Задачи и особенности организации работы прокуратуры в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Все последнее десятилетие мировая общественность среди множества насущных проблем выделяла и такую, как защита прав и интересов ребенка. Очень важным и действенным шагом стало принятие Конвенции ООН о правах ребенка (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44-25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года), которая сейчас признана одним из самых гуманных международных документов и в кратчайшие сроки ратифицирована подавляющим большинством стран-участниц ООН (Верховным Советом Республики Беларусь Конвенция ратифицирована 28 июля 1990 года и 30 октября того же года вступила в силу).

Файлы: 1 файл

несовершеннолетние.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Так, в соответствии с требованиями ст.18 ТК РБ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

Согласно требований ст. 28 ТК РБ предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для ... работников, не достигших 18 лет.

Согласно ст. 275 ТК РБ все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка.

Согласно имеющимся  в прокуратуре Гомельской области данным порядок оформления на работу несовершеннолетних нарушался на предприятиях и учреждениях Кормянского, Гомельского, Лоевского районов.

Медицинские осмотры, как предварительные, так и последующие не проводились на предприятиях г. Жлобин, Петриковского районов.

На некоторых предприятиях г. Жлобин, Рогачевского, Ельского, Гомельского, Железнодорожного, районов допускались нарушения требований ст.ст.274, 276 ТК РБ, запрещающей применение труда работников моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными  условиями труда, на подземных и горных работах; привлечение работников данной категории  к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, выходные и праздничные дни.

Проводимыми проверками выявляются нарушения, касающиеся порядка предоставления и установления продолжительности отпусков несовершеннолетних (ст.277 ТК РБ), оплаты труда таких работников (ст.279 ТК РБ), расторжения трудового договора (ст.282 ТК РБ).

Как показывает практика, многочисленные нарушения законодательства о труде несовершеннолетних во многом объясняются правовым нигилизмом руководителей, юридической безграмотностью работников отделов кадров, отсутствием на предприятиях юридических служб.

При проведении прокурором проверок исполнения законодательства о труде несовершеннолетних следует проанализировать статистические данные, жалобы, материалы гражданских дел о незаконных увольнениях с работы подростков, об отказах в приеме на работу, иные жалобы на нарушение трудового законодательства, поступившие в орган прокуратуры, местный исполком, профсоюзные организации, органы образования, учреждения социальной защиты населения, военкоматы. Целесообразно использовать данные контролирующих, финансовых органов и учреждений банков о целевом использовании средств Фонда занятости населения.

В ходе проверки необходимо выяснить:

  • установлены ли предприятию или организации местным  исполнительным или распорядительным органом броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве лиц, моложе 18 лет
  • заполнение брони по направлению органа по трудоустройству, а также предприятием самостоятельно
  • соблюдается ли установленный законом возраст при приеме на работу
  • соблюдается ли порядок оформления приема подростков на работу и состояние их учета на предприятии
  • имеются ли случаи необоснованного отказа в приеме на работу, в особенности подростков, направленных органом по трудоустройству
  • обоснованность увольнений, в том числе по собственному желанию
  • производится ли медицинское освидетельствование при приеме на работу и в процессе применения труда несовершеннолетних
  • имеются ли случаи применения труда несовершеннолетних на тяжелых работах, работах с вредными условиями, подземных и горных работах, работах  в выходные и праздничные дни
  • соблюдается ли установленная продолжительность рабочего времени и каков режим рабочего времени подростков
  • имеются ли случаи привлечения подростков к сверхурочным и ночным работам
  • какой продолжительности и когда предоставляются очередные отпуска
  • соблюдается ли установленный порядок наложения дисциплинарных взысканий
  • выполняются ли требования правил по технике безопасности и промышленной санитарии

 К участию в проведении  подобного рода проверок необходимо  привлекать специалистов санэпидемнадзора, финансовых органов, государственных  инспекторов труда, работников комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.

 

Защита прокурором прав и интересов детей, лишившихся       родительского попечения.

 

В соответствии с требованиями ст. 29 Закона РБ «О правах ребенка» дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют право на особую заботу со стороны государства об условиях их жизни и развития, защиты от жестокости и бесчеловечного обращения.

Согласно требований  «Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров РБ №1676 от 28.10.1999 года координация усилий государственных и негосударственных органов по реализации Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Прокурорские проверки свидетельствуют о том, что указанные положения Закона зачастую не соблюдаются.

В первую очередь необходимо отметить тот факт, что не всегда в районах налажено должное взаимодействие органов охраны детства с судами, загсами, учреждениями охраны здоровья, социальной защиты, коммунального хозяйства и другими заинтересованными ведомствами. Эти организационные недостатки, а чаще всего безответственное отношение должностных лиц указанных учреждений к заботе о детях приводит к тому, что они длительное время находятся в неблагоприятных условиях, опасных не только для здоровья, но и для жизни.

Далеко нередкими являются факты несвоевременного устройства детей, родители которых лишены родительских прав. Имеет место порочная практика помещения детей, родители которых лишены родительских прав, в приемник-распределитель для несовершеннолетних перед направлением в школы-интернаты.

Отмечается снижение активности отделов образования в предъявлении исков о лишении родительских прав, об отобрании детей. Анализ дел о лишении родительских прав свидетельствует, что зачастую такие иски отделы образования в суд предъявляют несвоевременно. Заключения отделов образования, представляемые в суд при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, составляются поверхностно, без отражения конкретных условий, в которых проживают дети, взаимоотношений в семье и других существенных для рассмотрения обстоятельств.

Не всегда при выборе опекуна или попечителя принимаются во внимание их личные качества, способность к выполнению своих обязанностей. В части отделов образования опекунские дела ведутся небрежно, в некоторых отсутствуют необходимые документы, в том числе и дающие основания к установлению опеки и попечительства. В ряде случаев не принимаются меры по защите жилищных прав несовершеннолетних.

Прокуратура Республики Беларусь нацеливает всех прокуроров на повышение влияния на активизацию применения соответствующими органами правовых средств борьбы с родительской безответственностью.

До проведения проверок исполнения законов о своевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, об опеке и попечительстве над несовершеннолетними, защите их личных и имущественных интересов необходимо проанализировать следующую информацию: сколько в районе детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения; сколько из них совершили правонарушения; сколько привлечено к уголовной ответственности лиц, на иждивении которых находились несовершеннолетние дети; информировался ли об этом и когда исполком; сколько подростков этой категории  состоит на учете ИДН; сколько из этих детей приняло участие в совершении правонарушений; необходимо изучить гражданские дела о лишении родительских прав.

В ходе проверки необходимо выяснить следующее:

  • своевременность рассмотрения исполкомом материалов о назначении опекуна (попечителя). В соответствии со ст. 151 КоБС РБ, опекун и попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органы опеки и попечительства узнали о необходимости установления опеки
  • имелись ли основания для установления опеки (попечительства)
  • полнота собранных документов, необходимых для установления опеки и попечительства
  • законность принятых исполкомом решений. Отвечают ли опекуны (попечители) требованиям, установленным ст. 153 КоБС РБ. Разрешены ли вопросы о закреплении жилой площади за детьми.
  • осуществляет ли и каким образом исполком контроль за деятельностью отдела образования по исполнению требований закона об опеке и попечительстве
  • имеется ли в отделе образования учет детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, его полнота; организация работы по выявлению таких несовершеннолетних, взаимодействие с органами ЗАГСа, медучреждениями, судами, КДН и ИДН;
  • осуществляется ли охрана имущества подопечного, находящегося в другой местности
  • сколько опекунов отстранено от выполнения обязанностей и по каким причинам
  • законность совершения опекунами сделок в интересах подопечных, распоряжения текущими доходами и управления имуществом (ст.ст. 160-162.164-165 КоБС РБ)
  • законность помещения и контроль за устройством  детей, помещенных в приемные семьи
  • своевременность отстранения опекунов (попечителей) в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, передаются ли прокурору в случае использования опекуном опеки в корыстных целях материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности.

 

             Защита прокурором прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Особое место в деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних занимает защита прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Следователи, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории. К числу таких особенностей необходимо отнести: установление возрастного предела в определении уголовной ответственности; определение более узких пределов уголовной ответственности; ограничение срока наказания в виде лишения свободы независимо от тяжести совершенного преступления; запрещение применять исключительную меру наказания - смертную казнь; установление видов уголовного наказания  в их сопоставлении с ответственностью взрослых правонарушителей; установление единого во всех случаях производства следствия - предварительного, с исключением различных форм дознания; определение специфики при исполнении наказания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних.

К особенностям  характера, которые должны учитываться при осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве относятся:

  1. Обеспечение требований закона (ст.189 УПК РБ об обязательном производстве предварительного следствия по всем без исключения делам о преступлениях несовершеннолетних. Этот вопрос должен решаться однозначно во всех случаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и подследственности уголовных дел
  2. При производстве расследования дел о преступлениях несовершеннолетних помимо общих условий прокурору необходимо обращать внимание на: точный возраст обвиняемого; условия жизни и воспитания; наличие взрослых подстрекателей и др.  Иначе говоря,  по делам этой категории проводится более углубленное изучение личности обвиняемого.

3. Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения применяются лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. При избрании такой меры пресечения как содержание под стражей прокурор обязан допросить несовершеннолетнего обвиняемого.

4.При допросе несовершеннолетних  подозреваемого или обвиняемого  участие педагога или психолога  обязательно. При наличии у несовершеннолетних  подозреваемого или обвиняемого родителей или других законных представителей их участие в уголовном деле обязательно.

Калинковичской межрайонной прокуратурой в 2004 году было проведено обобщение  судебно – следственной практики, практики прокурорского надзора по делам и материалам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и исполнения законодательства, направленного на борьбу с преступлениями и правонарушениями несовершеннолетних, профилактику групповой и рецидивной преступности за 2003 год. За указанный период времени отделом по Калинковичскому району УСК по Гомельской области при МВД РБ было окончено 52 уголовных  дела о преступлениях несовершеннолетних. 50 уголовных дел были направлены для рассмотрения в суд Калинковичского района. В ходе расследования уголовных дел межрайпрокурором дано 8 санкций на аресты несовершеннолетних.

Анализ состояния законности при расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних свидетельствует об имеющихся недостатках.

В нарушение  требований ст.435 ч.1 УПК по уголовному делу №03014130512 по обвинению несовершеннолетнего Ахраменко А.А. и Селедцова Д.Г.по ч.2 ст.205 УК РБ при допросе Ахраменко А.А. в качестве подозреваемого педагог отсутствовал (следователь Таран А.Д.)

Подобные недостатки имели место по делу №03014130648 по обвинению Тавтын Д.А. и Шаменка Ю.С. по ч.3 ст.339 УК РБ (следователь Туренко В.Л.).

Информация о работе Задачи и особенности организации работы прокуратуры в отношении несовершеннолетних