Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:29, контрольная работа
Системное управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Конечно, при условии, что система эффективна. Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению нет оснований.
Введение
1 Основные методы управления качеством
1.1 Классификация методов управления качеством
1.2 Организационно-распорядительные методы управления качеством
1.3 Инженерно-технологические методы управления качеством
1.4 Экономические методы управления качеством
1.5 Социально-психологические методы управления качеством
1.6 Экспертные методы управления качеством
2 Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
статистическое регулирование;
статистический приемочный контроль;
статистический анализ;
статистическая оценка качества.
Первые два метода можно отнести к основным, которые непосредственно используются при управлении качеством, а два последних — как вспомогательные при решении задач двумя предыдущими.
Для эффективного использования инженерно-технологических методов непереоценимое место занимает метрологическое обеспечение. При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором — всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп. При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления качеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции. Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве. Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:
число случаев брака по его видам;
суммы потерь от брака;
затраты времени и материальных средств на исключение брака;
содержание поступающих рекламаций;
число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;
затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д.
Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др. Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов УК. Это является важнейшим условием выживания и процветания предприятий в рыночных отношениях.
1.4 Экономические методы управления качеством
Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-
В группу экономических включают следующие методы управления качеством:
1 финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
2 хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
3 экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
4 бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требованиям стандартизации и сертификации качества;
5 ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
6 образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;
7 применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и систему управления в целом;
8 использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.
Один из примеров использования экономического метода — материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат — более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: более высокая зарплата — более высокое качество продукции. Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу высокая эффективность — высокая зарплата. Тем не менее подтверждением полезности и эффективности такого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией Омрон. Однако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.
Реализация этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качества продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соответствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных производственных отношений, взаимосвязанных с реализацией данного метода.
1.5 Социально-психологические методы управления качеством
Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.
Среди социально-психологических методов следует отметить следующие:
1 способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов
2 подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;
3 формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
4 приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
5 способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
6 приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
7 способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
8 приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.
Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все технологические методы управления качеством можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.
Наиболее приемлем для самого полного удовлетворения требований потребителей автоматический метод управления качеством когда отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Наряду с ним в практике управления качеством широко используются также статистические методы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Наименование показателя | Коэф. значи-мости | Базовый станок | Вариант 5 |
| |||
| |||
Новый станок | |||
Производительность станка, шт/ч | 12 | 14 | 14 |
Срок службы до капитального ремонта, лет | 11 | 8 | 8 |
Гарантийный срок службы, лет | 9 | 2,0 | 3,0 |
Трудоемкость изготовления, чел.-час | 9 | 390 | 390 |
Материалоемкость, кг | 8 | 800 | 770 |
Соответствие конструкции силовым возможностям человека, баллов | 10 | 5 | 6 |
Уровень шума, децибел | 8 | 80 | 73 |
Внешний вид, баллов | 7 | 4 | 4 |
Стандартные, унифицированные детали в общем объеме, % | 10 | 60 | 62 |
Показатель патентной защиты | 8 | 0,13 | 0,12 |
Показатель патентной чистоты | 8 | 0,9 | 0,97 |
Цена единицы оборудования, млн. руб | - | 40 | 51 |
Эксплуатационные расходы, тыс. руб/час | - | 8,4 | 8,56 |
Режим работы станков непрерывный. Коэффициент использования станка во времени – 0,81
На основании исходных данных, приведенных в таблице, необходимо определить:
1. Относительные показатели качества продукции дифференциальным методом.
2. Комплексный показатель качества станка.
3. Обобщающий (интегральный) показатель качества.
Сделать выводы об уровне качества нового станка по отношению к базовому
Решение.
1. Определим относительные показатели качества продукции дифференциальным методом.
Рассчитаем единичные относительные показатели качества по формулам:
gi=рi/pi баз (1)
или
gi=рi баз/pi (2)
При этом формула (1) применяется для показателей, имеющих позитивную направленность, формула (2) – для негативно направленных показателей.
Производительность станка: g1=Пн/Пб=14/14=1
Срок службы до капитального ремонта g2=ССн/ССб=8/8=1
Гарантийный срок службы g3=СГн/СГб=3/2=1,5
Трудоемкость изготовления g4=ТЕб/ТЕн=390/390=1
Материалоемкость g5=МЕб/МЕн=800/770=1,04
Соответствие конструкции силовым возможностям человека g6=Сон/Соб=6/5=1,2
Уровень шума g7=Ушб/Ушн=80/73=1,1
Внешний вид g8=Ввн/Ввб=4/4=1
Стандартные, унифицированные детали в общем объеме g9=СУн/СУб=62/60=1,03
Показатель патентной защиты g10=ПЗн/ПЗб=0,12/0,13=0,92
Показатель патентной чистоты g11=ПЧн/ПЧб=0,97/0,9=1,07
2. Определим комплексный показатель качества станка.
Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию единичных показателей:
n
Ккомп=i*gi,
i=1
где n- число показателей, i – коэффициент значимости каждого показателя.
Ккомп=12×1+11×1+9×1,5+9×1+8×1,