Задачи и особенности организации работы прокуратуры в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Все последнее десятилетие мировая общественность среди множества насущных проблем выделяла и такую, как защита прав и интересов ребенка. Очень важным и действенным шагом стало принятие Конвенции ООН о правах ребенка (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44-25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года), которая сейчас признана одним из самых гуманных международных документов и в кратчайшие сроки ратифицирована подавляющим большинством стран-участниц ООН (Верховным Советом Республики Беларусь Конвенция ратифицирована 28 июля 1990 года и 30 октября того же года вступила в силу).

Файлы: 1 файл

несовершеннолетние.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Проверкой уголовных дел установлено, что в ходе предварительного расследования основное внимание сосредотачивалось на сборе, исследовании, доказательств вины подростков.  В то же время недостаточно исполнялись требования уголовно-процессуального закона о глубоком изучении личности подростка, совершившего преступление, условий его жизни и воспитания. Не выяснялись с достаточной полнотой причины и условия преступного поведения, объединения подростков в преступные группы, совершения ими повторных преступлений, конкретные причины упущений в воспитании в семье, школе, трудовом коллективе, ненадлежащего исполнения служебного долга должностными лицами инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних.

Так по уголовному делу №03014130301 по обвинению Ольха А.А., Гончарова А.В., Буценко В.А., Чернявского А.Н. в совершении преступления предусмотренного ст.339 ч.2 УК Республики Беларусь в процессе следствия было выявлено, что Гончаров А.В. является учащимся вечерней школы, ранее привлекался к уголовной ответственности по ч.3 ст.205 УК Республики Беларусь, на учёте в ИДН Калинковичского района состоит с 14.07.2000 года. Несмотря на это следователем Бондаренко В.А. не внесено представление об устранении причин способствовавших совершению преступления. То же  можно сказать и про остальных обвиняемых. Несмотря на то, что обвиняемые при допросе указывали на то, что перед совершением преступления употребляли спиртные напитки, следователь не приложил никаких усилий для выяснения обстоятельств приобретения спиртного.

Следователи не проявляли должной настойчивости к фактическому устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствовавших, не ставили вопросов о привлечении к ответственности должностных лиц, не выполнявших требований закона о проведении предупредительно-профилактической работы среди подростков, не способствовали правовыми средствами укреплению семьи, ответственности родителей, пренебрегающих отцовским и материнским долгом. Эти обстоятельства должны выясняться также следователями, в процессе расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних (Совместный приказ Генерального прокурора РБ и МВД РБ №24-107 от 12.06.2001 года « О системе мер реагирования на преступления, совершаемые несовершеннолетними).

Следует отметить, что зачастую  представления носят формальный характер, не уделяется достаточного внимания полному выяснению обстоятельств способствовавших совершению преступления и мер направленных на профилактику преступности среди несовершеннолетних.

5. Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным и необоснованным, прокурор в соответствии со ст.370 УПК РБ обязан принести кассационный протест.

 

 

 

 

Глава 3-4. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и      правонарушениями несовершеннолетних.  Надзор прокурора за законностью деятельности комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

 

Растет преступность несовершеннолетних.

В 2003 году в Гомельской области несовершеннолетними совершено 1304 преступления против 1183 за прошлый год. В  структуре четко прослеживается  тенденция роста тяжких и опасных преступлений (в 2003 году несовершеннолетними в области совершено 12 убийств, 13 причинений тяжких телесных повреждений, 6 изнасилований, 78 разбоев, 64 грабежа, 120  хулиганств), а сама преступность приобретает все более открытый, жестокий, и, в определенной мере, квалифицированный характер. Зачастую это является следствием недостатков в работе государственных органов, занимающихся предупредительно-воспитательной работой с детьми и молодежью.

  Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 года устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Важная роль в предупреждении правонарушений, преступлений  несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних. В соответствии со ст.12 указанного Закона и ст.13 «Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.12.2003 № 1599 комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции: осуществляют меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; разрабатывают комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролируют их реализацию.

В 2003 году районными и городскими комиссиями Гомельской  области рассмотрены 3 437 материалов о правонарушениях 3 257 подростков и их родителей. В основном - это учащиеся школ - 2 045, профтехучилищ - 596. На учете  комиссиях состоят 1 940 трудновоспитуемых подростков и 3 188 неблагополучных семей, а также 110 осужденных условно и 449 осужденных с отсрочкой исполнения приговора. За нарушение антиалкогольного законодательства к ответственности привлечены 1 814 подростков.

Все это вызывает необходимость настойчиво вести целеустремленную работу со стороны комиссий по выполнению возложенных на нее функций.

Между тем, как показывают прокурорские проверки,  зачастую комиссии устраняются от координации деятельности государственных органов и общественных объединений, а свою деятельность сводят только к рассмотрению конкретных дел в отношении несовершеннолетних и их родителей, в ряде случаев в правовом отношении безграмотно.  Основными нарушениями в деятельности комиссий при рассмотрении административных материалов являются: принятие к производству дел, не подлежащих рассмотрению в комиссии; отсутствие дополнительных проверок по материалам; комиссии не проверяют законность и обоснованность составления протоколов; нарушения сроков рассмотрения материалов и т.д.

Так, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при Калинковичском райисполкоме от 9 декабря 2003 года Ревинская Елена Николаевна привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 16 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.162 ч.1 КоАП РБ. Ревинская Е.Н. признана виновной в том, что злостно не выполняет обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей: Сафроненко Максима Олеговича 25.07.1994 г.р. и Ревинского Антона Викторовича 5.11.2001 г.р. Данное являлось незаконным по следующим основаниям. Основанием привлечения к административной ответственности явился материал проверки, проведенной Калинковичским РОВД по ходатайству КДН Калинковичского райисполкома. По результатам проверки было составлено заключение, согласно которому Ревинская Е.Н. действительно не выполняет свои родительские обязанности. В соответствии с требованиями ст.234 КоАП РБ о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностными лицами либо общественной организации или органа общественной самодеятельности. В нарушение указанных требований административный протокол в отношении Ревинской Е.Н. составлен не был.

Приказы и указания Генерального Прокурора РБ нацеливают прокуроров на осуществление постоянного надзора за законностью в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

Проведению проверок соблюдения законодательства в деятельности КДН должен предшествовать сбор и анализ информации, свидетельствующей о деятельности комиссии по выполнению возложенных на нее функций по координации и контролю деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, охране прав и законных интересов подростков. В процессе проверки необходимо ознакомиться с материалами, рассмотренными на заседаниях комиссий дел, с планами и мероприятиями по профилактике правонарушений несовершеннолетних, учетом постановлений о наложении штрафа на несовершеннолетних и их родителей.

При проверке обращается внимание на следующие вопросы:

    • законность образования комиссии, полноту состава
    • правомочность комиссии при проведении заседаний и рассмотрении дел
    • категории рассмотренных дел за проверяемый период
    • соблюдение законности при подготовке и рассмотрении дел:
    • соблюдение  комиссией законности при выполнении контрольных функций
    • проводятся ли комиссией ежеквартальные обобщения рассмотренных дел с целью выявления и устранения причин правонарушений; как используются результаты обобщений для планирования мероприятий по профилактике правонарушений
    • имеются ли в комиссии мероприятия по предупреждению правонарушений, организации досуга совместно с ОВД, отделами образования, здравоохранения, культуры
    • имеется ли в комиссии учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
    • взаимодействие  комиссии с органами внутренних дел, отделами образования и другими ведомствами по своевременному выявлению несовершеннолетних, не занятых общественно-полезным трудом
    • назначение и контроль работы общественных воспитателей

Одним из ответственных участков прокурорского надзора является исполнение законов органами внутренних дел, и, в особенности, инспекциями по делам несовершеннолетних, которые в соответствии с «Инструкцией по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 27.10.2003 № 242 во взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями проводят предупредительную работу по борьбе с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.

Результаты проверок в очередной раз отражают низкий уровень профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних, которая зачастую сводится к формальному проведению бесед и посещению на дому. Должные меры к трудоустройству или продолжению учебы, вовлечению в организованные формы досуга и т.д. применяются крайне редко. Недостаточное внимание уделяется групповой и рецидивной преступности - такие группы подростков попадают в поле зрения милиции только, спустя длительное время, после совершения серии преступлений.

Необходимо также отметить низкий уровень работы органов внутренних дел по исполнению требований Закона РБ «О правах ребенка» в части охраны прав и законных интересов несовершеннолетних.

Закон РБ «О милиции», ведомственные приказы МВД возлагают на органы внутренних дел обязанность по выявлению и проведению профилактической работы с ведущими антиобщественный образ жизни родителями несовершеннолетних и предупреждению их отрицательного влияния на детей. Однако, как показывает практика, работники милиции порой безответственно относятся защите интересов детей и подростков. В Брагинском и Житковичском РОВД такие заявления вообще не проверялись. В подавляющем большинстве случаев участковые инспектора не выясняют, есть ли в семьях несовершеннолетние дети, каковы условия их проживания, влияние на них противоправного поведения родителей. Не всегда принимаются меры воздействия к семейным скандалистам, не сообщается о неблагопрлучных семьях в отделы образования. Все это приводит к тому, что дети и подростки, не выдержав угроз и скандалов в семье, уходят из дома, бродяжничают.

Попустительство к семейным скандалистам работников милиции порой приводит к самоубийствам подростков.

Так,  в г. Буда - Кошелево несовершеннолетняя Леоненко Алеся из-за устраиваемых отцом скандалов и избиений, приняла решение покончить жизнь самоубийством, для чего выпила 0,5л спиртового уксуса. Только благодаря действиям врачей девочку удалось спасти. При таких обстоятельствах уголовное дело не было возбуждено.

Перед производством проверки в ИДН необходимо проанализаировать данные из комиссии по делам несовершеннолетних, органов здравоохранения, образования, медвытрезвителя, суда, комиссии по борьбе с пьянством. При проверке выясняются следующие вопросы:

  1. Деятельность ИДН по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и родителей, способствующих правонарушениям детей (как осуществляется взаимодействие с другими службами ОВД, заинтересованными государственными органами, предприятиями, учебными заведениями, населением)
  2. Законность, обоснованность и своевременность постановки на учет несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (в отношении ли всех несовершеннолетних, состоящих на учете, зафиксировано их противоправное поведение в установленном порядке; дается ли разрешение о постановке на учет в письменном виде начальником ОВД или его заместителем; обеспечивают ли они организацию взаимодействия должностных лиц ИДН с другими службами; изучают ли не реже 1 раза в квартал учетно-профилактические дела и карточки)
  3. Деятельность ИДН по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и нейтрализации обстановки в семьях  ( информируются ли госорганы, общественные объединения, администрации по месту учебы или работы подростков о причинах и условиях, способствовавших совершению правонарушений; посещаются ли несовершеннолетние правонарушители по месту жительства, учебы, работы; запрашиваются ли в учебных заведениях, предприятиях необходимые сведения; принимают ли должностные лица ИДН участие в обсуждении поведения подростков и их родителей соответствующим госорганами и общественными объединениями; ставятся ли перед соответствующими органами вопросы об ответственности должностных лиц, в случае нарушения ими требований законодательства о предупреждении правонарушений несовершеннолетних; обеспечивается ли усиление контроля за поведением подростка в период предварительного следствия; как выявляются группы подростков-правонарушителей; осуществляется ли необходимый контроль за поведением подростков, осужденных с применением ст.ст. 77,78 УК ПБ)
  4. Законность и обоснованность снятия с учета несовершеннолетних и их родителей (наличие оснований; сообщение заинтересованным органам о снятии)
  5. Деятельность ИДН по борьбе с пьянством несовершеннолетних, вовлечением в пьянство взрослыми лицами (взаимодействие с наркологической службой, участковыми инспекторами по выявлению подростков, склонных к употреблению спиртного, своевременность постановки на учет и эффективность проводимой работы; своевременность отработки мест реализации спиртного, выявления взрослых лиц, виновных в опьянении несовершеннолетних)
  6. Взаимодействие ИДН с КДН, органами образования.
  7. Организация и проведение рейдов
  8. Соблюдение законности при приеме граждан должностными лицами ИДН, законность доставления детей и подростков в инспекцию.

Информация о работе Задачи и особенности организации работы прокуратуры в отношении несовершеннолетних