,8/1425 = 1
10. Капитальные затраты на сооружение трубопроводов с лупингами определяем из выражения:
К = CL + СпХл + Сгнс + (n0 - 1) Слнс + CpVp, (10)
где:
Сп - стоимость единицы длины параллельного трубопровода (лупинга) (табл. №.3);
ХЛ - длина лупинга;
С - стоимость единицы длины основного трубопровода;
Спнс, Сгнс - стоимость соответственно промежуточной и головной
насосной станции;
Ср - стоимость единицы резервуара;
(При определении стоимости резервуарного парка стоимость 1 куб. м емкости принимают равной 33 руб.)
Vp - суммарная установленная вместимость на трубопроводе.
Vp= (πD2/ 4) L - объем цилиндра, или Vр = π R2 L, где π = 3,14
Затраты (стоимость) на строительство линейной части трубопровода приведены в таблице 3.
Стоимости сооружения головной и промежуточных (линейных) насосных станций приведены в таблице 4.
Отсюда:
Vр1 = 3,14*( (0,211) 2 /4) * 1280 = 44734,7 м3
Vр2 =3,14* ( (0,265) 2 /4) * 1280 = 70562,1 м3
Vр3 =3,14* ( (0,315) 2 /4) * 1280 = 99701,3 м3
Далее, рассчитываем К = CL + СпХл + Сгнс + (n0 - 1) Спнс + CpVp
К1 = 45000*1280 + 36000*1280 + 1835000 + (1-1) *1230000 + 33*44734,7 = 108221245 руб.
К2 = 50000*1280 + 40000*1280 + 1924000 + (1-1) *1290000 + 33*70562,1 = 120742549 руб.
К3 = 58000*1280 + 45000*1280 + 2043000 + (1-1) *1370000 + 33*99701,3 = 138543142 руб.
11. Эксплуатационные затраты определяем по формуле:
Э = (α2 + α 4) Клч + (α1 + α 3) Кст + Зэ + Зт + Зз + П, (11)
Для того, чтобы подсчитать эту формулу, необходимо:
Подсчитать значение Клч - капитальные вложения в линейную часть для трубопроводов с лупингом. Они рассчитываются по формуле:
Клч = [C (L - Хв) + СвХв] кτ; (12)
В этой формуле:, С - цена основной нитки
L - длина трубопровода
Хв - не учитывается при расчетах.
Св - расходы на воду смазку топливо на одну станцию.
(смотри данные в конце пункта)
кτ - этот коэффициент в данном проекте может быть принят равным 1.
Клч1 = [45000*1280 +6000] *1 = 57606000 руб.
Клч2 = [50000*1280 +6000] *1 = 64006000 руб.
Клч3 = [58000*1280 +6000] *1 = 74246000 руб.
Подсчитать значение Кст - капитальные вложения в насосные станции, они рассчитываются по формуле:
Кст = [Сгнс + (n0 - 1) Слнс + CpVp] кτ. (13)
Коэффициент кτ в данном проекте может быть принят равным 1.
Сгнс - стоимость головной насосной станции (табл. №4, приложение №2)
Слнс - стоимость луппинговой насосной станции (табл. №4, приложение №2)
Cp - стоимость 1 м3 емкости.
При определении стоимости резервуарного парка стоимость 1 куб. м емкости принимают равной 33 руб.
Vp= (πD2/4) L - объем цилиндра.