Уголовный закон и его действие во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы это коренное изменение социально-экономических отношений в условиях перехода к рынку. На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришли преимущественно частная форма собственности, вместо государственно-планового хозяйства формируется рыночный механизм. Это потребовало создания правового механизма и разработку законодательной базы уголовно-правового регулирования и охраны рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.
Актуальность темы «Уголовный закон и его действие во времени, пространстве и по кругу лиц», заключается в том, что в ней затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……..3
Действие уголовного закона в пространстве ………………..………..5
1.1. Принцип гражданства…………………………………………………9
1.2. Действие уголовного закона по кругу лиц.…………………………12
2.Выдача лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации……………………………………………………………………..…16
2.1.Действие уголовного закона во времени…………………..………..18
2.2.Формы проявления времени в правовой системе….………………22
Заключение………………………………………………………….……25
Библиографический список……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Уголовный закон и его действие во времени.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

Таким образом, российский суд  должен учитывать иностранное уголовное  законодательство.

Принципы справедливости и гуманизма в данном случае, находят  отражение в том, что нельзя наказывать строже, мог бы быть наказан виновный по закону места совершения преступления.

Особый порядок ответственности  предусматривается в отношении  военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся  в иностранном государстве.

Так, в соответствии с  частью второй ст.12 УК военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации за преступления совершённое  на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность  по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской Федерации.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий  порядок:

- за преступление должностные  лица и против порядка несения  воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей несут  ответственность по законодательству  своей страны;

- за преступления, совершенные  вне территории расположения  воинской части и носящий обще  уголовный характер (убийство, изнасилование,  кража, грабеж, торговля наркотиками  и т. д.) военнослужащие несут  ответственность по законодательству  страны пребывания.

Положение данной части ст.12 УК сформулированы, по существу на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к  преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государств, совершившего оккупацию.

Применение оккупационного принципа, обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время  войны или при других обстоятельствах  после войны.

Например, оккупационный  принцип, применявшийся после Второй мировой войны в отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии, означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским законам за многие преступления, совершённые на территории Японии. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Отв. ред. В.М.Лебедев. - М.: Юрайт-М, 2006 С. 68

В ч. 3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечении любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление совершённое за границей, если оно направленно против интересов России, а так же в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Под интересами России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности российских граждан.

1.2. Действие уголовного закона по кругу лиц

Происходящие в настоящее  время в нашем обществе кардинальные социально-экономические преобразования еще раз с очевидной остротой поставили перед теорией и практикой уголовного права целый комплекс проблем, связанных с определением действия уголовного закона по кругу лиц. В числе факторов, актуализирующих интерес к этим вопросам, нужно, прежде всего, отметить: 1) распад СССР и образование на его территории суверенных государств -- бывших союзных республик в составе СССР; 2) интеграцию России в мировое сообщество, 3) коренную реформу уголовного законодательства в связи с резко изменившимся социально-политическим и экономическим обликом страны. ю. Пудовочкин, КЮН, доцент кафедры Ставропольского государственного университета «Сравнительно-правовые аспекты действия уголовного законодательства России и стран СНГ по кругу лиц».1

Ст. 12 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации в соответствии с правилами гражданства. Граждане и постоянно проживающие в  Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской федерации, подлежат уголовной  ответственности по УК РФ, если совершённое  ими деяние признано преступлением  в государстве, на территории которого оно совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В данном случае при совершении преступлений на территории иностранного государства, при наличии того, что, во-первых, национальные законодательства рассматривают деяния граждан РФ или лиц без гражданства одинаково преступными (хотя санкции обычно бывают весьма отличными) и, во-вторых, такие лица не осуждались в иностранном государстве, уголовная ответственность в этом случае, при выявлении преступления или поступления в правоохранительные органы материалов о совершённом деянии, наступает по уголовному кодексу РФ. В случае осуждения таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренных уголовным законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Это теснейшим образом связано с конституционным положением о невыдаче граждан России иностранному государству, на территории которых совершено преступление. Аналогичные положения являются характерными для части национапьных законодательств иностранных государств.

Часть 2 ст. 12 УК РФ вводит новое  положение, касающееся уголовной ответственности  военнослужащих, за совершённые преступления вне пределов России: "Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершённые  на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность  по настоящему Кодексу', если иное не предусматривается  международным договором Российской Федерации".

Постоянно проживающие в  России иностранные граждане и лица без гражданства, в случае совершения ими преступления вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов нашего государства, подлежат уголовной ответственности  по УК РФ. Указанные лица подлежат также  уголовной ответственности по УК РФ и в случаях, предусмотренных  международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и  привлекаются к уголовной ответственности  на территории Российской Федерации.

В современном международном  праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться  только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или  религиозным причинам и мотивам.

Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического  преступления в международной практике выработать не удалось.

В связи с этим, практически  вопрос о выдаче лица или представлении  ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.

Нужно отметить, что аналогичное  решение содержится в законодательстве многих развитых государств.

Исключением из правил о  выдаче преступников является право  политического убежища, гарантированное  в нашей стране Конституцией (ст.63).

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение «О порядке предоставления политического убежища в РФ, которое  вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется  Указом Президента РФ (ст.3 Положения).

          Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ.

В соответствии со сложившейся  международной практикой требование о выдаче преступника государство  предъявляет в следующих случаях, когда:

· преступление совершено  на его территории;

· преступник является гражданином  этого государства;

· преступление было направленно  против этого государства и причинило  ему вред;

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем  на основе международных договоров  и норм международного права. При  этом независимо от того, в каком  государстве был привлечен к  ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные  им в разных странах. Выдача преступника  предполагает обычно соблюдение двух условий:

· преступление, за совершение которого предъявлено требование о  выдаче, признаётся преступлением и  по законам страны, в которой находится  преступник

· если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусмотрена смертная казнь, а  в государстве, где находится  лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

К примеру, такие гарантии выдавались в практике международных  отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в  государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку  ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохранили и  по сегодняшний день. Выдача преступника  может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможно также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он является, для отбывания наказания. Блум М., Тилле А. Обpатная сила уголовного закона. М., 2006 С. 68

Во всех случаях выдача преступника является суверенным правом государства. Однако в случае отказа в выдаче преступника государство  обязано осуществлять уголовное  преследование в соответствии с  собственным законодательством  за преступления, совершенные на территории иностранного государства.

 

2.Выдача лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

В практике международных  отношений, связанных с борьбой  с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого  государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени  или пространстве.

Положения ст.13 УК относят  к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный  принцип о выдаче преступников.

В соответствии с этим принципом  лица, совершившие преступление, могут  быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи.1

Принципиальные положения  о выдаче преступников содержатся в  Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому  государству ». Эта позиция закреплена и в УК РФ.

Реализация реального  принципа действия уголовного закона и привлечение иностранных граждан  к уголовной ответственности  по национальному закону тесно связаны  с проблемой выдачи лиц, совершивших  преступления вне пределов России. Ее законодательное решение содержится в ст. 13 УК РФ. В соответствии с ней:

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации".

Это не исключает их уголовной  ответственности по правилам, определённым ст. 12 УК РФ, также как и то, что  правоохранительные органы иностранных  государств с которыми у России заключены договора о взаимной помощи по уголовным делам, могут обмениваться материалами о совершённом преступлении, ставить в известность другую сторону о выявлении преступника и привлечении его к уголовной ответственности.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся  на её территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения  к уголовной ответственности  или отбывания наказания, если это  не противоречит международным договорам, заключённым Россией.

Выдача лиц, совершивших  преступление, - важнейший институт в практике международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Он урегулирован нормами национального (конституционного, уголовного) и международного права. Основными правовыми актами, устанавливающими принципы и раскрывающими механизм выдачи лиц, совершивших преступление, на сегодняшний день являются Конституция РФ, Европейская Конвенция о выдаче (1957 г.) с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов", Конвенция СНГ «о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.)», Конвекция «о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются» (1978 г.). Помимо указанных актов Российская Федерация подписала целый ряд двусторонних международных соглашений по вопросам правовой помощи, в том числе и выдачи лиц, совершивших преступление (с Алжиром, Азербайджаном. Болгарией, Венгрией, США. Тунисом и другими государствами).

2.1.Действие уголовного закона во времени

Информация о работе Уголовный закон и его действие во времени