Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью работы является исследование процессуального положения следователя в уголовном процессе, правовых основ его деятельности и взаимоотношений с другими субъектами в неразрывной связи с анализом сущности и принципов стадии предварительного расследования, механизма уголовно-процессуального регулирования, предшествующего судебному разбирательству уголовных дел.
В рамках обозначенной цели представляется рассмотреть следующие вопросы:
определение места следователя в уголовном процессе и характер выполняемых им функций;
анализ процессуальных полномочий следователя и его обязанностей;
тенденции развития института предварительного следствия.
Введение...............................................................................................3
Глава 1.Процессуальное положение следователя...................................4
1.1. Процессуальные функции следователя, их место в деятельности следователя...............................................................................................................4
1.2. Полномочия следователя.....................................................................16
Глава 2. Взаимодействие следователя с иными участниками уголовного процесса ………......19
2.1.Ведомственный контроль за деятельностью следователя......................... 19
2.2. Изменения в законодательстве РФ.....................................................21
Заключение.............................................................................................................27
Список литературы................................................................................................31
При расследовании же следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основной его функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь на предварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этой стадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективности существует защита.
Уголовное преследование в форме обвинения включает его объективное содержание:
6. В результате проведённого исследования установлены основные причины нарушения законности следователями - слабый, неэффективный и разобщённый организационный и процессуальный контроль со стороны начальников следственных подразделений и надзор со стороны прокурора. Необходимо изменить ту обстановку, которая сложилась в настоящее время, устранить несовершенство ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя, повысить роль прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, ориентировать эти формы контроля на предупредительный характер их осуществления. Конструируя взаимоотношения следователя, начальника следственного подразделения и прокурора, следует исходить из общности решаемых ими процессуальных задач. На данном этапе организационного построения системы предварительного следствия, независимо от ведомственной принадлежности следователя, его отношения со своим начальником - прокурором либо начальником следственного отдела - должны носить только процессуальный характер, в чётком и строгом соответствии с нормами УПК России.
7. В современных условиях борьба с преступностью даёт ощутимые результаты там, где следователь действует, не изолировано, а в тесном сотрудничестве с оперативными работниками различных органов дознания. Задачу быстрого и полного раскрытия преступлений в подавляющем большинстве случаев следователь может выполнить только тогда, когда он взаимодействует с органами дознания. Важным направлением координации действий в борьбе с преступностью является правильное взаимодействие следователей и органов дознания, неуклонного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. От характера взаимодействия во многом зависит успех раскрытия преступления. Ведомственная принадлежность следственных аппаратов, несомненно, сказывается на характере их взаимодействия с оперативными работниками. Однако, существующая система взаимодействия между следователем и органами дознания не достаточно эффективна, является одной из слабейших позиций в организации борьбы с преступностью, не отвечает в полной мере требованиям сегодняшнего дня.
К сожалению, взаимодействие следователя с органами дознания лишь в общих чертах, с точки зрения прав и обязанностей, регулируется уголовно-процессуальным законом. Этих предписаний не достаточно, поскольку они не являются системными и не в полной мере отражают функциональную связь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
8. В научных кругах проходит дискуссия, связанная с обсуждением судебно-правовой реформы, и, прежде всего радикальных изменений, которые должны охватить весь правоохранительный механизм, включая предварительное следствие. Нужно решительно избавляться от внутренних недостатков системы предварительного следствия, принципы функционирования и организационного построения которой не отвечают требованиям демократизации общества. Идёт трудный поиск таких форм работы следственных органов, которые способны обеспечить защиту прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Функция производства предварительного следствия уже приобрела достаточно самостоятельный характер. И многие проблемы можно решить, если последовательно реализовать идею о создании единого органа, осуществляющего предварительное расследование - Федеральной службы расследований, высказанную в разное время многими процессуалистами и закреплённую в Концепции судебной реформы в Российской Федерации. Надо установить единый порядок расследования преступлений и сосредоточить эту работу во вневедомственном органе, потому что реальная угроза самостоятельности следователя в настоящее время исходит от места следователя в системе правоохранительных органов. Нужна комплексная программа, предусматривающая значительные финансовые затраты, кардинальное техническое и информационное переоснащение следствия.
МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, ПОСОБИЯ:
СТАТЬИ:
1. Алфёров В. Предварительное следствие: вчера, сегодня, завтра.//Милиция. 2003. №7. - С. 2-5.
1 Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в уголовном процессе. //Правоведение. 2005. № 2. с. 175.
2 Шимановский В.В. указ. соч. с. 176.
3 Мариупольский Л.А., Гольст Г.Р. К вопросу о процессуальных функциях следователя.//Сов. государство и право. 2003. № 6. с. 114.
4 Ларин А.М. Процессуальные гарантии и функция уголовного преследования. //Сов. государство и право. 2005. № 7. с. 95.
5 Ларин А.М. Расследование уголовного дела: процессуальные функции. М. Юр.лит. 2006. с. 12.
6 Громов Н. А., Лисовенко В.В., Затона Р.Е. Следователь в уголовном процессе. // Следователь. №4. 2008. с. 15
7 Мешков М.В. Процессуальное положение начальника следственного отдела: автореф. Дис. ... канд. юрид. наук/М.В. Мешков - М., Изд-во МГУ, 1991; С. 18
8 Влезько Д.В. Проблемы организационных функций начальника следственного отдела: автореф. Дис. ... канд. юрид. наук/ Д.В. Влезько - Краснодар, Изд-во КГПУ, 2002; С. 7.