Основные методы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:29, контрольная работа

Краткое описание

Системное управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Конечно, при условии, что система эффективна. Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению нет оснований.

Оглавление

Введение
1 Основные методы управления качеством
1.1 Классификация методов управления качеством
1.2 Организационно-распорядительные методы управления качеством
1.3 Инженерно-технологические методы управления качеством
1.4 Экономические методы управления качеством
1.5 Социально-психологические методы управления качеством
1.6 Экспертные методы управления качеством
2 Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.Р. по Управл.Качеством.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

      статистическое регулирование;

      статистический приемочный контроль;

      статистический анализ;

      статистическая оценка качества.

Первые два метода можно отнести к основным, которые непосредственно используются при управлении качеством, а два последних — как вспомогательные при решении задач двумя предыдущими.

Для эффективного использования инженерно-технологических методов непереоценимое место занимает метрологическое обеспечение. При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором — всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп. При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления качеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции. Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве. Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:

      число случаев брака по его видам;

      суммы потерь от брака;

      затраты времени и материальных средств на исключение брака;

      содержание поступающих рекламаций;

      число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;

      затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д.

Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др. Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов УК. Это является важнейшим условием выживания и процветания предприятий в рыночных отношениях.

 

1.4    Экономические методы управления качеством

 

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

В группу экономических включают следующие методы управления качеством:

1        финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

2        хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

3        экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;

4        бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требованиям стандартизации и сертификации качества;

5        ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

6        образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;

7        применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и систему управления в целом;

8        использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.

Один из примеров использования экономического метода — материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат — более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: более высокая зарплата — более высокое качество продукции. Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу высокая эффективность — высокая зарплата. Тем не менее подтверждением полезности и эффективности такого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией Омрон. Однако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.

Реализация этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качества продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соответствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных производственных отношений, взаимосвязанных с реализацией данного метода.

 

1.5 Социально-психологические методы управления качеством

 

Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Среди социально-психологических методов следует отметить следующие:

1                    способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов

2                    подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;

3                    формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;

4                    приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

5                    способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;

6                    приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

7                    способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;

8                    приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.

Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все технологические методы управления качеством можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.

Наиболее приемлем для самого полного удовлетворения требований потребителей автоматический метод управления качеством когда отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Наряду с ним в практике управления качеством широко используются также статистические методы.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Наименование показателя

Коэф. значи-мости

Базовый станок

Вариант 5

 

 

Новый станок

Производительность станка, шт/ч

12

14

14

Срок службы до капитального ремонта, лет

11

8

8

Гарантийный срок службы, лет

9

2,0

3,0

Трудоемкость изготовления, чел.-час

9

390

390

Материалоемкость, кг

8

800

770

Соответствие конструкции силовым возможностям человека, баллов

10

5

6

Уровень шума, децибел

8

80

73

Внешний вид, баллов

7

4

4

Стандартные, унифицированные детали в общем объеме, %

10

60

62

Показатель патентной защиты

8

0,13

0,12

Показатель патентной чистоты

8

0,9

0,97

Цена единицы оборудования, млн. руб

-

40

51

Эксплуатационные расходы, тыс. руб/час

-

8,4

8,56

 

 

Режим работы станков непрерывный. Коэффициент использования станка во времени – 0,81

 

 

 

На основании исходных данных, приведенных в таблице, необходимо определить:

1.                       Относительные показатели качества продукции дифференциальным методом.

2.                       Комплексный показатель качества станка.

3.                       Обобщающий (интегральный) показатель качества.

Сделать выводы об уровне качества нового станка по отношению к базовому

 

              Решение.

 

1. Определим относительные показатели качества продукции дифференциальным методом.

Рассчитаем единичные относительные показатели качества по формулам:

 

gi=рi/pi баз (1)

или

gi=рi баз/pi (2)

 

где рi – значение i-того показателя оцениваемого изделия, рi баз – значение i-того показателя базового изделия.

При этом формула (1) применяется для показателей, имеющих позитивную направленность, формула (2) – для негативно направленных показателей.

                   Производительность станка: g1=Пн/Пб=14/14=1

                   Срок службы до капитального ремонта g2=ССн/ССб=8/8=1

                   Гарантийный срок службы g3=СГн/СГб=3/2=1,5

                   Трудоемкость изготовления g4=ТЕб/ТЕн=390/390=1

                   Материалоемкость g5=МЕб/МЕн=800/770=1,04

                   Соответствие конструкции силовым возможностям человека g6=Сон/Соб=6/5=1,2

                   Уровень шума g7=Ушб/Ушн=80/73=1,1

                   Внешний вид g8=Ввн/Ввб=4/4=1

                   Стандартные, унифицированные детали в общем объеме g9=СУн/СУб=62/60=1,03

                   Показатель патентной защиты g10=ПЗн/ПЗб=0,12/0,13=0,92

                   Показатель патентной чистоты g11=ПЧн/ПЧб=0,97/0,9=1,07

 

2. Определим комплексный показатель качества станка.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию единичных показателей:

 

n

Ккомп=i*gi,

i=1

 

где n- число показателей, i – коэффициент значимости каждого показателя.

 

Ккомп=12×1+11×1+9×1,5+9×1+8×1,04+10×1,2+8×1,1+7×1+10×1,03+8×

Информация о работе Основные методы управления качеством