Основные понятия и определения сертификации. Основные понятия и определения в области сертификации продукции работ и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

1) Основные термины и понятия сертификации
2) Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации
3) Формы сертификации
4) Контроль и оценка качества продукции

Файлы: 1 файл

Метрология.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации (декларирования) установленным требованиям.

В процессе использования знака соответствия различают владельца знака соответствия, под которым понимают лицо или организацию, имеющих законное право на знак,*

До вступления в силу соответствующих технических регламент о декларирование будет подтверждать соответствие обязательным требованиям стандартов (при соблюдении условий, определенных п. 1 ст. 46 ФЗ о техническом регулировании).

и его эмитента — орган, который дает право использовать этот знак. В России таковым является орган по сертификации.

Согласно международному стандарту (ИСО/МЭК17030:2003) знак соответствия — это защищенный знак, т.е. знак, юридически защищенный от несанкционированного применения.

Принципиальное отличие российского подхода к использованию этого знака заключается в том, что, как правило, его владелец в нашей стране лишен возможности осуществлять в полной мере юридическую защиту знака. Это обусловлено ограниченной правоприменительной практикой защиты интеллектуальной собственности.

Основанием для маркирования продукции знаком соответствия является сертификат соответствия или собственно оформленная декларация. Право на применение знака соответствия может предоставляться заявителю специальным разрешением или лицензией.

Обратите внимание на принципиальное отличие знака соответствия от сертификата (декларации) соответствия: знаком соответствия маркируется каждая единица продукции(непосредственно изделия, тара, сопроводительная документация), поступающая к потребителю вместе с товаром; сертификат (декларация) соответствия, как правило, распространяется на группу продукции (партию или серийный выпуск).

В тех случаях, когда наличие знака соответствия является обязательным атрибутом продукции перед ее реализацией, он может рассматриваться как знак допуска на рынок.

Знаком соответствия может маркироваться не только сертифицированная (декларированная) продукция, но и другие объекты, например, услуги, работы, системы менеджмента качества. В этом случае знаком соответствия маркируется соответствующая документация (сертификаты соответствия, рекламные материалы и пр.).

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Подобный знак действует в рамках IiC.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Схема подтверждения соответствия - перечень действия участников  подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Основными участниками сертификации являются органы по сертификации и испытательные лаборатории. 

 

3. Формы сертификации.

     Форма обязательной  сертификации - это способ подтверждения  соответствия продукции требованиям  нормативных документов. Формы обязательной  сертификации продукции устанавливаются  специально уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти  в области сертификации.

 

Основными формами сертификации являются:

  • сертификация третьей стороной - осуществляется независимыми органами по сертификации, аккредитованными на право такого рода деятельности.
  • самосертификация (сертификация первой стороной) - осуществляется изготовителем или продавцом, который берет на себя полную ответственность за качество продукции.
  • сертификация, осуществляемая потребителем (сертификация второй стороной) - выполняется покупателем, заказчиком или предприятием, выпускающем конечную продукцию, у своих поставщиков.

Одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции (процедуры, правила, испытания и другие действия) осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Этот орган в роли третьей стороны осуществляет руководство организацией и функционированием системы в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами страны или ряда стран.

Система сертификации – система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

     Системы сертификации  могут действовать на национальном, региональном и международном  уровнях. В Российской федерации  действует национальная Система сертификации ГОСТ Р . Региональная, например - это система сертификации, управляемая Европейской организацией по испытаниям и сертификации (ЕОИС), а международная - Система МЭК по сертификации изделий электронной техники (МСС ИЭТ). "Положение о системе сертификации ГОСТ Р", принятое постановлением Госстандарта России от 17.03.98 №11, упорядочивает организационную структуру Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников, уточняет правила Системы с учетом новых законодательных актов Российской Федерации.

     В правилах проведения  сертификации в Системе ГОСТ  Р даны ссылки, которыми следует руководствоваться при проведении работ по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества, производств.    Приведены основные этапы выполнения работ по сертификации продукции. Указаны методы организации проведения работ по добровольной сертификации с правом применения знака соответствия государственным стандартам, который предусмотрен пунктом 3 статьи 7 закона российской Федерации "О стандартизации" (постановление №429 от 08.08.95).

     На территории России  введены отраслевые системы сертификации: пожарная сертификация, сертификация  средств связи, гигиеническая сертификация продукции.

При положительном решении по результатам сертификации заявителю выдается сертификат соответствия и предоставляется право на использование знака соответствия.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуги), установленным требованиям.

Содержание сертификата определяется в системе в соответствие с избранной схемой сертификации и категорией заявителя (изготовитель, продавец, исполнитель). В любом случае сертификат должен содержать:

  • указание о системе сертификации и органе, выдавшем сертификат;
  • регистрационный номер;
  • срок действия;
  • подпись руководителя и печать органа по сертификации;
  • кому выдан сертификат;
  • наименование товара;
  • форму проверки соответствия (проверка производства, испытание типовых представителей, испытаний выборки из партии товара, испытание каждого изделия);
  • ссылку на нормативный документ, которому соответствует товар (партия);
  • порядок маркировки товара (тары, упаковки, документации) Знаком соответствия.

     Получение сертификата  имеет смысл при условии, что  он признается той стороной, в  интересах которой проводится  сертификация.

     Когда этот термин  применяется к продукции, и с  его помощью устанавливается  изготовитель данного товара (страна, название фирмы, ее юридический  адрес), такой вид сертификата  называется сертификатом происхождения. Кроме этого выделяют еще несколько  видов сертификатов:

  • гигиенический сертификат;
  • сертификат качества;
  • сертификат безопасности;
  • карантинный сертификат.

     Наряду с сертификатом  существует Знак соответствия  — зарегистрированный в установленном  порядке, которым по правилам, установленным  в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной  им продукции установленным требованиям.

  4.Контроль и оценка качества продукции

     Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79. Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т. е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

     Классификация видов контроля представлена в п 3.3.4. Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества.

     В систему контроля качества на крупных фирмах входят подразделения испытаний на надежность, контроля материалов, стендовой отработки и проверки макетов, опытных образцов продукции. Неотъемлемой частью работы по контролю качества является контроль покупных изделий, входной контроль на всех участках и технологических переходах в производстве, оперативный и окончательный (финишный) контроль готовой продукции.

     Научной основой современного технологического контроля стали математико-статистические методы.

     Любая оценка качества продукции подразумевает выбор номенклатуры показателей качества, по которым она будет проводиться, определение их значений и сопоставление с аналогичными показателями, принятыми за базу для сравнения.

     Оценка уровня качества продукции может осуществляться при следующих обстоятельствах:

разработке новых изделий и организации их производства;

аттестации и сертификации продукции;

анализе динамики уровня качества выпускаемой продукции;

выборе наилучшего варианта изделия для экспорта из числа выпускаемых или намечаемых к выпуску видов аналогичной продукции;

расчётах фактической экономической эффективности выпуска данной продукции;

стимулировании улучшения качества продукции и т.п.

     Показатели качества продукции принято подразделять на три группы в соответствии с основными составляющими уровня качества.

     Первая группа, характеризующая технический уровень, включает нижеследующие показатели, которые отражаются в нормативно-технических документах.

     1) Назначения, к которым могут относиться технические, например, классификационные (мощность электродвигателя, емкость ковша экскаватора и т.д.); функциональные (производительность машин, прочность ткани, калорийность пищевых продуктов и т.д.); конструктивные (габаритные размеры, коэффициент сборности, взаимозаменяемости и т.д.); показатели состава и структуры (процентное содержание вещества в рудах, концентрация примесей в кислотах и т.д.).

     2) Надёжность по ГОСТу 27.002-89 - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

     Надёжность является комплексным свойством, в которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения можно включить безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определённые сочетания этих свойств.

     Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени и наработки.

     Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

     Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путём технического обслуживания и ремонта.

     Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения и (или) транспортирования.

     3) Эргономические. Эти показатели учитывают гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства человека.

Информация о работе Основные понятия и определения сертификации. Основные понятия и определения в области сертификации продукции работ и услуг