Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. рассмотреть порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
2. проанализировать обстоятельства, подлежащие установлению;
3. изучить особенности производства отдельных следственных действий;
4. рассмотреть вопросы участия законного представителя несовершеннолетнего в производстве по уголовному делу;
5. изучить особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Введение 

    Преступность несовершеннолетних сегодня является одной из ключевых проблем российского общества. Ежегодно возрастают количественные показатели подростковой преступности, она приобретает групповой и организованный характер. Вовлечение несовершеннолетних в сферу уголовно-процессуальных правоотношений ставит вопрос предупреждения преступности лиц, не достигших 18 лет, в ряд первоочередных задач общества и государства.

   Российское законодательство, регламентирующее судопроизводство в отношении несовершеннолетних, в соответствии с международными правовыми актами, определяющими особенности расследования и рассмотрения дел указанной категории, преследует цели создания наиболее благоприятных условий для установления причин преступления, поиска оптимально эффективных мер воздействия с учетом конкретных данных о личности несовершеннолетнего и достижения социальной реабилитации его в обществе.

   В Уголовно-процессуальном кодексе РФ производству по уголовным делам несовершеннолетних посвящена глава 50. Между тем при производстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних не в полной мере используются возможности для обеспечения их прав и законных интересов. В этой связи повышение эффективности осуществления судопроизводства при разрешении уголовных дел в отношении данной категории лиц имеет первостепенное значение. Изложенные обстоятельства указывают на необходимость дальнейшей разработки как теоретической концепции осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, так и конкретных рекомендаций с целью использования их правоприменителем в практической деятельности. Всё это обусловливает актуальность выбранной темы.

   Целью работы является исследование вопросов производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. рассмотреть порядок производства  по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних;

2. проанализировать обстоятельства, подлежащие установлению;

3. изучить особенности производства  отдельных следственных действий;

4. рассмотреть вопросы участия  законного представителя несовершеннолетнего  в производстве по уголовному  делу;

5. изучить особенности судебного  разбирательства по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних.

   Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Предмет исследования - уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее порядок осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

   Теоретической основой исследования послужили труды следующих учёных: Ашин А.А., Баев О.Е., Борбат А.В., Безлепкин Б.Т., Борисов А.Б., Зараев А.В., Малков В.Д., Полещук О.В., Яровенко Е.В. и др.

    Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

    1. Общие положения

   Производство   по   уголовным   делам   несовершеннолетних  осуществляется в общем порядке, установленном  уголовно-процессуальным  кодексом, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК.¹ Требования данной главы применяются в соответствии со ст. 20 УК РФ  в   отношении  лица, не достигшего к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет, то есть  несовершеннолетнего, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от ответственности, применимой к взрослому².

   Таким образом, при  производстве  предварительного расследования и судебного разбирательства  по   уголовному   делу  о преступлении, совершенном подростком, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливаются обстоятельства, указанные в ст. 421 УПК: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц и год рождения); 2) условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности; 3) влияние на него старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли  несовершеннолетний  в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

   Среди группы обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, следует выделить

¹ ст. 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ст. 2.2                                      Пекинских правил от 10 декабря 1985 года.

² Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001года № 174 ФЗ. 

те, которые  определяют особенности предмета доказывания по  делам  о преступлениях  несовершеннолетних . К ним относятся: виновность лица, формы его вины и мотивы совершенного деяния, данные, характеризующие личность обвиняемого, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, то есть обусловленные особенностями психофизиологических, социально-психологических качеств и свойств человека в подростковом возрасте.

   Под виновностью  несовершеннолетнего  лица понимается противоправная причастность к совершению преступления социализированной личности, достигшей возраста привлечения к  уголовной  ответственности, обладающей для этого зрелыми интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами. Установление мотива, цели совершенного преступления важно для доказывания виновности подростка и определения ему наказания, поскольку они могут служить обстоятельствами, смягчающими или отягчающими  уголовную  ответственность  несовершеннолетнего  (п. "д", "ж", "з" ст. 61 УК РФ, п. "е", "ж", "н" ст. 63 УК РФ).

   Данные, характеризующие личность обвиняемого (подсудимого), дают возможность полно, объективно и всесторонне рассмотреть обстоятельства  уголовного   дела, правильно определить форму и степень вины, меру, характер и содержание ответственности, то есть  уголовного  наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия, если будет установлено, что исправление подростка может быть достигнуто без применения  уголовного  наказания, а это во многом зависит от его личности.

   К обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления, следует отнести условия жизни, недостатки воспитания, определяющие формирование у  несовершеннолетнего  противоправного поведения,

¹ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ

преступного умысла, а также ситуации, облегчающие  совершение либо подталкивающие подростка  к совершению преступления, и др.

   Установление различных фактов, изучение личности должно проводиться в объеме, необходимом для реализации назначения  уголовного  судопроизводства. При изучении личности  несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого применяются следующие правила: 1) все качества личности должны устанавливаться в комплексе, неотрывно друг от друга, поскольку представляют собой системную целостность взаимодействующих между собой свойств; 2) исследование личности необходимо проводить за период, предшествовавший совершению преступления, и после него, поскольку свойства личности, взаимодействуя со средой, постоянно находятся в динамике (развитии), изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов; 3) для полноты и глубины исследования все качества личности следует дифференцировать на индивидуально-психологические, психофизиологические и социальные, которые служат для установления разных её характеристик: а) возраста; б) уровня психического развития; в) интеллектуального развития; г) степени развитости волевых качеств; д) зрелости эмоций; е) степени социализации; ж) характера. Кроме этого необходимо устанавливать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияющие на степень и характер  уголовной  ответственности.

   Соблюдение этих правил даёт возможность полно и объективно изучить личность  несовершеннолетнего  обвиняемого (подсудимого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от неё, назначения ему уголовного  наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер. 
 

1.2. Характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

 В общей  статистике лиц, совершивших преступления, значительно число несовершеннолетних.

 В 2000 г. несовершеннолетние совершили 2952 тыс. преступлений, из которых 1735 тыс. — тяжкие, что вызывает особую тревогу1.

 Поэтому проблемы предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, улучшения качества расследования преступлений, совершенных этой категорией лиц, порядок рассмотрения ' уголовных дел и их разрешения судами, применения мер воспитательного воздействия, назначения справедливого наказания стоят в центре внимания не только практических работников, но и широкой общественности.

 В связи  с этим большое значение имеют  также вопросы правовой защищенности, усиление гарантий прав несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

 С учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1985 г. приняла Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как «Пекинские правила», которые должны быть учтены в законодательстве каждой страны и применяться как образец при расследовании и рассмотрении в судах дел этой категории. В рамках каждой национальной юрисдикции должны предприниматься усилия для принятия законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям, учреждениям

 ¹Данные информационно-аналитического управления следственного комитета при МВД, опубликованные в книге: Карнозова Л.М. Восстановительное правосудие дел несовершеннолетних и социальная работа. М, 2001 год.

 и  органам, в функции которых  входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, предупреждение этих преступлений и др.

  Минимальные стандартные правила сформулированы таким образом, чтобы они могли  применяться в рамках различных  правовых систем и в то же время устанавливать некоторые минимальные стандарты в обращении с несовершеннолетними правонарушителями, в частности в сфере уголовного судопроизводства.

  Эти правила действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 Международного пакта гражданских и политических правах, Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985 г.), Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальными правилами ООН о защите несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) и др.

  В этих Правилах подчеркивается, что лица, ведущие производство по делам несовершеннолетних и наделенные властными полномочиями, должны обладать соответствующими специальными знаниями и квалификацией: «Следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, ходы и отношения» (п. 16).

  Досудебным  производством по делам несовершеннолетних, также профилактикой предупреждения преступлений несовершеннолетних занимаются обычно служащие полиции, которые должны пройти специальный инструктаж и подготовку. Для этой цели в крупных городах должны быть созданы специальные подразделения полиции (п. 12). Поскольку полиция является для несовершеннолетних первым контактом с правоохранительными органами, важно, чтобы она действовала квалифицированно и должным образом. В России такую функцию выполняют отделы профилактики преступлений несовершеннолетних системы МВД, подразделения по делам несовершеннолетних (ранее — детские комнаты милиции, а с 1972 г. — инспекции по делам несовершеннолетних).

  Согласно  Пекинским правилам, судебное разбирательство  должно учитывать возрастные особенности несовершеннолетних и отвечать их интересам, и «осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (п. 14.2).

   Для решения поставленных задач Пекинские правила и все последующие международные конвенции рекомендуют создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, в которых благополучию несовершеннолетних должно уделяться особое внимание, с одной стороны, а с другой — индивидуальные особенности правонарушителя (семейное положение, социальный статус, характер и размер ущерба, нанесенный правонарушителем) должны оказывать влияние на соразмерность ответных действий (например, желание правонарушителя компенсировать ущерб, нанесенный жертве, желание вести полезную и полноценную жизнь).

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних