Принцип независимости судей и подчинение их только закону

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия правосудия, его признаков и подробного изучения одного из важнейших его принципов - принципа независимости судей.

Оглавление

ведение
1. Понятие и признаки правосудия
2. Демократические основы (принципы) правосудия
3. Законность
4. Осуществление правосудия только судом
5. Принцип независимости судей и подчинение их только закону
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (11).doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Значение данного  принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст.10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

Суд, установив  при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение согласно закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения. Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

В то же время  впервые избранным народным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемые к судьям. Иначе трудно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

В связи с  этим существенное внимание уделяется  разработке и внедрению гарантий независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости  извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении - совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ч.1 ст.302 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных - старшина) подает свой голос последним (ст.306, 453 УПК).

Правило о тайне  совещания относится как к  профессиональным судьям, так и к  народным и присяжным заседателям (ст.302, 306, 452, 453 УПК, ст.11 Закона о судоустройстве РСФСР).

Ограждение суда от проникновения влияния извне  еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч.2 ст.302 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.345 УПК).

Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст.9-16 Закона о статусе судей  гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:

требования к  судье, кандидату в судьи и  порядок его назначения;

присяга судей;

предусмотренная законом процедура осуществления  правосудия;

запрет, под угрозой  ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленный порядок приостановления и прекращения  полномочий судьи;

право судьи  на отставку;

неприкосновенность  судьи;

система органов  судейского сообщества;

предоставление  судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

обязанность органов  внутренних дел принять необходимые  меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности  принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;

право судьи  на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Одной из основных гарантий обеспечения независимости  судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией РФ принцип разделения власти, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Требования к  судье, кандидату в судьи и  порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст.4 Закона о статусе судей судьей может быть:

а) гражданин  Российской Федерации;

б) достигший 25 лет;

в) имеющий высшее юридическое образование;

г) стаж работы по юридической профессии не менее  пяти лет;

д) не совершивший  порочащих его поступков;

е) сдавший квалификационный экзамен и

ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин  Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ или  Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

По общему правилу полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Из этого правила есть два исключения. Мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи районных (городских) судов, судьи окружных (флотских, гарнизонных) военных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Председатели  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов в случае нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом от 20.04.95 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", незамедлительно информировать соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на проверки судов государственными органами, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноту поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

Законом строго определен перечень оснований приостановления  и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи  приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае:

1)         признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласия квалификационной  коллегии судей на привлечение  судьи к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

3) участия судьи  в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрания судьи  в состав органа законодательной  (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи  прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное  заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности  по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное  заявление судьи о прекращении  его полномочий в связи с  переходом на другую работу  или по иным причинам;

4) истечение  срока полномочий судьи, если  они были ограничены определенным  сроком;

5) увольнение  судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение  гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью,  не совместимой с должностью  судьи;

8) вступление  в законную силу обвинительного  приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение  поступка, позорящего честь и  достоинство судьи или умаляющего  авторитет судебной власти;

10) вступление  в законную силу решения суда  об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

11) смерть судьи  или вступление в законную  силу решения суда об объявлении  его умершим;

12) отказ судьи  от перевода в другой суд  в связи с упразднением или  реорганизацией суда.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Неприкосновенность  судьи гарантируется следующими правовыми положениями:

1) судья не  может быть привлечен к административной  и дисциплинарной ответственности.  Судью нельзя привлечь к какой-либо  ответственности за выраженное  им при осуществлении правосудия  мнение и принятое решение,  если вступившим в законную  силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

2) уголовное  дело в отношении судьи может  быть возбуждено только Генеральным  прокурором РФ или лицом, исполняющим  его обязанности, при наличии  на то согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей;

3) судья не  может быть привлечен к уголовной  ответственности, заключен под  стражу, подвергнут приводу без  согласия соответствующей квалификационной  коллегии судей. Заключение судьи  под стражу допускается не  иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда;

4) судья не  может быть в каком бы то  ни было случае задержан, а  равно принудительно доставлен  в какой бы то ни было  государственный орган в порядке  производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершенном преступлении, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден;

Информация о работе Принцип независимости судей и подчинение их только закону