Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа
Внедрение новейших технологий в области транспортировки и добычи углеводородов — важнейшая задача государства и бизнеса на сегодняшний день. В условиях жесткой конкуренции за энергетическое влияние данная проблема становится основной среди стран производящих и экспортирующих углеводородное сырье. Для России, кроме того, — это задача дальнейшего наращивания конкурентного преимущества в современном мире, где вопрос эффективности энергетического комплекса страны играет главенствующую роль в геополитическом аспекте.
В настоящее время многие из российских инновационных компаний ведут активный научный поиск в этом направлении, пытаясь найти пути их внедрения в практической плоскости.
1. Теоретическая часть
a. Введение
b. Перспективы использования многослойных нано¬композиционных полимерных покрытий для нефтегазовых трубопроводов
c. Выводы
2. Практическая часть
3. Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Технологические основы НГК»
Вариант№24
Выполнила:
Студентка 3 курса группы НГК 3-1
Тимошина А.С.
Проверил:
Коревский В.В.
Москва 2011 г.
Содержание:
Теоретическая часть
Введение
Внедрение новейших технологий в области транспортировки и добычи углеводородов — важнейшая задача государства и бизнеса на сегодняшний день. В условиях жесткой конкуренции за энергетическое влияние данная проблема становится основной среди стран производящих и экспортирующих углеводородное сырье. Для России, кроме того, — это задача дальнейшего наращивания конкурентного преимущества в современном мире, где вопрос эффективности энергетического комплекса страны играет главенствующую роль в геополитическом аспекте.
В настоящее время многие из российских инновационных компаний ведут активный научный поиск в этом направлении, пытаясь найти пути их внедрения в практической плоскости.
Перспективы использования многослойных нанокомпозиционных полимерных покрытий для нефтегазовых трубопроводов
Функционирование транспортных и нефтегазопромысловых трубопроводов происходит в жестких условиях, поскольку в зависимости от назначения они подвержены различным нагрузкам (внутреннему давлению, осевым растягивающим или сжимающим напряжениям, давлению грунта засыпки и подвижных средств, перепадам температур). Основная причина аварий на промысловых трубопроводах – внутренняя коррозия, на транспортных – внешняя.
Одно из направлений повышения
надежности трубопроводов – внедрение
новых изоляционных материалов и
современных технологий их нанесения.
В последние годы для повышения
прочностных свойств и
В Московском «Объединенном
центре исследований и разработок»
уникальная для российского бизнеса
по масштабам и ожидаемым
Поставлена задача: создать на основе полиэтилена востребованного на рынке покрытия, превосходящего современное заводское по следующим технологическим показателям:
— повышенные на десятки
процентов защитные и теплотехнические
свойства;
— в разы меньшая влагоемкость;
— высокие прочность и изностойкость;
— расширенный температурный диапазон
эксплуатации;
— сниженный за счет замены полиэтилена
на наполнитель на 40% удельный расход сырья
(этилена) на тонну готовой продукции (компаунда).
Востребованность разработки обусловлена огромным потенциальным рынком сбыта новой продукции, включающим нефтяную, газовую, нефтегазоперерабатывающую, химическую и энергетическую отрасли (рис. 1) и ужесточающимися требованиями к качеству защитных покрытий трубопроводов .
Рис. 1 Потребление коррозионно-
Ежегодная потребность только
нефтяной промышленности в трубах с
покрытием составляет выше 80 тыс. км.
В другом крупном секторе рынка – трубной
промышленности – за последние пять лет
также наблюдался обусловленный растущим
спросом устойчивый рост производства
труб с полимерным покрытием заводского
нанесения.
Ассортимент труб с покрытием
из полиолефинов довольно широк. Перспективы
связываются с увеличением объемов выпуска
труб большого диаметра (ТБД) с антикоррозионным
покрытием.Более того, в последние 3 года
наблюдался ажиотажный спрос на ТБД с
покрытием.
Дополнительно спрос на новый материал для покрытий диктуется тем, что многие трубопроизводящие компании мира стремятся попасть на рынок России. В связи с этим от отечественных предприятий потребуется высокая конкурентоспособность, которая может быть достигнута как за счет повышения качества, так и за счет внедрения новых востребованных на нефтегазовом рынке разработок.
Эксперты считают, что созданные с использованием нанотехнологий материалы поднимут на новый уровень качество труб с антикоррозионным покрытием. Это повысит их конкурентоспособность, увеличит срок эксплуатации и изменит физико-химические свойства покрытий. Это обстоятельство немаловажно в связи со строительством нефтегазопроводов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, пустынь и территорий с большими и резкими колебаниями температур. Кроме того, созданное с использованием нанотехнологий антикоррозионное покрытие нового типа ориентировано на соответствие международным экологическим нормам, что должно в значительной мере обеспечить конкурентоспособность продукции трубных предприятий России на рынке, особенно в странах ЕЭС. Все это позволяет сделать вывод о том, что актуальность, востребованность и перспективность разработки несомненна.
Как отмечено в ряде публикаций по наноматериалам , углеродные нанотрубки (УНТ) и углеродные нановолокна (УНВ) как наполнители полимеров способны:
- повысить электропроводность;
— увеличить теплопроводность, теплостойкость,
температуру воспламенения;
— придать антистатические свойства;
— улучшить механические характеристики
(прочность при растяжении и на разрыв;
увеличить модуль упругости и предельное
растяжение; повысить износостойкость);
— увеличить адгезионную прочность и
расширить температурный диапазон применения
(от -60 до 250°С);
— обеспечить устойчивость к воздействию
агрессивных рабочих сред.
В публикациях сообщалось
о весьма ощутимых эффектах от введения
нанотрубок в полимерные волокна. Добавление
фуллеренов приводит к повышению механических
свойств, радиационной стойкости, стабильности
полимеров при «жесткой» эксплуатации.
Следует отметить, что эти выводы касаются
не полиэтилена, а других полимерных материалов.
Для выяснения, насколько сохранятся эти
свойства в пленке полиэтилена, требуется
дополнительное исследование.
Рис. 2 Надмолекулярная структура образцов полиэтилена с наполнителем: а) СВ МПЭ + 2%УНВ; б) СВ МПЭ + 10% УНВ
Анализ работ показал,
что введение УНВ в сверхвысокомолекулярный
полиэтилен (СВМПЭ) повышает механическую
стойкость материала, но только при строго
определенных соотношениях основы и наполнителя.
На рис. 2 представлена надмолекулярная
структура образцов полиэтилена с наполнителем.
Изображения получены с помощью РЭМ сканированием
поверхности серебряных реплик, напыленных
на сколы образцов из СВМПЭ, полученных
путем механического изгибающего разрушения
плоских образцов, извлеченных из жидкого
азота.
Вопреки ожиданиям, частицы наполнителя
не распределены равномерно по объему
матрицы, а располагаются преимущественно
по границам глобул, проявляясь в виде
нитевидных образований.
При введении 2 вес.% УНВ эти образования наглядно проявляются на поверхности скола и имеют преимущественную продольную ориентацию (см. 2а). Это не изменяет характер надмолекулярного строения полимера – волокнистую структуру. Увеличение доли УНВ до 10 вес.% приводит к формированию весьма неоднородной надмолекулярной структуры (рис. 3 б). Последняя также имеет преимущественную ориентацию элементов, однако прослеживается расслоение как вдоль направления ориентации волокон, так и поперек нее, что связано со значительным превышением доли углеродных волокон в матрице. Введение наночастиц углерода в полимерную матрицу меняет механические характеристики полимерных материалов (табл. 2, 3).
Установлено, что прочность
образцов с УНВ при растяжении
повышается, но при этом в два
раза снижается относительное
- снижению прочности полимерных
материалов;
— увеличению тенденции к хрупкому разрушению.
Наблюдались изменения глубины дорожки трения, величина которой пропорциональна интенсивности изнашивания для образцов из ненаполненного СВМПЭ (рис. 3, кривая а) и с наполнителем из УНВ (рис. 4, кривая б). Установлено, что введение УНВ в СВМПЭ-матрицу задерживает начало изнашивания полимерного композиционного материала, обусловливает повышение его износостойкости почти в три раза и значительно увеличивает адгезионную прочность (до 4).
Рис. 3 Зависимость прочности от удлинения (кривая а) без наполнителя, (кривая б) с наполнителем из УНВ
Установлено, что введение
УНТ приводит к изменению проводящих
свойств полимеров. На рис. 4 представлена
зависимость электропроводности от содержания
углеродных наполнителей: углеродных
нанотрубок, высокопроводящей углеродной
сажи, стандартного технического углерода.
Это стандартное изображение проводимости
конструкционного термопласта. Наполнение
для достижения пропускания электричества
в случае с многостенными углеродными
нановолокнами в 5–10 раз ниже, чем для
проводящего технического углерода. Этот
феномен объясняется «просачиванием»:
путь для потока электронов создается,
когда частицы находятся очень близко
друг к другу или достигли порога перколяции.
Волокнистые структуры с высоким коэффициентом
отношения длина/диаметр увеличивают
количество электрических контактов и
обеспечивают более однородный путь.
Геометрический коэффициент отношения УНТ в конечном продукте (например, части, изготовленные литьем под давлением) >100 по сравнению с короткими УНВ (<30) и техническим углеродом (>1). Это объясняет более низкую дозировку, необходимую для заданного удельного сопротивления.
Таблица 2. Предел прочности и удлинение при разрыве чистого полиэтилена и модифицированного наночастицами
Таблица 3. Предел текучести и модуль Юнга чистого и наномодифицированного поэтилена
Следует отметить, что наиболее перспективные результаты были получены в исследованиях по керамическим наполнителям. К примеру , введение керамических наполнителей в СВМПЭ приводит к увеличению износостойкости по сравнению с покрытием из чистого СВМПЭ в 5–20 раз. Однако даже в этом случае износостойкость покрытий из модифицированного СВМПЭ сопоставима с износостойкостью защищаемого металла (Ст3) за счет низкого коэффициента трения при невысоких удельных нагрузках.
Максимальную стойкость имеют покрытия с добавкой 10 об.% глинозема: не обнаружено разрушения материала покрытия, сохранилась адгезия к подложке. Покрытия с меньшим содержанием добавок (3 об.%) частично или полностью отслаиваются. Испытания на химическую стойкость проводили на образцах с покрытием, которые погружали в емкость со щелочной средой (раствор NaOH 140 г/л) и помещали в термический шкаф. Длительность испытаний составила 6 ч; диапазон температур 20–95°С. Термоусадку определяли регистрацией изменения размеров покрытий до и после кипячения в воде в течение 1 ч.
Рис. 4 Зависимость электропроводности от содержания углеродных наполнителей
Введение наноструктурных наполнителей влияет также на термо- и огнестойкость полимеров. Установлено, что покрытия из чистого СВМПЭ, а также с невысоким содержанием керамических наполнителей (до 2%) подвержены необратимой термической усадке при нагреве выше 80°С, что является причиной отслоения покрытий. Добавка 10 об.% глинозема в СВМПЭ сдерживает термоусадку покрытий, в результате чего сохраняется их адгезия к подложке после нагрева.
Термоусадка является причиной отслоения и растрескивания покрытий с невысоким содержанием добавок (3 об.%) при испытаниях на термостойкость. Испытанные покрытия выдерживали не более трех термоциклов. Покрытия, содержащие 10 об.% глинозема, показывают термостойкость в 20 и более циклов.
Ранее установлено, что гибкие УНТ по-иному прилипают к поверхностям нежели более крупные структуры из-за вандервальсовой силы притяжения между отдельными атомами. Обнаружено, что УНТ отделяются от поверхности рывками. Наблюдаются скачки в силе отрыва, когда УНТ сначала отрываются от поверхности, а потом цепляются за нее.
Для достижения требуемых качеств композитного материала на основе полиэтилена важны следующие моменты: