Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:16, контрольная работа
Подсудность – это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости, с которыми оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в определенному суде
1.Понятие и признаки подсудности, значение правил о подсудности
2.Определение подсудности при объединении уголовных дел; передача дел по подсудности
3.Понятие значение и задачи стадии назначения и подготовки судебного разбирательства
4.Подготовительные действия к судебному заседанию
Список использованных источников
План
1.Понятие и признаки подсудности, значение правил о подсудности
2.Определение подсудности при объединении уголовных дел; передача дел по подсудности
3.Понятие значение и задачи стадии назначения и подготовки судебного разбирательства
4.Подготовительные действия к судебному заседанию
Список
использованных источников
1.Понятие и признаки подсудности, значение правил о подсудности
Статья 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. Однако механизм реализации этих гарантий требует четкого порядка в рассмотрении уголовных дел именно тем судом, который на это уполномочен. Для этого введен институт подсудности.(5.стр.289)
Подсудность – это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости, с которыми оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в определенному суде.(1.стр.578)
Подсудность необходимо ограничивать от компетенции, которая включает полномочия суда в полном объеме. Например, к компетенции районного (городского) суда относятся рассмотрение не только уголовных, но и гражданских дел. К компетенции областного суда относится рассмотрение также уголовных и гражданских дел по первой инстанции, а также рассмотрение дел в кассационном порядке и в порядке надзора. Следовательно, подсудность по уголовным делам является частью компетенции того или иного суда.
Соблюдение правил о подсудности служит гарантией от произвольной передачи уголовных дел в тот или иной суд по усмотрению отдельных должностных лиц или органов власти.
Подсудности уголовных дел определяется тремя основными признаками: родовой (предметный), территориальный (местный), персональный (личный). Выделяют также подсудность по связи дел.
Рядовой (предметный) признак подсудности определяется родом (видом) преступления, его квалификацией. С помощью рядового признака подсудности устанавливается суд, какого звена судебной системы компетентен, рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между судами общей юрисдикции и военными судами. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.
Согласно ст. 267 УПК районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Районные (городские) суды рассматривают около 90 процентов всех уголовных дел, которые образуют основное звено судебной системы.
Областному Минскому городскому, белорусскому военному судам подсудны уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступления против государства, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение.
Верховному Суду Республики Беларусь подсудны дела: 1) о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, членами Совета Республики, депутатами Парламента Национального собрания Республики Беларусь и судьями; 2) переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства.
Закон уполномочивает Верховный Суд принять к своему производству любое уголовное дело.
Территориальный (местный) признак подсудности уголовного дела определяется в зависимости от места совершения преступления. Статья 271 УПК устанавливает, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если определить место совершения преступления невозможно или если преступления совершены в разных местах, дела рассматриваются судами по месту окончания предварительного расследования. Если преступление было начато в месте деятельности одного суда, а окончено в месте деятельности другого суда, дело подсудно суду по месту окончания преступления.
Персональный признак подсудности определяется в зависимости от должности или служебного положения обвиняемого. Персональная подсудность установлена в отношении судей, военнослужащих, депутатов Парламента, высших должностных лиц государства так, военным судам подсудны дела:
1) о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего;
2) о преступлениях, совершенных одним лицом, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
3) о преступлениях, совершенных группой лиц, если дело хотя бы в отношении одного из них подсудно военному суду при невозможности выделения дела в отношении военнослужащего в отдельное производство;
4) о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с воинской службы. Чтобы определить, какой именно военный суд должен рассматривать дело, необходимо учесть должностное положение и воинское звание военнослужащего.
2. Определение подсудности при объединении уголовных дел; передача дел по подсудности
Вопрос о подсудности дела решается прокурором при направлении дела в суд (ст. 266 УПК).
Судья, получивший дела от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду. В случае неподсудности дела данному суду оно должно быть направлено по подсудности без производства, каких либо процессуальных действий. Если суд установил, что находящееся в его производстве дело подсудно другому суду такого же уровня вправе, с согласия сторон обвинения и защиты, оставить дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании. Однако, если дело подсудно вышестоящему или временному суду, оно во всех случаях подлежит направлению по подсудности. Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде, в стадии принятия дела к производству, действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, так как принял одно решение по делу и он должен решить его по существу.
Передача уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой одноименный или вышестоящий суд допускается с согласия сторон обвинения и защиты до начала его рассмотрения в судебном заседании. Этот вопрос разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителя по представлению прокурора или суда, которому подсудно дело.
Вопрос о передаче дела в суд другой области им в Верховный Суд РБ по вышеназванным основаниям разрешается Председателем Верховного Суда РБ или его заместителем, о чем выносится постановление.
Чтобы не допустить волокиты при рассмотрении дела в суде, закон запрещает споры о подсудности между судами. Всякое дело направленное из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено (ст. 275 УПК).
3.Понятие, значение и задачи стадии назначения и подготовки судебного разбирательства
Судебное разбирательство – решающая стадия уголовного процесса. Такое значение она получила в виду того, что на этой стадии реализуется возложенная на суд Конституцией функция правосудия.
Правильное
осуществление правосудия является
основной задачей судебного
В судебном разбирательстве решаются также такие важные задачи, как воспитание граждан и предупреждение преступлений.
Задачи судебного разбирательства в суде первой инстанции являются общими как при единоличном, так и при коллегиальном рассмотрении дела. При всей дифференциации процессуальных форм судебного разбирательства в нем осуществляется правосудие.
Судебное разбирательство имеет большое воспитательное и предупредительное значение. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но и имеет своей целью их исправление и перевоспитание, а также предупреждение преступлений.
Судебное разбирательство представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Лишь в результате судебного разбирательства обвиняемый может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным и оправдан, что отражается в приговоре суда. Кроме того, на этой стадии может рассматриваться и разрешаться ряд других вопросов: о гражданском иске, о мере пресечения, о судьбе вещественных доказательств и т.д., связанных с осуществлением правосудия.(2.стр.198)
Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Все другие стадии, как предшествующие, так и последующие, связаны с ней и выполняют по отношению к ней служебную роль. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование призваны создать необходимые предпосылки для осуществления судом правосудия. В стадиях, следующих за судебным разбирательством проверяется законность и обоснованность решений, принятых во время судебного разбирательства, и осуществляются меры по их реализации. Судебное разбирательство связывает все другие стадии в единую систему уголовного судопроизводства.
Наделение суда исключительным правом осуществления правосудия объясняется тем, что только в судебном разбирательстве действуют в полном объеме все принципы уголовного процесса. Здесь закон создает наиболее благоприятные условия для установления истины, в полной мере обеспечиваются права сторон, действует развернутая система процессуальных гарантий.
Ряд правил, определяющих порядок рассмотрения дела судом первой инстанции, действует в течение всего судебного разбирательства. В УПК эти правила заложены в ХХХ1V главе. Они предпосланы регламенту отдельных частей судебного разбирательства и называются общими условиями судебного разбирательства.
Общие условия судебного разбирательства - это закрепленные законом правила, отражающие характерные черты судебного разбирательства и обеспечивающие осуществление в этой стадии всех принципов уголовного процесса. К числу общих условий судебного разбирательства относятся правовые нормы, устанавливающие требования непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства (ст. 286 УПК), гласности (ст. 287 УПК), неизменности состава суда (ст. 288 УПК), пределов судебного разбирательства (ст. 301 УПК), роли председательствующего в судебном заседании (ст. 290 УПК), об участниках судебного разбирательства, секретаре, распорядке, протоколе судебного заседания, а также нормы, регулирующие вынесение судом решений об изменении обвинения, мере пресечения, прекращении уголовного дела, и меры в отношении нарушителей порядка в судебном заседании.(3.стр.198)
Назначение судебного разбирательства
Судья, установив, что отсутствуют основания, препятствующие рассмотрению уголовного дела в суде, принимает решение о назначении судебного разбирательства.
В постановлении о назначении судебного разбирательства разрешаются следующие вопросы:
-о месте и времени судебного разбирательства;
- о рассмотрении дела единолично или коллегиально;
- об участии в судебном разбирательстве защитника, если его участие обязательно;
- о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание;
- о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 287 УПК РБ
В постановлении должны содержаться решения о назначении судебного разбирательства, мере пресечения в отношении обвиняемого, данные о его личности и квалификация предъявленного ему обвинения.