Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:07, доклад
Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия.
Прокуратура играет важную роль в отстаивании прав и законных интересов граждан. Прокурорский надзор (ПН) служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Конституция закрепила важные принципы правового статуса личности: равноправие, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав и свобод, запрещение злоупотребления правами и обязанностями, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и т.д.
Надзор
за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина выделен
как ключевое, приоритетное направление
всей деятельности П. В
Предметом
надзора является соблюдение прав и
свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, субъектами осуществления
общественного контроля за обеспечением
прав человека в местах принудительного
содержания и содействия лицам, находящимся
в местах принудительного содержания,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций,
связанных с соблюдением конституционных
норм и положений законов, регламентирующих
права и свободы человека и гражданина.
Закон о прокуратуре, определяя предмет
надзора, исходит из понятия конституционных,
т.е. установленных главным законом страны
— Конституцией Российской Федерации,
— прав и свобод граждан. Это позволяет
прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением
основных прав и свобод человека и гражданина,
признаваемых в Российской Федерации,
как сказано в ст. 17 Конституции России,
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права.
Предмет надзора обусловливает необходимость
следования прокуроров в своей работе
конституционным принципам, определяющим
значение, порядок и условия соблюдения
прав человека и гражданина.
Надзорная практика прокуроров строится
на основе принципа непосредственного
действия прав и свобод, предопределяющего
необходимость обеспечения полного соответствия
конституционным нормам всей законотворческой
и правоприменительной деятельности (ст.
18 Конституции Российской Федерации).
Важным для организации надзорной практики
органов П является конституционный принцип
равенства всех перед законом, гарантированного
государством равенства прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
по правилам исключает любое ограничение
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. Ограничение прав и свобод
допускается только по основаниям и в
случаях, предусмотренных законом, в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
ПН охватывает весь комплекс прав и свобод:
личных, политических и социально-экономических.
Формулировка предмета ПН за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина указывает
на то, что в сферу надзора входит соблюдение
прав и свобод по крайней мере трех категорий
лиц: граждан России, граждан России, имеющих
также гражданство иностранного государства
(двойное гражданство), иностранных граждан
и лиц без гражданства.
Кроме положений, закреплённых в Конституции
РФ конкретизация прав и свобод, существенные
аспекты порядка их реализации закреплены
в ряде федеральных законов. В достаточно
большой совокупности таких законов выделяются
повышенной актуальностью соблюдения
регулируемых ими прав и свобод граждан,
Законы: "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации", "Об общественных
объединениях", "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС", "О ветеранах" и др.
Осуществляя надзор за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина, прокуроры
исходят из их органической связи с деятельностью
П по защите интересов государства и общества.
2.
Органы прокуратуры не
В
ходе выполнения указанной задачи прокурор
рассматривает и проверяет
При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Во
всех иных случаях нарушения прав
и свобод человека (когда это не
связано с принятием
Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина