Неотложные следственные действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Задача руководителей органов внутренних дел - таким образом организовать работу подчиненных, чтобы дела, расследование которых должно производится в порядке предварительного следствия, возбуждались, как правило, следователями. В то же время, от бы¬строты и оперативности в деятельности органов предварительного расследования зависят своевременное обнаружение и закрепление доказательств, обнаружение и изобличение виновных по уголовному делу, максимальное сокращение разрыва во времени между фактом совершения преступления и вынесением приговора.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Глава I. Законодательное понятие неотложных следственных действий……………………………………………………………………..5 стр.
Глава II. Компетенция органов дознания……………………………...8 стр.
Глава III. Перечень неотложных следственных действий…………..10 стр.
Глава IV. Производство неотложных следственных действий……..14 стр.
Заключение………………………………………………………………...28 стр.
Список используемой литературы……………………………………..29 стр.

Файлы: 1 файл

курсач УПП.docx

— 58.23 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..3 стр.

Глава I.  Законодательное понятие неотложных следственных действий……………………………………………………………………..5 стр.

Глава II.  Компетенция органов дознания……………………………...8 стр.

Глава III. Перечень неотложных следственных действий…………..10 стр.

Глава IV. Производство неотложных следственных действий……..14 стр.

Заключение………………………………………………………………...28 стр.

Список используемой литературы……………………………………..29 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дознание в уголовном  процессе, являясь одной из форм расследования преступлений, призвано способствовать осуществлению правосудию по уголовным делам, как форма  расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все  принимаемые в ходе дознания решения  и проводимые действия должны строго соответствовать уголовно-процессуальному  законодательству.

Задача руководителей  органов внутренних дел - таким образом  организовать работу подчиненных, чтобы  дела, расследование которых должно производится  в порядке предварительного следствия, возбуждались, как правило, следователями. В то же время, от быстроты и оперативности в деятельности органов предварительного расследования зависят своевременное обнаружение и закрепление доказательств, обнаружение и изобличение виновных по уголовному делу, максимальное сокращение разрыва во времени между фактом совершения преступления и вынесением приговора.

При наличии признаков  преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).

Необходимость в этом возникает  в ситуациях, когда следователь не имеет возможности своевременно приступить к расследованию. Если следователь возбуждает уголовное дело, которое ему не подследственно, он также производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

Дознаватель, возбудив уголовное  дело небольшой тяжести в отношении  конкретного лица, но, установив, что  оно подследственно другому органу дознания, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

В своей работе я попробую разобраться, какие именно следственные действия законодатель подразумевает под неотложными следственными .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Законодательное понятие неотложных

следственных  действий.

Термин «следственное  действие» используется в УПК  около 40 раз, однако его определение  там отсутствует (ст. 5 УПК). По-видимому, законодатель рассматривает следственное действие как разновидность процессуального  действия1, которое согласно ст. 86, 87 УПК направленно на сбор и проверку доказательств. Очевидно, процессуальное действие более широкое понятие, чем понятие процессуального действия.

Дознание – это производство следственных действий “ по горячим  следам”, вызванное необходимостью эффективного пресечения преступления непосредственно в момент его  совершения или непосредственно  после совершения, сопровождаемое, как правило, задержанием подозреваемых  лиц и производством других неотложных следственных действий по обнаружению, сохранению и закреплению доказательств.

Под неотложными закон  понимает следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).

В отличии от УПК РСФСР новый УПК не устанавливает перечень неотложных следственных действий. Исходя из буквального толкования этого определения, это значит, что любые следственные действия могут стать неотложными.

Критерием неотложности служит опасность утраты или деформации доказательств, сокрытия лиц, подозреваемых в преступлении. Незамедлительно надо производить осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, обыск. Не рекомендуется медлить с производством действий, благодаря которым предположительно может быть получен значительный объем информации, например, с допросом потерпевшего. В случае причинения преступлением материального ущерба уже на первоначальном этапе расследования целесообразно запланировать меры по обеспечению возмещения ущерба, в частности, обыск у подозреваемого, наложение ареста на его имущество или поручение органу дознания поиска похищенного.1

Вместе с тем проведение неотложных следственных действий не должно заменять собой предварительное  следствие. Орган дознания не может проводить следственные действия, не являющиеся неотложными, он также не вправе производить процессуальные действия, которые предопределяют исход расследования и могут быть выполнены только следователем, например, предъявлять обвинение, избирать меру пресечения, прекращать или приостанавливать производство по делу, составлять обвинительное заключение и т. д.

Орган дознания вправе не только производить неотложные следственные действия по возбужденному им уголовному делу, но и, в отличие от дознавателя, осуществлять по нему предусмотренные законом необходимые розыскные и оперативно-розыскные мероприятия.

Полномочия органа дознания по проведению неотложных следственных действий, осуществлению розыскной и оперативно-розыскной деятельности возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК). Вместе с тем не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен  самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие или санкция прокурора и (или) судебное решение (ч. 4 ст. 20, ст. 144-146, 148, 149, 165 и др. УПК).

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий  допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Компетенция органов дознания.

Закон разграничивает компетенцию органов дознания по проведению неотложных следственных действий в зависимости от функций соответствующих органов и правил о предметной и персональной подследственности (ч. 2 ст. 157 УПК), в случаях, предусмотренных п. 4, 5 ч. 2 ст. 157 УПК, значение имеет и место совершения преступления:

1. Дознаватели органов  внутренних дел РФ производят  неотложные следственные действия по всем уголовным делам, которые расследуются следователями органов внутренних дел. По Закону РСФСР «О милиции» право неотложных следственных действий принадлежит подразделениям криминальной милиции.

2. Дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, подследственным следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 228, ст. 228.1, ст. 229, ч. 2, 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232, ч. 2, 3 ст. 234 УК РФ).

3. Органы федеральной  службы безопасности — по уголовным  делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК.

4.  Таможенные органы  — по уголовным делам о преступлениях,  предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ.

5. Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

6.  Начальники учреждений  и органов уголовно-исполнительной  системы — по уголовным делам  о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

Кроме перечисленных органов  дознания проведение неотложных следственных действий закон возлагает и на должностных лиц, непосредственно к органам дознания не отнесенных, но которым в определенных ситуациях предоставляются полномочия органов дознания. Согласно ч. 3 ст. 40 УПК такими лицами являются:

а) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

б) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

в) главы дипломатических  представительств и консульских  учреждений РФ — по уголовным делам  о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Эти должностные лица вправе возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия, незамедлительно уведомляя об этом прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Перечень неотложных следственных действий.

Уголовно-процессуальное регулирование  проведения следственных действий дознавателем имеет свои особенности. Они обусловлены  деятельностью органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (п. 1 ч. 2  ст. 40, глава 32 УПК), и по делам,  по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2  ст. 40, ст. 157 УПК). В отличие от первого  вида деятельности при расследовании  преступлении, по которым производство предварительного следствия обязательно. орган дознания может проводить только неотложные следственные действия

Ныне действующий УПК  РФ, в отличии от УПК РСФСР 1960г. (ст. 119), не содержит перечня неотложных следственных действий. что представляется оправданным.  Однако несмотря на это, по мнению ряда авторов, не являются неотложными те следственные действия, которые «связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого».

  Последовательность в избрании тех или иных следственных действий зависит от особенностей  и характера преступления и устанавливается лицом, осуществляющем расследование. в одном случае следует вначале проводить осмотр места происшествия. в другом - допрос. Это положение распространяется и на неотложные следственные действия, проводимые органом дознания.

В определенных случаях проведение следственных действий сопряжено с  применением принудительных мер, связанных  с вторжением в личные, имущественные  права граждан, предприятий, учреждений, организаций. Решение о производстве таких следственных действий должны быть законными и обоснованными.1

Так если необходимо провести осмотр трупа (ст. 179), обыск (ст. 182),  освидетельствование (ст. 179), выемку (ст.183), то УПК предусматривает  вынесение следователем постановления. Для производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище, личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложения ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, контроля и записи телефонных и иных переговоров по ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству необходимо наличие судебного решения (ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст.164 УПК). Часть 5 статьи 165 УПК закрепляет положение:  в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Следует заметить, что только следователь может производить указанные следственные действия. Об этом говорится в п. 1 ч. 3 ст.41 УПК: Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Следовательно, можно сделать вывод, что следственные действия, указанные в пунктах 4-9, ч. 2, ст.29 УПК, нельзя считать неотложными.

Информация о работе Неотложные следственные действия