Производство неотложных следственных действий органами дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Особое значение при расследование уголовных дел имеют доказательства собранные на первоначальном этапе предварительного расследования, то есть те доказательства, которые были получены путем проведения неотложных следственных действий. Чаще всего на практике проведение неотложных следственных действий ложиться на плечи органов дознания и именно от качества проведения ими неотложных следственных действий иногда зависит раскрытие уголовных дел, установление лиц, совершивших преступление, получение неопровержимых доказательств, недопущение преступником скрыться от правоохранительных органов.

Оглавление

Введение.
Производство неотложных следственных действий органами дознания………………………………………………………..…………..……4
Заключение.
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

организация работы органов дознания.doc

— 62.50 Кб (Скачать)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Контрольная работа

по курсу: «Организация работы органов дознания».

Производство неотложных следственных действий органами дознания.

 

                                                                                                               

                                                                                

 

 

 

 

Ижевск 2008 г.

Оглавление

Введение.

Производство неотложных следственных действий органами дознания………………………………………………………..…………..……4

Заключение.

Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Особое значение при  расследование уголовных дел имеют  доказательства собранные на первоначальном этапе  предварительного расследования, то есть те доказательства, которые  были получены путем проведения неотложных следственных действий. Чаще всего на практике проведение неотложных следственных действий ложиться на плечи органов дознания и именно от качества проведения ими неотложных следственных действий иногда зависит раскрытие уголовных дел, установление лиц, совершивших преступление, получение неопровержимых доказательств, недопущение преступником скрыться от правоохранительных органов.      

        Необходимо уделять должное внимание именно проведению неотложных следственных действий, не допускать нарушения законности при их проведение, ведь зачистую именно этими следственными действиями добывается необходимая информация для установления истины по уголовному делу, изобличения виновных лиц, установления всех обстоятельств по уголовному делу.

       В действующем законодательстве прописано какие органы могут провдить неотложные следственные действия, определен их примерный перечень, а  также детально установлен порядок их проведения.

 

 

 

 

 

 

   Производство неотложных следственных действий органами дознания.

 

       При наличии признаков преступления орган дознания в порядке установленном ст. 146  УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК). Проведение  неотложных следственных действий возможно также до возбуждения уголовного дела, с целью недопущения утери важных доказательст и  иных следов преступления.

       Неотложные следственные действия производят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции нижеперечисленных органов дознания;

2) органы налоговой полиции – по налоговым преступлениям;

3) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам, отнесенным к их компетенции (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК);

4) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, отнесенным законом к их компетенции (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК);

5) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

6) органы государственной противопожарной службы;

7) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

8) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

9) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 40 УПК).

      Органы внутренних дел (милиция) могут быть отнесены к органу дознания универсальной компетенции, так как ими осуществляется дознание по большинству уголовным дел.

      В каждом случае при поступлении заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания обязан произвести следующие действия:

1) прибыть на место происшествия немедленно после получения сообщения; 2) обеспечить охрану места происшествия;

3) оказать, если в этом есть необходимость, первую помощь потерпевшему и установить его личность;

4) принять меры к сохранению в неприкосновенности всей обстановки, если на место должен прибыть дознаватель или следователь;

5) собрать необходимый справочный материал об обстоятельствах происшествия путем опроса очевидцев и лиц, проживающих поблизости, установить личность очевидцев, могущих быть свидетелями;

6) в пределах возможного собрать сведения о лице, совершившем преступление, и принять меры к его розыску и задержанию;

7) лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

       При установлении признаков преступления орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК).

        Неотложными являются такие следственные действия, промедление с производством которых может привести к утрате, порче следов преступления, или затруднит их обнаружение и закрепление, или даст возможность лицу, подозреваемому в совершении преступления, уклониться от следствия и суда. Следовательно, неотложные действия - это те следственные действия, которые проводятся органами дознания незамедлительно, так как промедление в их производстве может привести к отрицательным последствиям, а иногда и исключить возможность раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего. Действующий УПК не дает их перечень, но традиционно к ним можно отнести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и другие действия, незамедлительность проведения которых диктуется обстоятельствами совершенного преступления.

       Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

      Оперативно-розыскная деятельность представляет собой нормативно урегулированную систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально на то уполномоченными подразделениями органов дознания с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно ст. 13 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" предоставлено оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) таможенных органов;

6) службы внешней разведки;

7) Федеральных органов государственной охраны: Главного Управления охраны РФ и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

      В задачу этих органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и уклоняющихся от уголовного наказания; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности (ст. 2 Закона). Порядок и способы осуществления оперативно-розыскной деятельности кроме Закона об оперативно-розыскной деятельности определяются актами Министерства внутренних дел, Службы безопасности, пограничных войск и Управления государственной охраны, которые подлежат приведению в соответствие с УПК.

       В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности могут быть получены сведения об объектах преступных посягательств и лицах, их совершивших; о свидетелях-очевидцах совершенных или подготавливаемых преступлений; о местах хранения похищенного имущества, предметов и документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.

       Розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК). Установление лица, подозреваемого в совершении преступления, предполагает деятельность по раскрытию преступления, изобличению лица, совершившего преступление, а также обнаружение его места нахождения. Процесс раскрытия преступления включает в себя проведение розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по установлению лиц, совершивших преступление, и обстоятельств, имеющих доказательственное значение по их изобличению. Розыскные меры обеспечивают добывание информации, благоприятствующей процессуальному доказыванию вины лица, подозреваемого в совершении преступления.

       Результаты розыскных и оперативно-розыскных мер используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве доказательств после их проверки и закрепления следственным путем.        

       Органы дознания не вправе проводить  расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, по таким делам орган дознания выполняет только неотложные следственные действия и направляет материалы руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 149 УПК).

       При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, установленный ст. 124 и 125 УПК.

       Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

Заключение.

 

        При наличии признаков преступления орган дознания в порядке установленном ст. 146  УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Проведение  неотложных следственных действий возможно также до возбуждения уголовного дела.

        Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК).

       Органы дознания не вправе проводить  расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, по таким делам орган дознания выполняет только неотложные следственные действия и направляет материалы руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 149 УПК).

      Неотложные следственные действия имеют большое значение при сборе доказательств, закреплению следов преступления, получения сведений, способных изобличить виновное лицо, поэтому органы дознания которые их проводят должны соблюдать законность при их проведении и прикладывать максимум усилий для полноты и объективности их проведения.

Информация о работе Производство неотложных следственных действий органами дознания