Система демократических принципов правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Система демократических принципов правосудия________________4
Глава 2 Осуществление правосудия только судом. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинение их только закону. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда______6
Глава 3 Право граждан на судебную защиту. Презумпция невиновности. Национальный язык судопроизводства_______________________________16
Глава 4 Открытость судебного разбирательства________________________22
Заключение______________________________________________________24
Библиографический список_________________________________________25

Файлы: 1 файл

курсовая конституционные принципы правосудия.docx

— 47.03 Кб (Скачать)

2. Судопроизводство и  делопроизводство у мировых судей  и в других судах субъектов  Российской Федерации ведутся  на русском языке либо на  государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать  и давать объяснения на родном  языке либо на любом свободно  избранном языке общения, а также  пользоваться услугами переводчика”.

Заслуживает внимания и ст. 18 Закона РСФСР “О языках народов РСФСР” от 25 октября 1991 года, которая предусматривает, в частности, что “нарушение установленного законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР порядка использования языков в судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах является основанием для отмены судебного решения и всех других процессуальных решений, принимаемых по делам, находящимся в производстве”.

Другие законодательные акты вносят еще ряд уточнений и дополнений. В частности, уголовно-процессуальное законодательство обязывает переводчиков точно и полно осуществлять свои функции при рассмотрении уголовных дел. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность вплоть до уголовной, причем довольно суровой. В соответствии со ст. 307 УК заведомо ложный перевод наказывается “штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев”. Если такой перевод связан с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание применяется более строгое — лишение свободы на срок до пяти лет.

Услуги переводчика, оказываемые обвиняемому (подозреваемому, подсудимому), во всех случаях являются бесплатными. Следственные и судебные документы вручаются этим лицам в переводе на понятный им язык. Судебная практика решительно требует, чтобы копии обвинительного заключения и приговора обязательно вручались подсудимому либо осужденному (оправданному) в переводе на понятный им язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Открытое разбирательство дел во всех судах

“Разбирательство дел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом”15.

Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным16.

Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала председательствующий может распорядиться в целях поддержания необходимого порядка об ограничении доступа посетителей.

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны. При рассмотрении уголовных дел суд может своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве Дел о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, если это нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан).

Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда оглашаются публично.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводства присуща специфическая особенность – она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого является грубейшим нарушением закона17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе рассмотрено понятие демократические основы, их истоки и значение, а также проанализированы демократические принципы отправления правосудия. 

Правосудие – такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы в целом.

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.

Также стоит отметить и то, что принципы правосудия обязательны как для органов и лиц участвующих в его осуществлении, так и для законодателей при издании нормативно - правовых  актов в сфере правосудия.

Принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменению намного меньше чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия. Принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного акта.

 

 

 

 Библиографический список

Правовые источники

  1. Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// «Российская газета» 25.12.1993г.//СЗ РФ от 30.07.2008г.№7— ст. 15, 18, 19, 26, 32, 45—49, 119-121 и 123.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г.174ФЗ // «Российская газета» от 22.12.2001г.// «Российская газета» от 22.07.2009г. №133
  3. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ// «Российская газета» от 6.01.1997г. №3, «Российская газета» от 9.04.2005г. №73 — ст. 5, 7 и 8-10.
  4. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994г. №1-ФКЗ// СЗ РФ 1994г. №13// «Российская газета» от 4.06.2009г. №10 — ст. 5, 6 и 13
  5. ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» от 28.041995г.№1-ФКЗ// СЗ РФ. 1995г. № 18// «Российская газета» от 13.05.2009г. №84 — ст. 4—7
  6. ФКЗ «О судебной системе РФ» от31.12.1996г. №1-ФКЗ// «Российская газета» от 6.01.1997г. №3,// «Российская газета» 27.12.2009г. №73.
  7. Закон «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1// ВСНД и ВС РФ 1992г. № 30// «Российская газета» от 22.07.2009г.
  8. Закон РСФСР “О языках народов РСФСР” от 25 октября 1991 года — ст. 18 (ВВС. 1991. № 50. Ст. 1740).
  9. Закон РФ «О языках народов РФ» от 25.10.1991г. №1807-1// Ведомости съездов народных депутатов и Верховного совета РФ от 12.12.1991г., №50// «Российская газета» от 14.12.2002г. №235

 

Научная литература

  1. Беленков Р.А. Правоохранительные органы в схемах. М., 2009г.
  2. Божьев В.п. Правоохранительные органы РФ: Учебнки. М., 2009г.
  3. Гуценко К. Ф. , Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М. , 2010г.
  4. Дмитреева Ю.А,, Шапкин М,А, Правоохранительные органы РФ: Учебник. М., 2009г.
  5. Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Семмёнова. М. , 1990.
  6. Скитович В. В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ. 1993. №3. с. 20

 

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// «Российская газета» от 6 января 1997г. №3, «Российская газета от 9 апреля 2005г. №73

2 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ // «Российская газета» от 22 декабря 2001г. №249, «Российская газета» от 22 июня 2009г. №133

3 См: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы, М., 2010г.

4 Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская газета" от 29 июля 1992 г.

5 См; Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы, М., 2010

6 ФКЗ от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// «Российская газета» от 6 января 1997г. №3, «Российская газета» от 9 апрелчя 5005г. №73

7 Закон РФ от 26 июня 1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»// ВСНД и ВС РФ. 1992г. №30//»Российская газета» от 22 июля 2009г.

8 ФКЗ от 211994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»// СЗ РФ 1994г. №13.//»Российская газета» от 4 июня 2009г. №100

9 ФКЗ от 28 апреля 1995г. №  1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// СЗ РФ 1995г. №18//»Российская газета» № от 13 мая 2009г. №84

10 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.// «Российская газета» 25.декабря 1993г.//СЗ РФ от 30 июля 2008г. №7

11 Постановление пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»// «Российская газета» от 28 декабря 1995г.

12 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.// «Российская газета» 25.декабря 1993г.//СЗ РФ от 30 июля 2008г. №7

 

13 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.// «Российская газета» 25.декабря 1993г.//СЗ РФ от 30 июля 2008г. №7

 

14 ФКЗ от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// «Российская газета» от 6 января 1997г. №3, «Российская газета» от 9 апрелчя 5005г. №73

15 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.// «Российская газета» 25.декабря 1993г.//СЗ РФ от 30 июля 2008г. №7

16 См: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы, М., 2010г.

17 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учебник. М., 2009г.


Информация о работе Система демократических принципов правосудия