Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:04, реферат
Управление — форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет — всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
МІЖНАРОДНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ФІНАНСІВ
Контрольна робота з дисципліни
«Управління бізнес-процесами»
Реферат на тему
«Характеристика подсистем стратегического и
оперативного управления в организации»
Київ,2011
Стратегическое и оперативное управление
Управление — форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет — всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных дол-госрочных целей и задач.
Деятельность по стратегическому управлению направлена на достижение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.
В отличие от стратегического оперативное управление занимается ис-пользованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимаю-щийся оперативными вопросами, должен превратить ранее созданный потенциал фирмы в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.
Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагает создание и поддержание определенной организационной архитектоники подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям деятельности, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.
Таким образом, система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предприниматель-ского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов поведения, для чего им необходимо создать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростный стили организационного поведения и на этой основе совершенствовать систему управления ор-ганизацией.
Характеристики стратегического и оперативного управления представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Отличие стратегического управления от оперативного
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
Взгляды на смысл существования фирмы |
Организация существует для быстрою получения прибыли от реализации производимых товаров и услуг. |
Выживание организации в долгосрочной
перспективе посредством |
Концентрация внимания |
Поиск путей более эффективного использования ресурсов, имеющихся внутри организации |
Усиление |
Фактор времени |
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу |
Ориентация на долгосрочную перспективу. |
Основа построения системы управления |
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология |
Люди, системы информационного |
Управление персоналом |
Взгляд на работников как на простых исполнителей работ и функций (расходный ресурс). |
Взгляд на работников как на основу развития организации, ее главную ценность и источник благополучия (ключевой ресурс). |
Оценка эффективности |
Эффективность оценивается в терминах прибыли и рациональности использования производственного потенциала |
Эффективность оценивается через
способность организации |
Задача стратегического управления как минимум "двояка" - это приведение возможностей организации в соответствие с ее целями, с одной стороны, и сигнал для "внешнего мира" о серьезности этих намерений, с другой стороны.
Руководство южнокорейской корпорации "Самсунг" сделало заявление о своем намерении к 2005 году серьезно "подвинуть" на рынке бытовой электроники его бесспорного лидера - компанию "Сони". И никакого секрета из того, как они намереваются этого добиться, не делается.
Стратегия "Самсунга" не только открыта, но и проста - научиться производить на таком уровне, как "Сони", но по цене на 15-20% дешевле. Именно в этой ценовой нише находится сегодня продукция корейских производителей. Очевидно, они своего определенно добьются, поскольку:
- Цель достойная
- непростая, но вполне
- Обещание потребителям сделано, и не выполнить его - значит "потерять лицо", а страшнее этого на Востоке ничего нет.
- Цель компании
вполне понятно определяет
- Рабочим послан определенный сигнал, чего именно руководство компании ожидает от них (работать, как японцы, а получать, как корейцы).
Появляется надежный инструмент контроля и оценки управленческих решений: любое действие (как, впрочем, и отсутствие такового) проверяется на соответствие поставленной цели. Конечно, "Сони" будет искать спои пути удержания лидерских позиций и, несомненно, найдет достойный вариант ответа на такой вызов. И кто бы там из них не занял "рыночный пьедестал", мы ведь как потребители в любом случае только выиграем.
Взаимодействие стратегического и оперативного управления
Система управления компанией представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов стратегического и оперативного управления деятельностью (рис. 3.12). Рассмотрим оценку этих процессов в максимально общем виде через качество управления компанией.
Рисунок
3.12 - Взаимодействие
В этом случае качество системы управления компанией можно оценить двумя параметрами - качеством стратегического управления (N0)и качеством оперативного управления (I0). Для простоты представим, что каждый из параметров может принимать одно из трех фиксированных значений: низкое, среднее и высокое качество. Характеристику качества управления можно представить в векторной форме:
Дадим пояснения, что понимается под низким, средним и высоким качеством управления. Для этого в каждом контуре управления выделим наиболее значимые элементы управления и определим их значения при низком, среднем и высоком уровнях качества управления компанией. Параметрическое представление этих элементов управления приведено в табл. 3.3.
Таблица 3.3 - Определение уровней качества системы управления
Контур управления |
Качество управления | |||||
Стратегическое управление |
Низкое |
Среднее |
Высокое | |||
| ||||||
Практически не проводится, руководство полагается на интуицию и результаты прошлых периодов |
Проводится формально и |
Стратегический анализ проводится регулярно, применяются различные методы и модели с использованием программных систем | ||||
| ||||||
Миссия не объявлена или формально объявлена, как правило, на стратегической сессии в результате "мозгового штурма". Не в полной мере отражает действительность |
Миссия определена и объявлена,
из нее вытекают цели компании, однако
непосредственно с |
Миссия четко сформирована и взаимообусловлена целями и корпоративной стратегией, определяет оперативную деятельность компании и регулярно корректируется | ||||
Главная стратегическая цель | ||||||
Главная стратегическая цель компании определена на уровне бизнес-идеи, корректируется по потребностям текущей деятельности или объявлена декларативно |
Главная стратегическая цель компании
вытекает из миссии и определена как
цель внутрихозяйственной и |
Главная стратегическая цель компании взаимоувязана с миссией и отражает максимизацию благосостояния собственников |
Оперативное управление
|
Организационная структура компании | |||||||
Производственные и |
Формализация структур управления бизнесом
|
Оптимизация бизнес-процессов
| ||||||
Финансовая система компании | ||||||||
Объявлена декларативно
|
Финансовая система построена
по центрам финансового учета
и отчетности в соответствии с
иерархией подразделений
|
Финансовая система построена по центрам финансового учета и отчетности по всем видам деятельности (например, по проектам, продуктам и услугам и др.)
| ||||||
Планирование оперативной деятельности | ||||||||
Оперативное планирование деятельности "от текущих результатов прошлого"
|
Построена жесткая система бюджетирования с применением простейших программных систем. Консолидация финансовой информации по предприятиям компании производится путем сведения незавершенных балансов и интуитивного распределения финансовых инвестиций. |
Построена гибкая система
бюджетирования с применением программных
систем с прогнозными и аналитическими
моделями. Консолидация финансовой информации
по предприятиям компании производится
с применением программных
| ||||||
| ||||||||
Руководитель единолично осуществляет контроль деятельности управленческого аппарата и производства. Бухгалтерский учет ведется в основном в интересах налогового учета. Управленческий учет примитивен - на уровне проверки факта наличия ликвидных средств |
Контроль и регулирование |
Единая система |
Информация о работе Характеристика подсистем стратегического и оперативного управления в организации