Условно-досрочное освобождение от наказания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы дать комплексную, интегрирующую характеристику условно – досрочного освобождения от отбывания наказания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Исследовать основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Выявить категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Правовая природа освобождения от уголовной 5 ответственности

1.2 Понятие и сущность условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания 8
2. ИНСТИТУТ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ В РОССИИ 18
2.1 Условия и порядок рассмотрения вопроса о условно-досрочном освобождении от отбывания наказания 18
2.2 Понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УДО.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     - надзор за ИУ должен быть  поручен ответственному сотруднику  прокуратуры, проживающему в населенном  пункте, где расположено ИУ, либо  в непосредственной близости  от него, чтобы оперативно решать  возникающие вопросы.

     На  практике органы и учреждения УИС и органы прокуратуры находят новые формы и методы решения различных проблем. Например, в некоторых исправительных учреждениях, являющихся исправительными колониями строгого режима (при них функционируют участки в режиме колоний-поселений), сотрудник прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ постоянно несет службу в расположении этих учреждений. В жилых зонах колоний около столовых находятся ящики для заявлений, адресованных прокурору, опечатанные его печатью. Прием по личным вопросам осужденных он осуществляет ежедневно в жилой зоне данных исправительных учреждений. Рассмотрение судом представления администрации ИК об УДО осужденных и перевод их в колонию-поселение происходит только в присутствии прокурора. Персонал данных исправительных учреждений считает, что такой порядок работы прокурора более предпочтителен, чем его посещение исправительной колонии от одного раза в месяц до одного раза в квартал, так как облегчает решение практических вопросов, особенно при поступлении жалоб и заявлений осужденных, и обеспечивает оперативное принятие по ним законных мер. Продолжая анализ организационных мероприятий, необходимо остановиться на проблемах, связанных с судом. В настоящее время наблюдается тенденция - все вопросы, связанные с исполнением приговора, решать в суде. В связи с этим возникает необходимость в специализации судей - создании специальных пенитенциарных судов. Данная практика, например, существует в странах Западной Европы (суды по исправительному надзору в Испании, Советы по УДО в Англии и Уэльсе).

     Необходимо также обратить внимание на то, что судьи довольно редко при решении вопроса об УДО возлагают на этих лиц обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. И освобождение из условно-досрочного практически превращается в досрочное. Вызывает много нареканий и организация контроля за лицами, находящимися на свободе в порядке условно-досрочного освобождения. В настоящее время контроль за поведением данной категории лиц осуществляют участковые уполномоченные.13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение хотелось бы подвести итог описанного в курсовой работе. Освобождение от уголовной ответственности:

- требует  установления в деянии лица  состава преступления;

- означает  выражение в акте компетентного  государственного органа решение  освободить лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия;

- обусловлено  осуществлением уголовным правом  функции предупреждения преступлений  и их вредных последствий. Этим обусловлено наличие в законодательстве правовых норм, признанных стимулировать такое поведение лица, совершившего преступление, которое направлено на раскрытие преступления и возмещение причиненного им ущерба.

        Среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанных мер является мерами правильности уголовной практики, а, следовательно, основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.

        В какой же мере может и  должен использоваться этот критерий  для суждения об эффективности  мер общественного воздействия, применяемых взамен уголовной ответственности и наказания?

        Необходимо подчеркнуть, что ответ  на этот вопрос непосредственно  связан с уяснением целей мер  общественного воздействия, ибо  в любом случае «правильное  определение цели - важнейшие условия обеспечения эффективности правового регулирования».

       В отличие от наказания цели  применения мер общественного  действия законом не установлены.  Эти цели должны определяться  исхода из основания применения  мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.

        В случае освобождения лица  от уголовной ответственности  в связи с применением к  нему мер общественного воздействия  совершенное им деяния признается  преступлением, а лицо - виновным  в его совершении. Поэтому применение меры общественного воздействия должно, прежде всего, привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздействия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, и эти меры являются, таким образом, формами борьбы с преступностью.

        Уголовная ответственность может  не наступить при условии, что  достижение цели исправления того или иного конкретного лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.

        В настоящий период, когда малозначительные  и не представляющие общественной  опасности преступления составляют  около 1/5 всех совершаемых в государстве преступлений, практика освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера получила широкое распространение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.

        Согласно результатам выборочных исследований, подавляющее большинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных антиобщественных проступков. 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                                  

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2011)
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. - М, 2008
  4. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002. С. 235.
  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник для высшей школы. Курс лекций. 3-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2005. С. 245
  6. Вырастайкин В. Условно-досрочное освобождение только для достойных // Российская юстиция. 2003. № 8. С. 45.
  7. Вырастайкин В. Условно-досрочное освобождение только для достойных // Российская юстиция. 2003. № 8. С. 46.
  8. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2009. С. 178.
  9. Улицкий С. Условно-досрочное освобождение от наказания // «Законность», № 3, 2003.
  10. Сверчков В. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 50.
  11. Кукушкин П., Курченко В. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законность. 2006. № 6. С. 4.
  12. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2009
  13. Уголовное право России. Ч. Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010.
  14. Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Л.Д. Гаухмана,     А.А. Энгельдара. М., 2000.
  15. Южанин В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1992
  16. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.И. Чучаева. - М.: Юристъ, 2009. - 587 с.

Информация о работе Условно-досрочное освобождение от наказания в России