Предварительное расследование по делам в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Предварительное расследование по делам в отношении несовершеннолетних производится следователями МВД, прокуратуры, дознавателями органов внутренних дел (ч. 3 ст. 151, ст. 420 УПК РФ). Подследственность данных дел определяется в общем порядке. Если в уголовном деле присутствует вместе с несовершеннолетним взрослое лицо, то дело в отношении несовершеннолетнего выделяют в особое производство.

Файлы: 1 файл

УПП.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     Предварительное расследование по делам в отношении несовершеннолетних производится следователями МВД, прокуратуры, дознавателями органов внутренних дел (ч. 3 ст. 151, ст. 420 УПК РФ). Подследственность данных дел определяется в общем порядке. Если в уголовном деле присутствует вместе с несовершеннолетним взрослое лицо, то дело в отношении несовершеннолетнего выделяют в особое производство. Это делают для того, чтобы исключить влияние взрослых участников преступления на несовершеннолетнего в ходе судебного разбирательства.

      Правила производства по уголовным делам о преступления несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. Учитывая это, УПК РФ не ограничивается формулой общего понятия предмета доказывания по уголовным делам, а определяет обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК) наряду с обязательствами, указанными в ст. 73 УПК. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства.

   После выяснения возраста несовершеннолетнего  устанавливаются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.

   Установление  условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности требуется  для всестороннего изучения физического  и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с его отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения иных преступлений и об ответственности родителей или воспитателей. Следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и если да, то в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытеснялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватизации жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.

   При выяснении условий учебы или  работы следователь, суд устанавливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, насколько обоснованна эта крайняя мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, было ли согласовано его увольнение с комиссией по делам несовершеннолетних, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приеме и увольнении с работы в частных фирмах и иных коммерческих структурах, не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, производство и сбыт табачных изделий, алкогольной продукции, выпуск порнографических изданий и т.п.). Если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушение законов о труде, необходимо выяснить, кто, на каких условиях устраивал его в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т.п. заведения.

   Исследованию  подлежит поведение подростка в  прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда  и какие; за какие преступления, в  каком возрасте, сколько раз и  на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т.д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, сколько времени; доставлялся ли в инспекцию по делам несовершеннолетних, состоит ли там на учете; привлекался ли к административной ответственности.

   Если  несовершеннолетний отбывал наказание  в воспитательной колонии и вернулся после пребывания в ней, необходимо установить, были ли приняты меры по его устройству и организации надзора за поведением и почему они не дали положительных результатов, а при повторном совершении преступления – причины рецидива. При наличии рецидива преступлений выясняется, не было ли вовлечения несовершеннолетнего в преступление со стороны бывших соучастников, не подвергался ли он физическому или психическому насилию, обращался ли за помощью в правоохранительные органы и какие меры были приняты по его обращению.

   В ходе допроса любого лица, в том  числе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), запрещается задавать наводящие вопросы. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса (ст. 189 УПК РФ).

   Определить  круг участников допроса. Участниками  допроса несовершеннолетнего являются: педагог или психолог, законные представители несовершеннолетнего, защитник. Кроме общих положений закона, регулирующих данную сферу профессиональной деятельности следователя, здесь необходимо учитывать определенные тактические соображения. Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т.п.

   Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным (ст. 51 УПК РФ). Следователь обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Показания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), данные при допросе на стадии предварительного расследования в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам: они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу (ст. 73 и ст. 75 УПК РФ).

   Подход  к приглашению педагога для участия  в допросе несовершеннолетнего  должен быть дифференцированным. В  каждом конкретном случае следователь  должен решить вопрос о том, какого педагога – знакомого или не знакомого допрашиваемому – следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего, из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля.

   Если  между несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) и преподавателями  учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные  отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить обвиняемому (подозреваемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога – знакомого или незнакомого – он предпочитает давать показания.

   Защитник, участвующий в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого), вправе: а) задавать ему вопросы по существу возникшего подозрения или по предъявленному обвинению; б) знакомиться с протоколом допроса после его окончания; в) делать замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний, подлежащие внесению в протокол; г) подписать протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого); д) удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса в случае, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья.

   УПК РФ устанавливает исчерпывающий  перечень лиц, участие которых в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) обязательно, – педагог или психолог. Участие указанных специалистов в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) обязательно в случаях, когда он:

   1) не достиг возраста 16 лет;

   2) достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством;

   3) отстает в психическом развитии. Педагог или психолог не заменяют  защитника, они участвуют в  допросе таких лиц одновременно  с защитником.

   Поводом для участия педагога или психолога  в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) в указанных  трех случаях являются ходатайство  защитника либо инициатива прокурора, следователя или дознавателя.

   Независимо  от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, прокурор, следователь, дознаватель обязаны еще до допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) решить вопрос о том, кто из указанных специалистов должен участвовать в производстве следственного действия, и обеспечить их вызов и явку. Закон не указывает, в каких случаях для участия в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) вызывается педагог или психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних такого возраста (например, педагог общих или специализированных школ, дефектолог, олигофренопедагог, сурдо-, тифлопедагог и т.п.).

   При повторном допросе желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе  несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

   Во  всех случаях необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь следователю установить контакт с подозреваемым (обвиняемым), и записать его показания. До проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) участвующему в нем педагогу или психологу должны быть разъяснены его права: а) задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы несовершеннолетнему; б) знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

   Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о правильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии. Внимание педагога или психолога должно быть обращено на недопустимость постановки наводящих вопросов (ст. 275 УПК РФ).

   О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста (ст. 58 УПК РФ) делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога. При проведении допроса несовершеннолетнего подсудимого в ходе судебного разбирательства обязательно соблюдаются требования и правила, установленные ч. ч. 1 – 3 и 5 комментируемой статьи, а также порядок допроса при проведении судебного следствия (ст. 275 УПК РФ).

   Сведения  о педагоге или психологе, участвовавшем  в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) на предварительном  следствии, а также результаты его  участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего подсудимого.

   Особенностью  ювенального судопроизводства является участие в нем законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса подростка (ст. 426 УПК).

   Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. 

   По  делам о половых преступлениях  следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которые испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только может отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

Информация о работе Предварительное расследование по делам в отношении несовершеннолетних