Понятие потерпевшего по уголовно - процессуальному Кодексу Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целю курсовой работы является изучение и анализ одной из основных задач уголовного судопроизводства – защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Файлы: 1 файл

Курсовая УПК 2011.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Однако, как показывает практика, применения только процессуальных мер обеспечения безопасности бывает недостаточно. В ряде случаев для обеспечения безопасности таких лиц требуется их постоянная охрана в течение длительного срока, изменение их места жительства, внешности и паспортных данных. Для проведения таких мероприятий необходимо соответствующее правовое и финансовое обеспечение.

     Указанные в УПК РФ меры защиты не всегда могут эффективно обеспечить безопасность защищаемых лиц.

     Во многих случаях органы уголовного преследования используют потерпевшего исключительно для решения своих служебных задач, не принимая во внимание состояние потерпевшего, вызванное совершенным в отношении него преступлением.

     Очевидно, что потерпевшие нуждаются как в немедленной правовой, так и в пролонгированной психологической, медицинской, материальной помощи, однако в российском праве потерпевшему не уделяется достаточного внимания.

     Права потерпевших от преступлений, в том числе на получение юридической помощи, гарантируются Конституцией Российской Федерации и признаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

     Часть 3 статьи 42 УПК РФ гласит, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ. При этом, в статье 131 УПК РФ расходы на представителя как процессуальные издержки не указаны, что лишает потерпевшего возможности получить бесплатную юридическую помощь.

    Данное положение отрицательно сказывается на авторитете правоохранительных органов, так как является ненадлежащим исполнением требований Конституции РФ, принципов Уголовно-процессуального закона.

       УПК РФ не предоставляет потерпевшему возможность самостоятельного сбора необходимой ему доказательственной базы. Потерпевший вынужден прибегать к помощи органов предварительного расследования, которая заключается, например, в разрешении ходатайств потерпевшего о получении дополнительных доказательств посредством проведения следственных и иных процессуальных действий, что ставит потерпевшего в полную зависимость от позиции следствия, ограничивает возможности его участия в процессе сбора и рассмотрения доказательств и, таким образом, существенно нарушает его право на доступ к правосудию.

     Статья 22 УПК РФ наделяет потерпевшего правом участвовать в уголовном преследовании, однако законом не определен срок, в течение которого лицо должно быть признано потерпевшим по уголовному делу. Во многих случаях лицо признается потерпевшим на завершающей стадии уголовного судопроизводства, что лишает его прав на заявление отводов, подачу жалоб, заявлений, ходатайств.

     Практика свидетельствует, что участие законных представителей потерпевших обеспечивается в обязательном порядке только по делам, где потерпевшими являются малолетние. Другим категориям уязвимых потерпевших, то есть тех, кто по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, участие законных представителей практически не обеспечивается. В результате такие потерпевшие нередко остаются в неведении относительно своей роли в расследовании и судебном рассмотрении дела.

В некоторых случаях в ходе уголовного судопроизводства потерпевший оказывается бесправным не только перед следствием, но и перед прокурором, который представляет сторону обвинения в состязательном судопроизводстве.

     Так, согласно положениям ч.ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ за государственным обвинителем закреплено право отказаться от предъявленного подсудимому обвинения или изменить его в сторону смягчения. В случае отказа государственного обвинителя от обвинения (полностью или в части) суд обязан прекратить уголовное дело или уголовное преследование. Позиция государственного обвинителя, отказывающегося от обвинения, для суда является безусловной, в то время как позиция потерпевшего судом не учитывается, хотя потерпевший рассматривается как полноправный участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

      Провозглашая принцип равенства прав участников судебного разбирательства, закон допускает участие потерпевшего в судебных прениях только по делам частного обвинения. Потерпевший и его представитель имеют право участвовать в исследовании доказательств по делу, представлять доказательства, но не могут дать им оценку в судебных прениях, что лишает их возможности публично заявить свое отношение к преступлению и лицу, его совершившему.

    Если обратиться к законодательным нормам, регламентирующим защиту имущественных интересов лиц, пострадавших от преступлений, а также к практике правоприменительных органов в этой области, то можно прийти к выводу о том, что по ряду причин такая защита является не эффективной и не позволяет в полной мере восстановить нарушенные права лица и, как следствие, реализовать в полной мере конституционный принцип, закрепленный в ст. 52 Конституции Российской Федерации.

     По данным статистических отчетов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, материальный ущерб от преступлений, определенный по приговорам и решениям судов, ежегодно оценивается в 6-8 миллиардов рублей, при этом из присужденных сумм ущерба реально взыскивается не более одной трети. Уровень раскрываемости корыстно-насильственных преступлений на фоне ежегодного увеличения числа преступлений, причинивших крупный ущерб (28,9 процентов в 2006 году, 11,4 процента за январь - ноябрь 2007 года), не превышает 60 процентов. В настоящее время в России возмещение ущерба производится только при наличии приговора суда. Потерпевший не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, и, соответственно, не представляется возможным привлечь его к уголовной ответственности. Таким образом, более трети потерпевших лишены возможности возмещения вреда, поскольку виновные в их совершении лица не установлены. Если руководствоваться принципом «понятие преступления не может существовать без наказания», то это приводит к парадоксальному выводу - при существующей системе возмещения ущерба потерпевшие по нераскрытым делам не являются ни пострадавшими от преступлений, ни потерпевшими.

      Таким образом, несмотря на то, что в силу публично-правового начала уголовного судопроизводства лицо, пострадавшее от преступления, должно защищать государство, его проблемы в результате действия системы уголовной юстиции не разрешаются. Представляется, что используемый в настоящее время подход к возмещению вреда потерпевшему не оправдывает назначения уголовного судопроизводства - защиту прав и законных интересов потерпевших (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). При этом если государственные структуры, на которых возложена обязанность обеспечения правопорядка и безопасности в государстве и обществе, не сумели обеспечить этот правопорядок, то возмещать вред должны именно эти органы, в лице государства.

    Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит нормы, закрепляющей обязанность государства возместить потерпевшему от преступлений причиненный ему вред, за исключением случаев, когда вред был причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

     Возмещение вреда, причиненного государственными органами производится на общих основаниях, но не исчерпывается нормами, закрепленными в главе 59 Гражданского кодекса и судебной практикой. Общие принципы законодательного регулирования возмещения вреда

       Представляется возможным утверждать, что если возмещение ущерба, нанесенного потерпевшему, действительно является одной из основных задач, стоящих перед правосудием, то одной из основных целей процессуальных действий должно являться взимание с виновного лица штрафа, равного или эквивалентного ущербу. Таким образом, понятие возмещение материального ущерба и морального вреда должно включать в себя не только возмещение причиненного вреда (компенсацию), но также и взыскание штрафа в пользу потерпевшего.

    Защита прав потерпевшего – конституционная обязанность государства.  УПК РФ содержит ряд норм, позволяющих обеспечить безопасность  потерпевшего,  если ему угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями.

     Результаты исследований, проведенных среди работников правоохранительных органов, показали, что 82 процентов следователей прокуратуры и органов внутренних дел, 85 процентов судей и 68 процентов адвокатов считают, что свидетели не защищены в случаях воздействия на них обвиняемого, 96 процентов следственных работников отметили, что не имеют возможности обеспечить безопасность содействующих им лиц. Как следствие, 46 процентов работников правоохранительных органов не регистрируют заявления о посткриминальном воздействии в отношении потерпевших и свидетелей.

  В целях реализации  Федерального закона от 20.08.04 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в 2009 г принята Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы». Однако на данный момент практика свидетельствует, что меры государственной защиты применяются редко. Новая Государственная программа предусматривает за 5 лет ее действия применить меры в отношении 10 тысяч участников уголовного судопроизводства. И это, при том, что, как отмечено в самой Программе, за 5 лет только по особо тяжким преступлениям около 50 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей и каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Т.е. применение мер происходит в  отношении, всего лишь, 0,5% от общего количества подзащитных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Таким образом, анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что защита прав и законных интересов лиц  и организаций, потерпевших от преступлений является одной  из основных задач в уголовном судопроизводстве. Однако, следует заметить, что проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, содержатся  как на законодательном уровне, так и на практике.

        Законные интересы потерпевшего должны всегда совпадать с интересами государственных органов, ведущих процесс. Потерпевший заинтересован в раскрытии преступления, правильном определении размера вреда, справедливом наказании виновного. Принимая участие всеми законными способами в установлении этих обстоятельств, он тем самым существенным образом способствует установлению истины по уголовному делу.

     Для правового государства и общества одинаково важны защита потерпевших от преступлений и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Однако на практике по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, поэтому фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного судопроизводства, что свидетельствует о неполной реализации как принципа равенства сторон в уголовном процессе, так и принципа состязательности.

      На сегодняшний день остро назрел вопрос совершенствования комплекса мер, направленных на защиту потерпевших от преступлений. Под защитой следует понимать не только разнообразную деятельность уполномоченных органов по охране прав и свобод человека от всевозможных нарушений и ограничений, но также деятельность государства по предупреждению этих нарушений и ограничений и возмещению ущерба, причиненного правам и свободам человека.

     Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед правоохранительными органами, является обеспечение должного внимания к гражданам при их обращении с заявлением или сообщением о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также своевременное информирование заявителя о возможностях получения юридической, медицинской, психологической, социальной помощи, а также компенсации нанесенного вреда

     Следует  отметить, что в последние годы в Российской Федерации резко увеличилось незаконное воздействие криминала на потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Нарушается и становится неэффективным установленный законодательством процесс правосудия, создаются непреодолимые трудности в собирании доказательств, в связи с чем уровень раскрываемости уголовных дел падает, а преступникам все чаще удается уходить от ответственности. Между тем, вся система органов внутренних дел должна быть сориентирована на защиту законных прав и интересов граждан и носить при этом предельно открытый характер.

     .

 

 

 

 

 

 

 



[1]              Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2008. С. 5–6.

 

[2] Иванов Д. А. Защита следователем прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений:     Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2007. – С.14

 

[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" (постатейный) Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др./ под ред. А.В. Бриллиантова. -М .: Проспект, 2010. – С.53.

 

[4] Данные статистических отчетов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // http://www.mvdinform.ru/page/100068/

[5] Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2008. С. 21.

 


Информация о работе Понятие потерпевшего по уголовно - процессуальному Кодексу Российской Федерации