Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение преступлений против общественного порядка, а именно изучение таких преступлений, как массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) и хулиганство (ст. 213 УК РФ).
Задачи моей курсовой работы состоят в следующем:
1) описание преступлений против общественного порядка;
2) определение их понятия;
3) исследование вышеуказанной категории преступлений на примере массовых беспорядков;
4) исследование вышеуказанной категории преступлений на примере хулиганства.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. 5
1.1 Понятие и общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка 5
1.2 Система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.. 14
Глава 2. Уголовно-правовой анализ некоторых видов преступлений против общественной безопасности и общественного порядка 16
2.1 Анализ массовых беспорядков……………………………………………..16
2.2 Анализ хулиганства……………………………………………………..…..20
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Активная
роль общественной безопасности находит
свое выражение в функции
Таким образом, общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для его нормального функционирования.19
Вторым составляющим родового объекта раздела IX Уголовного кодекса Российской Федерации является общественный порядок. В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Кодексе 1960 г. В гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». В Уголовном кодексе 1926 г. Гл. 8 именовалась «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок», а в Кодексе 1922 г. Гл. 8 была озаглавлена «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». В науке уголовного права не сложилось устоявшегося мнения о понятии «общественный порядок». При всей сложности и высокой степени оценочности наиболее оптимальное понятие общественного порядка было сформулировано И.Н.Даньшиным, как система общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.20
В разделе IХ Особенной части Уголовного кодекса предусмотрен широкий круг деяний, которые существенно отличаются друг от друга по своим объективным и субъективным признакам. Вместе с тем эти деяния имеют общее свойство – они обладают способностью причинять весьма тяжкий вред здоровью граждан, собственности, нарушать и дезорганизовывать деятельность государственных и общественных институтов. Особенностью данных преступлений является то, что они посягают на интересы общества в целом как единого социального организма, которое наряду с личностью и государством является одной из важнейших социальных ценностей, подлежащих всесторонней и усиленной уголовно-правовой охране. В отличие от ранее действовавшего законодательства в системе Уголовного кодекса Российской Федерации данная группа преступлений помещена на третье место после преступлений против личности и преступлений в сфере экономики, что свидетельствует об усилении внимания к проблемам обеспечения безопасности граждан и нормального функционирования общества и государства, повышения значимости этих ценностей в общей системе правоохраняемых объектов на современном этапе.21
С объективной стороны преступления против общественной безопасности и общественного порядка большей частью совершаются путем активных действий: терроризм, бандитизм, хулиганство, незаконное изготовление оружия, вовлечение в занятие имеются и такие преступления (в основном это деяния, связанные с нарушением каких-либо правил), которые могут совершаться путем как действия, так и бездействия: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, нарушение правил охраны окружающей среды при ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и т.д.22
В ряде случаев рассматриваемые преступления характеризуются общеопасным способом их совершения (например, взрывы при терроризме, нападения при бандитизме, погромы при массовых беспорядках) либо нарушением специальных правил безопасности: нарушение правил пожарной безопасности, безопасности движения транспортных средств, правил обращения с общеопасными предметами (оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, наркотическими средствами или психотропными веществами и т.п.).23
По законодательной
конструкции значительная часть
рассматриваемых преступлений сформулирована
как преступления с формальным составом:
захват заложника, пиратство, преступления,
связанные с незаконным оборотом
наркотических средств или
С субъективной
стороны рассматриваемые
Субъекты преступлений – большей частью общие, т.е. вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Вместе с тем за некоторые преступления к уголовной ответственности могут привлекаться и лица по достижении 14 лет (ст. 205, 206, 207, ч. 2 ст. 213, 214, 226, 229, 267 Уголовного кодекса).24 При совершении ряда преступлений (ст. 219, ст. 225, ст. 228.2, 237 и др.) для привлечения к ответственности необходимо, чтобы субъект, помимо общих признаков, обладал и определенными специальными качествами.25
Анализ системы преступлений, предусмотренных главой 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяет выделить в зависимости от непосредственного объекта посягательства следующие группы преступлений:
Преступления против общей безопасности (иногда их еще называют «преступления против общественной безопасности в узком смысле слова») являются наиболее тяжкими из всех видов преступлений против общественной безопасности. Общая безопасность как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества. На отношениях общей безопасности базируется безопасность общества в целом. Специфика преступлений, посягающих на общую безопасность, заключается в том, что они совершаются в любых сферах жизнедеятельности общества, затрагивают его глубинные интересы в области обеспечения безопасности и нормальных условий существования, сопряжены с причинением тяжкого вреда широкому кругу юридических и физических лиц.27
Хотя преступления против общественной безопасности и общественного порядка составляют небольшую долю от числа преступлений в целом, особенности объекта и разнообразный характер последствий обусловливают одну из наиболее высоких степеней социальной опасности, что говорит о вреде для неопределенно широкого круга общественных отношений. Повышенная общественная опасность рассматриваемой группы преступлений отражается и в факте признания ряда из них преступлениями международного характера.
Так, если в 1999 г. было зарегистрировано 3 001 748 преступлений, то преступлений против общественной безопасности: терроризма (ст. 205 УК РФ) - 20; захвата заложника (ст. 206 УК РФ) - 64; бандитизма (ст. 209 УК РФ) - 523; незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) - 66 536; хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ) - 2605; хулиганства (ст. 213 УК РФ) - 128 701.28
Сравним эти данные со статистикой за 2005 год. Общее число зарегистрированных на территории России преступлений составило 3 554 738. Из них преступлений против общественной безопасности было зарегистрировано: терроризма – 203; захватов заложников – 20; бандитизма – 473; организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ) – 244; незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ) – 2503.29
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
2.1 Анализ массовых беспорядков
Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что в них принимает участие большое количество (толпа) людей, нередко действия которой сопровождаются погромами, насилием в отношении случайных прохожих, уничтожением чужого имущества, неподчинением или сопротивлением органам государственной власти либо местного самоуправления, при этом серьезно дезорганизуется функционирование объектов жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.30
В ст. 212 предусматривается три самостоятельных состава преступлений:
организация массовых беспорядков (ч. 1);
участие в массовых беспорядках (ч. 2);
призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3).31
Объектом всех вышеназванных составов массовых беспорядков является защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением общественного порядка. Дополнительным объектом этих деяний являются или здоровье людей, или чужая собственность, или другие ценности.
С объективной стороны
состав организации массовых беспорядков
выражается в собирании большого
количества людей (толпы) и подстрекательстве
их к совершению акций бесчинства
и вандализма в качестве средства
протеста по поводу каких-либо действий
или решений органов
Под насилием подразумевается применение физического или психического воздействия на граждан либо представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Под погромами имеются в виду случаи массового разрушения или повреждения транспортных средств, витрин и запирающих устройств магазинов, средств коммуникации и сигнализации на улицах и дорогах, других сооружений и объектов.32
Под поджогами понимаются действия участников беспорядков по вызову огня как неконтролируемого процесса горения тех или иных объектов жизнеобеспечения, домов, автомашин и других ценностей.33
Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их в целях угроз или оказания вооруженного сопротивления представителю власти.34
Под оказанием вооруженного
сопротивления представителю
Рассматриваемое деяние считается оконченным с момента начала массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами и т.п.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивами организации массовых беспорядков могут быть месть должностным лицам органов государственной власти или местного самоуправления за какие-либо действия или решения, а также политические, религиозные или националистические (сепаратистские) побуждения и т.п.
Целью организации массовых беспорядков может быть принуждение органов государственной власти или местного самоуправления к удовлетворению каких-либо требований организаторов (руководителей) таких беспорядков, подрыв авторитета органов власти, повышение престижа организаторов беспорядков в глазах населения и др.36
Субъектом состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212) может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Деяние, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких преступлений.
В ч. 2 ст. 212 предусматривается состав участия в массовых беспорядках. Объект, субъективная сторона и субъект этого состава по содержательным признакам совпадают с такими же признаками состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212).