Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.
Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Являясь структурным  элементом государственного аппарата, правоохранительные органы в своей  деятельности в большей части  реализуют меры специального характера, которые непосредственно воздействуют на правонарушителей. Эти меры связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями (преступностью).

Конечно, значительным потенциалом социального контроля над преступностью, в охране прав и свобод граждан обладают и предупредительные меры общесоциального характера - крупномасштабные меры, реализующие поступательное развитие общества, преследующие гораздо более обширные цели, нежели воздействие на преступность. Но попутно эти меры (экономические, политические, идеологические, социально-психологические, правовые и др.) воздействуют и на детерминанты (причины и условия) преступности, и на их проявления в ситуациях конкретных преступлений.7

Наконец, существенны и такие признаки правоохранительной деятельности, как обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, в том числе и в суде, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ, ч.4 ст.11 УПК РФ).

Близки к  понятию "правоохранительная деятельность" такие понятия, как правоприменительная  деятельность, применение права (закона). Принято считать, что правоприменительная деятельность - это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах. Применение норм права - это форма их реализации (использование, соблюдение и исполнение), осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Применение права (закона) - это особая деятельность, необходимость в которой возникает в случаях, когда закон или другой нормативный правовой акт должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления факта и контроля (например, выдача водительского удостоверения, регистрация актов гражданского состояния, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим; когда есть спор о праве, правах и обязанностях; в случаях, когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются правонарушения). Право применяют все юридические и физические лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение можно  сделать следующие выводы:

1. Правоохранительная  деятельность - это властно-организующая  деятельность компетентных органов  и лиц, направленная на охрану  прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе.

2. Важнейшее  предназначение правоохранительных  органов - обеспечение в демократическом  обществе режима законности - неукоснительного  соблюдения и исполнения всех  юридических норм, прежде всего  тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

3. Существуют  следующие признаки правоохранительной  деятельности: правоохранительная  деятельность реализуется в определенном  порядке, установленном законом; такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона; правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; правоохранительные органы в своей деятельности в большей части реализуют меры специального характера, которые непосредственно воздействуют на правонарушителей; а также такие признаки, как: обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке; установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за причиненный вред и компенсация причиненного ущерба.

 

 

 

Решение практического задания.

Задача:

Ранее судимый  за грабёж гражданин Соколов был  задержан работниками вневедомственной охраны при попытке совершить кражу из квартиры, оборудованной охранной сигнализацией. Двое соучастников успели скрыться. В течение 24 часов сотрудники РОВД, сменяя друг друга, допрашивали задержанного. Соколов заявил, что он будет давать показания, если ему дадут закурить. Затем заявил, что он страдает сахарным диабетом и ему необходимо поставить укол. Затем потребовал, чтобы его накормили и сводили в туалет. Во всех просьбах ему было отказано, пока он не начнёт давать правдивые показания. Какие принципы правосудия были нарушены?

Решение:

В данном случае сотрудниками РОВД были нарушены следующие  принципы правосудия:

  1. Принцип законности. В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.
  2. Принцип справедливости.

Наказание и  иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

  1. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Суть данного  принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права  и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

Нормативно  – правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

2.   Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и  доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // Консультант Плюс.

3.   Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант Плюс.

4.   Федеральный  закон от 27 мая 2003 г. "О системе  государственной службы Российской  Федерации" (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст.4437).

 

Учебная литература:

  1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009.
  2. Беспальк В.Г. Современное правосудие как элемент правовой культуры и объект уголовно-правовой охраны. Российская юстиция №3 – 2008.
  3. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001.
  4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  6. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М., Норма, 2005.
  7. Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003.
  8. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.
  9. Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав личности в стадии возбуждения уголовного дела. Российская юстиция №2 – 2010.
  10. Юрченко Л.В. Некоторые проблемы развития восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних. Российская юстиция №1 – 2009.

1  Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003. С. 277

2  Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009. С. 38.

3  Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 24

4  Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. С. 21.

5  Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001. С. 273.

6  Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. 1). Ст. 4437

7  Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Г. М. Миньковского. М., Норма, 2005. С. 184.


Информация о работе Правоохранительные органы