Эволюция управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Цели настоящего реферата: охарактеризовать основные этапы эволюции управления качеством и рассмотреть модель «пять звезд качества».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Этапы эволюции управления качеством……………….…………………………..4

Пять звезд качества………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Эволюция управления качестврм.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    В системе TQM используются адекватные целям  методы управления качеством. Одной  из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и  методов поиска, анализа и решения  проблем, постоянное участие в улучшении  качества всего коллектива.

    В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация  достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что  отказываются от части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

    На  взаимоотношения поставщиков и  потребителей оказывает сильное  влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная  целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО  серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

    Но  несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

    В результате во многих случаях наличие  у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия страхования.

    Для успешной работы предприятий на современном  рынке наличие у них системы  качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

    Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

    Сертификация  систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

    Появляются  и корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей  целью усиление требований международных  стандартов и учитывают специфику  таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

    Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также  методов самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа развития систем управления качеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества.

    Проблема  качества не может быть решена без  участия ученых, инженеров, менеджеров.

    Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

    Таким образом в реферате были рассмотрены  различные классификации эволюции управления качеством:

  • механический контроль (до 1900 года);
  • контроль мастера (1900-1920 гг.);
  • инспекционный контроль (1920-1940 гг.);
  • статистический контроль (1940-1960 гг.);
  • обеспечение качества (1960-1980 гг.);
  • всеобщее управление качеством (1980-по настоящее время).

    Дейл  и Купер (1992) выделили 4 этапа в эволюции представлений о качестве:

  • инспекция качества,
  • контроль качества,
  • обеспечение качества,
  • всеобщее управление качеством (TQM).

    В истории развития документированных  систем качества выделены пять этапов (пять звезд качества): качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.  
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аристов О. В. Управление качеством: Учебное пособие  для вузов. –М.: ИНФРА-М, 2006. – 240с.
  2. Ильенкова С. Д. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334с.
  3. Миронов М. Г. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Проспект Велби, 2007. – 288с.
  4. Мишин В. М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / В. М.  Мишин – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463с.
  5. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

Информация о работе Эволюция управления качеством