Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:00, контрольная работа
В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. СЕРТИФИКАЦИЯ – ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
1.1 Основные термины и понятия, задачи сертификации…………………4
1.2. Задачи сертификации……………………………………………………7
1.3. Методы сертификации ………………………………………………….8
Глава 2. СУЩНОСТЬ ДОБРОВОЛЬНОЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
2.1 Обязательные и необязательные требования……………………….….10
2.2. Сущность добровольной сертификации…………………………….....11
2.3. Сущность обязательной сертификации……………………………..…12
Глава 3. Формы участия в системах сертификации и соглашения по
признанию
3.1. Формы участия в системах сертификации………………………….…13
3.2. Соглашения по признанию…………………………………………..…14
Список Литературы……………………………………………………….....17
3.2. Соглашения по признанию
Нормативной базой сертификации признаны международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные в государствах-участниках Соглашения.
Страны, подписавшие Соглашение, договорились согласовывать порядок поэтапного введения обязательной сертификации взаимопоставляемой продукции, обеспечивать объективность результатов испытаний и достоверность результатов сертификации продукции.
При установлении в стране-импортере нарушений требований сертификации национальный орган по сертификации может приостановить признание сертификатов в своей стране и должен сообщить об этом в национальный орган страны-экспортера и Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
Дальнейшее развитие согласованной политики по сертификации отражено в Соглашении от 1994 г., которое установило условия и процедуры признания в области сертификации.
Основные положения этого Соглашения закрепляют:
- взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;
- аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств – участников Соглашения;
- право государств – участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Поскольку не все страны-члены СНГ в одинаковой степени готовы к заключению многостороннего соглашения о взаимном признании, было принято решение начинать с двусторонних соглашений. Такие соглашения заключаются на уровне национальных органов по сертификации. Госстандартом РФ двусторонние соглашения подписаны с Беларусью, Молдовой и Украиной, из стран, не участвующих в СНГ, – с Литвой, представители которой присутствовали на заседании Межгосударственного совета в качестве наблюдателя.
Соглашения о взаимном
признании в области
- конкретные сроки, условия и процедуры взаимного при-знания cсертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации;
- порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат; сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.
Прогрессивным шагом в развитии сертификации в СНГ стало принятие нормативных документов, устанавливающих единые требования для государств – участников Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Это межгосударственные нормативные документы, устанавливающие порядок сертификации однородных групп продукции, а также некоторых видов услуг.
Среди решений, принятых Межгосударственным советом, важное значение для всех стран-участниц имеет договоренность о Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации по образу и подобию Европейской организации по аккредитации лабораторий (EAL).
Продвижением в организации сертификации следует также считать принятие Межгосударственным советом Положения о сертификации средств измерений, которое, в частности, гласит: "Организация, заинтересованная в импорте (экспорте) средств измерений из государства – участника Соглашения (1994 г. – Г. К.), через свой национальный орган представляет в национальный орган страны-экспортера (импортера): сертификат (либо другой документ) об утверждении типа средства измерения с описанием типа для Госреестра и эксплуатационную документацию с методикой поверки". Это положение имеет принципиальное значение для признания сторонами результатов испытаний взаимопоставляемой продукции.
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации руководит работой постоянно действующего технического секретариата и нескольких рабочих групп. В их числе – группы по стандартизации, по обеспечению единства времени и частоты, по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, по стандартным образцам и др.
Главными достижениями в деятельности Межгосударственного совета можно считать:
- сохранение всех фондов нормативных документов и эталонной базы бывшего СССР, что важно для разработки межгосударственных программ по совершенствованию стандартизации и метрологии в рамках СНГ;
- гармонизацию национальных законов стран – членов СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации;
- подготовку межгосударственных и межведомственных соглашений в области стандартизации, сертификации, метрологии, направленных на укрепление общего экономического пространства и интеграцию в сфере производства.
Приоритетным направлением по сертификации признано обеспечение безопасности взаимопоставляемой продукции. А это связано с взаимным признанием национальных систем сертификации. Затруднения в этой области обусловлены неравномерностью развития организации и практики сертификации в странах – членах СНГ. Решение этой проблемы даст возможность создания межгосударственных систем сертификации однородной продукции.
СПИСОК Литературы:
1. Государственная система стандартизации. –М.: Государственный комитет РФ по стандартам. 1992 –238 с.
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. –М.: Издательское объединение «ЮНТИ». 1998. –464 с.
3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов – 2-е перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999 – 711 с.
4. Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк. 1985. – 288 с.
5. Ряполов А.Ф. Сертиифкация. Методология и практика. –М.: Издво стандартов, 1987 –232с.
6. Система сертификации ГОСТ Р. Сборник документов. –М.:Изд. стандартов, 1993. –77с.
7. Сертификация продукции. Основные положения. Нормативы. Организация. Методика и практика. В трех частях. – М.:Изд.стандартов. 1990. –часть 1. Международные стандарты и руководство ИСО/МЭП в области сертификации и управления качеством.