Целевая ориентация управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Основа.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

 

Содержание понятия "решение" по-своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и  решение проблем. При этом принятие решений рассматривается как  этап важного акта, включающего такие  психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки  для широкого распространения.

С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества  наиболее предпочтительной альтернативы. Под решением же понимается:

элемент множества возможных  альтернатив;

нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;

устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса;

регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели;

нечто, отражающее осуществление  поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);

реакция на раздражитель.

 


 



 

 

 


 

Рис.1. Место управленческих решений в процессе управления.

 

Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.

В экономической литературе понятие "решение" также неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат  выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица, принимающего решение.

Авторы работ по менеджменту  в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как:

  • продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;
  • выбор определенного курса действий из возможных вариантов;
  • выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
  • выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Представляется наиболее удачным, в комплексе, учитывающем  отдельные аспекты данного феномена, следующее определение.

Управленческое решение  на предприятии представляет собой  творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации о ее состоянии.

Исходя из приведенного определения  можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, социальный, информационный, экономический.

Организационный аспект проявляется  в организации, как разработки, так  и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его  функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих  о многогранности данного понятия.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого  решения в значительной мере зависит  от выполнения и соотношения указанных  функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Важно социальное содержание выбранного способа действий, так  как оно отражается на жизни менеджера, всех, кто с ним работает, то есть на интересе организации, коллектива. Не всякое экономически выгодное решение  может быть эффективным в социальном плане. Примером тому может служить  решение о росте производительности труда, сопряженное с нарушением техники безопасности, ухудшением условий  труда работающих. В связи с  этим чувство ответственности не должно покидать руководителя при выборе окончательной альтернативы. Просчет функционального исполнителя в аппарате управления (например, экономиста при определении нормы выработки для рабочего) имеет частный характер, ошибка руководителя при принятии решений является своего рода браком и отражается на результатах работы, политике предприятия в целом, а в крайних случаях может привести к банкротству, потере рабочих мест, иметь глубокие социальные последствия.

Управленческое решение  в повседневной практике является продуктом  управленческого труда, мыслительной деятельности человека.

 

3.2.Взаимосвязь целей и решений.

 

Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной  хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения  на рынке вызывают необходимость  постановки новых целей, а, следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные  типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может  и не быть.

Отметим некоторые особенности  целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение  целей решения задачи вызывает трудность, связанную с тем, что только простые  решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми, бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.

При определении целей  следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения  задачи, количество рассматриваемых  альтернатив. Целесообразно сокращать  количество целей за счет их упрощения  и агрегации. Достичь этого можно  следующим образом:

Во-первых, выявить наличие  подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;

Во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

В-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько  целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели - повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.

В зависимости от специфики  ситуаций величина ограничений варьируется. Она может:

а) достигнуть определенного  предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях.

При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и  исходить из приоритета более общих  целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет  лучше оценить альтернативные варианты действий. Цель как возможное и  реально достижимое состояние объекта  управления или отдельных его  параметров и решение имеют как  сходные признаки, так и отличительные.

 

4.Классификация решений.

 

Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней  и внутренней среды порождают  необходимость принятия разнообразных  управленческих решений. Основными  факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две  группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

Быстрота реакции на внезапные  изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции  предприятия, то оно переходит в  ранг неуправляемого.

Существует точка зрения, что структура предприятия должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироваться исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации  управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться.

В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности  их разработки раскрывает классификация, приведенная на рис. 5.

По источнику возникновения  решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

По юридическому оформлению решения могут быть в вид плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных  точно выполнить решение в  установленные сроки. Основанием для  приказа являются постановления  или распоряжения правительства, решения  вышестоящих органов управления, руководителей.

Распоряжение - это разновидность  приказа, направленная на решение частных  вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

По субъекту, принимающему решения, выделяются решения индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).

По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой построения процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.

По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирована статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР Использование методов математического программирована позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.

По степени неопределенности, зависящей от количеств информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условия определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условия неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.

Управленческие решения  можно классифицировать и с позиции  количества рассматриваемых целей - как одноцелевые многоцелевые.

По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

Информация о работе Целевая ориентация управленческих решений