Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:05, курсовая работа
Современное судопроизводство немыслимо без института проверки судебных решений в предусмотренных законом процессуальных формах. Этот институт является средством защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами.
Введение 3
1. Предмет пересмотра в порядке надзора 6
2. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу. Пределы прав надзорной инстанции 13
3. Порядок производства в суде надзорной инстанции 17
4. Сущность, основания и порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств 20
Заключение 23
Литература 26
4. Сущность, основания и порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
Возобновление
дел ввиду новых или вновь
открывшихся обстоятельств - одна из
исключительных стадий уголовного процесса,
в которой соответствующий
Новыми
обстоятельствами являются: 1) признание
Конституционным Судом РФ закона, примененного
в данном уголовном деле, не соответствующим
Конституции РФ; 2) установленное Европейским
судом по правам человека нарушение Конвенции
о защите прав человека и основных свобод
при рассмотрении судом РФ уголовного
дела, связанное с: а) применением федерального
закона, не соответствующего положениям
Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, б) иными нарушениями Конвенции
о защите прав человека и основных свобод; 3)
иные новые обстоятельства. Для возобновления
дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств
закон устанавливает специальные сроки. Производство
ввиду вновь открывшихся и новых обстоятельств
проходит несколько этапов: возбуждение
производства и расследование новых обстоятельств;
принятие решения прокурором по результатам
расследования и о дальнейшем направлении
дела; рассмотрение дела судом по вновь
открывшимся обстоятельствам; производство
по делу после отмены приговора.
Заключение
Производство в надзорной инстанции начинается с момента поступления надзорного ходатайства в суд надзорной инстанции. На первом этапе судьей осуществляется проверка соответствия надзорного ходатайства требованиям УПК РФ, по окончании которой надзорное ходатайство либо возвращается заявителю как не удовлетворяющее процессуальным требованиям, либо принимается к рассмотрению. Вторым этапом является рассмотрение надзорного ходатайства судьей (председателем суда) надзорной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 406 УПК РФ, а заключительным этапом - рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. Этап проверки соответствия надзорных жалоб и представлений требованиям УПК РФ, с одной стороны, обеспечивает рассмотрение судьей (председателем суда) и судом надзорной инстанции только таких надзорных жалобы или представления, по которым может и должно быть принято процессуальное решение, а с другой - предупреждает производство по рассмотрению надзорных жалобы или представления, которое впоследствии не сможет быть завершено принятием решения, предусмотренного ст. 406 или ст. 408 УПК РФ. При этом основная задача данного этапа - проверить, являются ли поступившие жалоба или представление надлежащим процессуальным поводом для осуществления процессуальной деятельности по их рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 406 и ст. 407-410 УПК РФ. Назначение уголовного судопроизводства, а также принципы законности при производстве по уголовному делу, уважения чести и достоинства личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве имеют прямое действие в соответствии с их содержанием, изложенным в ст. 6, 7, 9 и 11 УПК РФ. Осуществление правосудия только судом проявляется в том, что только судья может решить вопрос о приемлемости надзорного ходатайства как повода к возбуждению надзорного производства и к передаче уголовного дела на рассмотрение суда надзорной инстанции. Состязательность и равноправие сторон реализуются, с одной стороны, посредством предоставления сторонам равных прав на принесение надзорных ходатайств и обоснование своих требований о возбуждении надзорного производства на предмет пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, а с другой - путем возложения обязанности по созданию равных условий для реализации сторонами права надзорного обжалования на судью, который проверяет соответствие любых надзорных жалоб и представлений одним и тем же требованиям закона и не предоставляет преимущества надзорному ходатайству того или иного участника процесса. Однако принципы неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища и обеспечения тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, положения презумпции невиновности и принцип свободы оценки доказательств не имеют процессуального регулирования. В порядке надзора могут быть обжалованы только судебные акты. При этом могут быть обжалованы не только приговор, определение или постановление суда, но и заключение суда и даже распоряжение суда о вступлении приговора в законную силу, если участником процесса заявлено о том, что этому распоряжению предшествовало нарушение права апелляционного или кассационного обжалования судебного решения. Норма ч. 7 ст. 108 УПК РФ, предусматривающая обжалование в надзорную инстанцию постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом лишь одновременно с кассационным определением, необоснованно ограничивает права участников судопроизводства, которым предоставлено диспозитивное право самостоятельно выбирать форму обжалования и восстановления нарушенных прав.
Отдельные судебные решения, принятые в ходе досудебного производства, могут быть обжалованы в надзорную инстанцию и после передачи уголовного дела в суд, а именно: решения об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, а равно решения о применении таких мер процессуального принуждения, как временное отстранение от должности или наложение ареста на имущество, если эти решения даже после передачи уголовного дела в суд сохраняют свои процессуальные последствия в виде непрерывного ограничения конституционных прав граждан.
К числу решений, принятых по итогам предварительного слушания и подлежащих обжалованию, необходимо отнести решения о наложении ареста на имущество и решения о количестве кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание.
Промежуточные
судебные решения, выносимые в ходе
судебного разбирательства, могут
быть обжалованы в порядке надзора
отдельно от приговора, только если они
не находятся в прямой связи с
содержанием приговора, включающим
выводы о фактических обстоятельствах
дела, оценке доказательств, квалификации
деяния, наказании осужденного и
т.д.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2008) // СЗ РФ от 17.10.2008, № 42, ст. 4212.
Информация о работе Процессуальный порядок рассмотрения надзорных жалоб