Итак, характерными особенностями  
управления качеством в Германии являются:
 
  - Высокая квалификация рабочих и служащих, что во многом обеспечивается традиционными системой индивидуального ученичества, лицензированием уровня мастерства и высоким социальным престижем мастера.
 
  - Четкая регламентация требований к качеству продукции и системам качества как на государственном уровне (система стандартов ДИН ISO 9000 и др.), так и на уровне фирмы; развитая система сертификации продукции и систем качества; стабильность действующих стандартов и регламентов (срок действия не менее 5 лет).
 
  - Широкое применение принципа делегирования ответственности, обеспечение его реализации продуманной системой мер, что позволяет привлечь к работам по обеспечению качества практически весь коллектив фирмы.
 
  - Постепенное и продуманное развитие систем менеджмента качества как последовательное внедрение различных программ в области качества.
 
  - Большое внимание к автоматизации производства и менеджмента качества, что минимизирует роль субъективных факторов в обеспечении качества.
 
  
    - Управление 
    качеством во Франции
 
 
Во Франции 
концепция общефирменного управления 
качеством появилась и получила 
свое развитие в исследовательском 
центре фирмы IBM – France в 1980 году. Она основывалась 
на 4 базовых положениях:
  - принимается единое для всех работников фирмы определение качества (как соответствие изделий или услуг потребности внешних или внутренних заказчиков) и, исходя из этого, формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);
 
  - осуществляется профилактика брака («делать хорошо с первого раза»)
 
  - измеряется качество не только в технических подразделениях, но и в службах финансовой, управленческой, снабжения, сбыта и т. п.
 
  - организуется бездефектная работа, ориентированная на постоянное улучшение всех процессов производства, а не на приемлемый уровень качества.
 
 
По мнению 
специалистов некоторых фирм, в основе 
современной концепции обеспечения качества 
лежат следующие 5 принципов:
  - Принцип соответствия (качество продукции каждого подразделения предприятия измеряется степенью удовлетворения потребностей другого подразделения, которое использует эту продукцию в своей работе)
 
  - Принцип предупреждения брака
 
  - Принцип совершенствования (поиск путей, обеспечивающих дальнейшее повышение качества и снижение показателей брака)
 
  - Принцип измерения
 
  - Привлечение персонала к принятию ответственных решений
 
 
В 1986 году 
Правительством Франции был назначен 
генеральный представитель Французской ассоциации 
кружков качества (AFCERQ), уполномоченный 
по вопросам качества при кабинете премьер-министра. 
Это положило начало правительственной 
деятельности в области комплексного 
управления качеством.
 
Французская ассоциация по 
стандартизации (AFHOR) пропагандирует эффективные методы 
управления качеством. Одним из наиболее 
популярных и эффективных методов по праву 
считается метод статистического 
контроля производственного процесса. 
Статистический контроль производственного 
процесса способствует повышению ответственности 
изготовителя за каждую деталь. 
В настоящее 
время обеспечение качества продукции 
осуществляется по принципу «пяти олимпийских 
нулей»:
  - ноль дефектов 
 
  - ноль нарушений сроков поставки 
 
  - ноль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком)
 
  - ноль отказов (высокие показатели эксплуатационной готовности и надежности)
 
  - ноль бесполезных бумаг
 
 
Итак, характерными особенностями  
управления качеством во Франции являются:
 
  - Большую роль в распространении современных методов менеджмента качества играют во Франции государственные органы и общественные объединения (Французская ассоциация по стандартизации, Французская ассоциация кружков качества и др.).
 
  - Большое внимание уделяется учету расходов на качество, что позволяет повысить эффективность работы фирм в области качества.
 
  - Среди современных методов менеджмента качества во Франции распространены кружки качества, статистический контроль производственных процессов, сертификация продукции, стремление к бездефектной работе, учет показателей работы подразделений и фирмы в целом для управления их работой.
 
Заключение
Опыт 
европейских стран по управлению качеством 
продукции показывает, что решение проблем 
качества должно стать национальной идеей, 
носить всеобщий характер, что требует 
массового обучения и профессиональной 
подготовки всех слоев общества: от рядового 
потребителя до руководителя любого уровня. 
Успехи, достигнутые фирмами в улучшении 
качества выпускаемой продукции и существенном 
сокращении расходов на качество, зависят 
полностью от функционирующей системы 
управления качеством. Производство изделий 
или услуги, показатели которых не отвечают 
требованиям качества, всегда является 
результатом слабо разработанной системы.
 
Список литературы
  - Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов/ О.В. Аристов – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
 
  - Ильенкова С.Д Управление качеством: Учебник/ С.Д. Ильенкова – М.: ЮНИТИ, 2007. – 352 с.
 
  - Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).
 
  - Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации»/ Т.А. Салимова – М.: Омега-Л, 2007. - 414 с.
 
  - Современные концепции и модели управления качеством – [Электронный ресурс]. – Электронные дан. – [М]: Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства – Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/qualmanage/section2.html
 
  - Эванс Д.Р. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов/ Д.Р. Эванс; пер. с англ. под. ред Э.М. Короткова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.
 
1 
Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. 
Пособие для вузов – М., 2006. С. 52
2 Ильенкова С.Д 
Управление качеством: Учебник – М., 2007. 
С. 27
3 
Там же. С. 22
4 
Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. 
пособие для вузов. – М., 2006. С. 117