Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие и содержание принципов уголовно-исполнительного права. Задачи: дать понятие принципов уголовно-исполнительного прав, рассмотреть систему принципов уголовно-исполнительного права и раскрыть их содержание.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

§1. Понятие принципов уголовно-исполнительного права………………….4

§2. Система принципов уголовно-исполнительного права и их содержание…………………………………………………………………………...7

Заключение…………………………………………………………….............13

Список использованных источников………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Понятие и система принципов УИП.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    Благодаря такой системе противовесов основная масса осужденных заинтересована в  правопослушном поведении. Это в  конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно – исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально – финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.

    В последнее время осуществлены крупные  изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены  многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов  первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно – досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других (в соответствии с Законом от 21 февраля 2001 г.).

    Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещенных предметов и подобных действий.

      Принцип демократизма проявляется в том, что УИК, хотя и исходит из конституционной установки о федеральном построении уголовно – исполнительной системы, тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам Российской Федерации и муниципальным органам в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь указанным структурам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других формах: порядке беспрепятственной подачи жалоб и заявлений осужденных, в свободе выбора ими языка обращения и переписки, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в содействии работе общественных объединений.

      Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Здесь различия, также как и в уголовном законодательстве, предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения осужденных.

    Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.

    Осужденные  дифференцируются на разных этапах и  в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т.д.

    Внутри  классификационных групп осужденных выделяется личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный психолого – педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.

    Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно – педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.8

    В законодательстве указанные аспекты  дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

    Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем исправительно–трудовом законодательстве. Правда, тогда он относился лишь к тем наказаниям, которые соединялись с мерами исправительно–трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире: он включает регламентацию исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно – правового характера. Тем не менее данный принцип сохраняется, хотя исправительное воздействие ряду из них не присуще. Учитывая, однако, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно – исполнительного законодательства9.

    Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

    Заключение  

    Принципы  уголовно-исполнительного законодательства, базируются на общих конституционных  принципах права, принципах отраслей права (уголовной и уголовной процессуальной), регулирующих борьбу с преступностью, предопределяют стратегию, направления развития и содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

      В общей теории права принципы  рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

    К числу общеправовых и межотраслевых  принципов уголовно-исполнительного  законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом,  другие – специфические  принципы уголовно-исполнительного  права, например дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Список использованных источников 

    
  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ // Российская газета. 16 января 1997. № 9.
  2. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Утвержденные Приказом Минюста РФ от 03.11. 2005 года № 205.
  3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. /Под общ. ред. С.В.Степашина. -  М.: Юристъ, 2001.
  4. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ. Постатейный  /Под ред. А.И. Зубкова. – М.: НОРМА, 2001.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Постатейный научно-практический комментарий /Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. – М.: Агенство Библиотечка «Российская газета», 2004.
  6. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: Учебник для вузов /Под ред. д.ю.н. А.И. Зубкова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: НОРМА, 2002.
  7. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие /Под ред. О.Г. Перминова. – М.: Юрид. лит., 2001.

Информация о работе Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права России