Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа
Цели и задачи работы это коренное изменение социально-экономических отношений в условиях перехода к рынку. На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришли преимущественно частная форма собственности, вместо государственно-планового хозяйства формируется рыночный механизм. Это потребовало создания правового механизма и разработку законодательной базы уголовно-правового регулирования и охраны рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.
Актуальность темы «Уголовный закон и его действие во времени, пространстве и по кругу лиц», заключается в том, что в ней затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.
Введение……………………………………………………………...……..3
Действие уголовного закона в пространстве ………………..………..5
1.1. Принцип гражданства…………………………………………………9
1.2. Действие уголовного закона по кругу лиц.…………………………12
2.Выдача лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации……………………………………………………………………..…16
2.1.Действие уголовного закона во времени…………………..………..18
2.2.Формы проявления времени в правовой системе….………………22
Заключение………………………………………………………….……25
Библиографический список……………………………………………..27
Таким образом, российский суд
должен учитывать иностранное
Принципы справедливости и гуманизма в данном случае, находят отражение в том, что нельзя наказывать строже, мог бы быть наказан виновный по закону места совершения преступления.
Особый порядок
Так, в соответствии с
частью второй ст.12 УК военнослужащие
воинских частей Российской Федерации,
дислоцирующихся за пределами Российской
Федерации за преступления совершённое
на территории иностранного государства,
несут уголовную
Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:
- за преступление должностные
лица и против порядка несения
воинской службы
- за преступления, совершенные
вне территории расположения
воинской части и носящий обще
уголовный характер (убийство, изнасилование,
кража, грабеж, торговля наркотиками
и т. д.) военнослужащие несут
ответственность по
Положение данной части ст.12 УК сформулированы, по существу на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государств, совершившего оккупацию.
Применение оккупационного принципа, обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или при других обстоятельствах после войны.
Например, оккупационный принцип, применявшийся после Второй мировой войны в отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии, означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским законам за многие преступления, совершённые на территории Японии. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Отв. ред. В.М.Лебедев. - М.: Юрайт-М, 2006 С. 68
В ч. 3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечении любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление совершённое за границей, если оно направленно против интересов России, а так же в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Под интересами России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности российских граждан.
1.2. Действие уголовного закона по кругу лиц
Происходящие в настоящее время в нашем обществе кардинальные социально-экономические преобразования еще раз с очевидной остротой поставили перед теорией и практикой уголовного права целый комплекс проблем, связанных с определением действия уголовного закона по кругу лиц. В числе факторов, актуализирующих интерес к этим вопросам, нужно, прежде всего, отметить: 1) распад СССР и образование на его территории суверенных государств -- бывших союзных республик в составе СССР; 2) интеграцию России в мировое сообщество, 3) коренную реформу уголовного законодательства в связи с резко изменившимся социально-политическим и экономическим обликом страны. ю. Пудовочкин, КЮН, доцент кафедры Ставропольского государственного университета «Сравнительно-правовые аспекты действия уголовного законодательства России и стран СНГ по кругу лиц».1
Ст. 12 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации в соответствии с правилами гражданства. Граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершённое ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В данном случае при совершении преступлений на территории иностранного государства, при наличии того, что, во-первых, национальные законодательства рассматривают деяния граждан РФ или лиц без гражданства одинаково преступными (хотя санкции обычно бывают весьма отличными) и, во-вторых, такие лица не осуждались в иностранном государстве, уголовная ответственность в этом случае, при выявлении преступления или поступления в правоохранительные органы материалов о совершённом деянии, наступает по уголовному кодексу РФ. В случае осуждения таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренных уголовным законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Это теснейшим образом связано с конституционным положением о невыдаче граждан России иностранному государству, на территории которых совершено преступление. Аналогичные положения являются характерными для части национапьных законодательств иностранных государств.
Часть 2 ст. 12 УК РФ вводит новое
положение, касающееся уголовной ответственности
военнослужащих, за совершённые преступления
вне пределов России: "Военнослужащие
воинских частей Российской Федерации,
дислоцирующихся за пределами Российской
Федерации, за преступления, совершённые
на территории иностранного государства,
несут уголовную
Постоянно проживающие в
России иностранные граждане и лица
без гражданства, в случае совершения
ими преступления вне пределов Российской
Федерации, если преступление направлено
против интересов нашего государства,
подлежат уголовной ответственности
по УК РФ. Указанные лица подлежат также
уголовной ответственности по УК
РФ и в случаях, предусмотренных
международным договором
В современном международном
праве утвердилась позиция, согласно
которой убежище может
Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.
В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.
Нужно отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст.63).
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение «О порядке предоставления политического убежища в РФ, которое вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется Указом Президента РФ (ст.3 Положения).
Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ.
В соответствии со сложившейся
международной практикой
· преступление совершено на его территории;
· преступник является гражданином этого государства;
· преступление было направленно против этого государства и причинило ему вред;
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных странах. Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:
· преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, признаётся преступлением и по законам страны, в которой находится преступник
· если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
К примеру, такие гарантии
выдавались в практике международных
отношений латиноамериканских государств
по поводу выдачи лиц, обвиняемых в
государственной измене, насильственном
захвате власти, мятеже, поскольку
ряд этих стран отменил смертную
казнь, а другие ее сохранили и
по сегодняшний день. Выдача преступника
может преследовать цель и применение
к нему наказания. В этом случае основанием
для решения вопроса служит вынесенный
и вступивший в силу приговор суда.
Возможно также выдача преступника,
осужденного в одном
Во всех случаях выдача преступника является суверенным правом государства. Однако в случае отказа в выдаче преступника государство обязано осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством за преступления, совершенные на территории иностранного государства.
2.Выдача лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или пространстве.
Положения ст.13 УК относят
к действию уголовного закона в пространстве
и квалифицируют как
В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи.1
Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству ». Эта позиция закреплена и в УК РФ.
Реализация реального
принципа действия уголовного закона
и привлечение иностранных
1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации".
Это не исключает их уголовной ответственности по правилам, определённым ст. 12 УК РФ, также как и то, что правоохранительные органы иностранных государств с которыми у России заключены договора о взаимной помощи по уголовным делам, могут обмениваться материалами о совершённом преступлении, ставить в известность другую сторону о выявлении преступника и привлечении его к уголовной ответственности.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на её территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания, если это не противоречит международным договорам, заключённым Россией.
Выдача лиц, совершивших преступление, - важнейший институт в практике международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Он урегулирован нормами национального (конституционного, уголовного) и международного права. Основными правовыми актами, устанавливающими принципы и раскрывающими механизм выдачи лиц, совершивших преступление, на сегодняшний день являются Конституция РФ, Европейская Конвенция о выдаче (1957 г.) с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов", Конвенция СНГ «о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.)», Конвекция «о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются» (1978 г.). Помимо указанных актов Российская Федерация подписала целый ряд двусторонних международных соглашений по вопросам правовой помощи, в том числе и выдачи лиц, совершивших преступление (с Алжиром, Азербайджаном. Болгарией, Венгрией, США. Тунисом и другими государствами).
2.1.Действие уголовного закона во времени
Информация о работе Уголовный закон и его действие во времени