Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:13, контрольная работа
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.
Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.
Являясь структурным элементом государственного аппарата, правоохранительные органы в своей деятельности в большей части реализуют меры специального характера, которые непосредственно воздействуют на правонарушителей. Эти меры связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями (преступностью).
Конечно, значительным потенциалом социального контроля над преступностью, в охране прав и свобод граждан обладают и предупредительные меры общесоциального характера - крупномасштабные меры, реализующие поступательное развитие общества, преследующие гораздо более обширные цели, нежели воздействие на преступность. Но попутно эти меры (экономические, политические, идеологические, социально-психологические, правовые и др.) воздействуют и на детерминанты (причины и условия) преступности, и на их проявления в ситуациях конкретных преступлений.7
Наконец, существенны и такие признаки правоохранительной деятельности, как обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, в том числе и в суде, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ, ч.4 ст.11 УПК РФ).
Близки к понятию "правоохранительная деятельность" такие понятия, как правоприменительная деятельность, применение права (закона). Принято считать, что правоприменительная деятельность - это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах. Применение норм права - это форма их реализации (использование, соблюдение и исполнение), осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Применение права (закона) - это особая деятельность, необходимость в которой возникает в случаях, когда закон или другой нормативный правовой акт должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления факта и контроля (например, выдача водительского удостоверения, регистрация актов гражданского состояния, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим; когда есть спор о праве, правах и обязанностях; в случаях, когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются правонарушения). Право применяют все юридические и физические лица.
Заключение.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. Правоохранительная
деятельность - это властно-организующая
деятельность компетентных
2. Важнейшее
предназначение
3. Существуют
следующие признаки
Решение практического задания.
Задача:
Ранее судимый за грабёж гражданин Соколов был задержан работниками вневедомственной охраны при попытке совершить кражу из квартиры, оборудованной охранной сигнализацией. Двое соучастников успели скрыться. В течение 24 часов сотрудники РОВД, сменяя друг друга, допрашивали задержанного. Соколов заявил, что он будет давать показания, если ему дадут закурить. Затем заявил, что он страдает сахарным диабетом и ему необходимо поставить укол. Затем потребовал, чтобы его накормили и сводили в туалет. Во всех просьбах ему было отказано, пока он не начнёт давать правдивые показания. Какие принципы правосудия были нарушены?
Решение:
В данном случае сотрудниками РОВД были нарушены следующие принципы правосудия:
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Список использованной литературы:
Нормативно – правовые акты:
2. Уголовный
кодекс Российской Федерации
от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ
24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и
доп., вступающими в силу с 07.09.200
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант Плюс.
4. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. "О системе
государственной службы
Учебная литература:
1 Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003. С. 277
2 Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009. С. 38.
3 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 24
4 Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 21.
5 Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001. С. 273.
6 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. 1). Ст. 4437
7 Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Г. М. Миньковского. М., Норма, 2005. С. 184.