Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Торговля людьми и использование рабского труда являются преступлениями международного характера, которые имеют место не только в мире, но и в России. В декабре 2003 г. эти деяния были криминализированы в Российской Федерации (ст. 1271 и ст. 1272 УК РФ). Исходя из этого, на сегодняшний день остро стоит вопрос о правильной квалификации данных преступлений. Анализ указанных составов преступлений, включая квалифицирующие признаки, представляет собой научный интерес для теории уголовного права и практики его применения. Актуальность темы обусловлена также необходимостью комплексного анализа норм уголовного законодательства России и международной практики борьбы с данными явлениями социальной действительности.
Введение3
I глава.Преступления против свободы личности
§1. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности
§2. История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности
§3. Торговля людьми и использование рабского труда как преступления против личной свободы
II глава.Уголовно-правовой анализ торговли людьми и использования рабского труда1
§1. Объект, объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда1
§2. Субъект, субъективная сторона торговли людьми и использования рабского труда5
§3. Торговля людьми и использование рабского труда: современное состояние и меры по законодательному урегулированию7
Заключение
Список использованных источников литературы 38
Приложение №1………………………………
В уголовно-правовое понятие торговли людьми по уголовному законодательству России до принятия федеральным законом от 8 декабря 2003 года специальных уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми (статья 1271 УК РФ) и использование рабского труда (статья 1272 УК РФ), попадали при определенных обстоятельствах их совершения такие составы преступлений, как принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120), похищение человека (ст. 126), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133), вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (ст. 151), вовлечение в занятие проституцией (ст. 240), организация или содержание притонов для занятий проституцией (ст. 241 Уголовного кодекса Российской Федерации). К специальным нормам относилась статья 152 УК РФ – торговля несовершеннолетними. Однако конкретная уголовная статистика о числе фактов торговли людьми отсутствовала. Это позволяло сделать вывод, что ранее принимавшиеся Россией уголовно-правовые меры оказались неадекватными сложившейся криминогенной обстановке. Более того, Россия – страна не только происхождения, но и транзита, и назначения, о чем свидетельствуют многочисленные факты задержания в Москве, Санкт-Петербурге и иных российских городах жительниц Украины, Молдовы и ряда других республик за занятие проституцией. Страна столкнулись с завуалированными фактами скупки и перепродажи российских граждан, в том числе и детей в целях их эксплуатации и вовлечения в занятия проституцией, педофилией, порнографией, извлечения человеческих органов для трансплантации, а также использование граждан для рабского труда. Как следствие, в России на уровне федеральных властей была осознана глобальность угрозы, которую несет торговля людьми. Одновременно имеется много признаков, которые указывают на то, что проблема имеет вполне объяснимые, объективные корни. Во-первых, это фактически открытость границ Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств (СНГ); во-вторых, усиление миграционных потоков как между государствами, так и внутри Российской Федерации, в-третьих, довольно развитая внутренняя торговля людьми в России как одна из сфер бизнеса, так и за счет использования рабского, крепостного труда. Указанные и другие причины торговли людьми и работорговли в значительной степени обусловлены также разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами России, что заставляет людей покидать постоянное место жительства в поисках лучшей жизни и даже просто работы. Она толкает наших сограждан, граждан других государств СНГ к выезду за их пределы. В настоящее время в Российской Федерации работает не менее 5 млн. иностранных рабочих, большинство из которых пребывают на нелегальном положении[29]. При этом работодатель не несет ответственности за условия их жизни. Нередки случаи, когда нелегальные рабочие проживают по месту их работы или в заброшенных зданиях в антисанитарных условиях. Одна из наиболее актуальных проблем сегодня в России связана с торговлей несовершеннолетними путем их вывоза из России для последующего использования в целях проституции, порнографии и других видов сексуальной эксплуатации. По оперативным данным и материалам уголовных дел, расследованных как в России, так и в других государствах мира, отмечается негативная тенденция оттока несовершеннолетних из России в такие Европейские страны, как Германия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания, Италия, Греция, Франция, а также в страны Ближнего Востока и Азии - Израиль, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Японию, Таиланд. Поставка «живого товара» также осуществляется в Австралию, страны Африки, США и Канаду. В марте 2004 года Главным следственным управлением при ГУВД Ростовской области было возбуждено уголовное дело по факту продажи с целью сексуальной эксплуатации в г. Дубаи (ОАЕ) несовершеннолетней жительницы г. Новочеркасска. Как выяснилось в ходе следствия, обвиняемые жители Новочеркасска З.Г. Мамедов, Н.Ю. Нам и проживающая в г. Дубаи С.А. Маммадова, объявленная в международный розыск в течение двух лет занимались подобным бизнесом. Вводя в заблуждение девушек, под предлогом трудоустройства перевозили их на территорию ОАЭ, где продавали их «клиентам» за 5-7 тысяч долларов США. «Покупатели» отбирали у потерпевших документы и, используя безвыходность положения, отсутствие средств к существованию и документов, принуждали заниматься проституцией[30].
В сентябре 2007 года Кемеровским областным судом осуждены Ц., П., Т. и М. которые занимались заготовкой леса с использованием рабского труда. В конце 2003 года М. предложил Ц. организоваться в группу с целью получения прибыли от реализации леса, заготовленного с использованием рабского труда. Ц. согласился. Согласно плану, М. осуществлял организацию, техническое оснащение производства по заготовке леса и реализацию леса, а Ц. - поиск и доставку из города Кемерово лиц без определенного места жительства и работы для выполнения работы по заготовке леса, и организацию их труда в лесу. На П. и Т., работавших у М. на заготовке леса и имевших опыт общения с подневольными рабочими, М. возложил обязанность по непосредственной организации рабского труда. В процессе работ «рабы» подвергались постоянным избиениям, некоторые были убиты. В апреле 2004 года одному из потерпевших удалось бежать и заявить о преступлениях Ц., П., Т. и М. в правоохранительные органы[31].
Анализируя причинный комплекс торговли людьми, следует отметить, что данный феномен далеко не случайно стал весьма распространенным и стремительно набирающим обороты криминальным бизнесом. Основу его притягательности образуют четыре базовые составляющие:
а) сверхдоходность;
б) безопасность для торговцев людьми;
в) терпимость (равнодушие) значительной части гражданского общества к негативным проявлениям в сфере подневольной эксплуатации людей;
г) высокий спрос со стороны населения на рынке эксплуатации подневольного труда.
Сверхдоходность торговли людьми вызвана целым рядом объективных факторов. Среди них следует отметить низкую затратность мер по организации этого вида криминального бизнеса. Здесь не нужно (по крайней мере на начальных этапах преступной деятельности) приобретать дорогостоящее оборудование, строить финансово затратные объекты, создавать сложные инфраструктуры, и т.п. Кроме того, «живой товар» имеет высокую потребительскую цену, низкую себестоимость для торговцев, а также длительный срок эксплуатации. Все это обеспечивает получение колоссальных сверхдоходов и, естественно, привлекает к данному виду криминального бизнеса большое количество наиболее предприимчивых субъектов, которые не очень озабочены (игнорируют) моральными и правовыми аспектами своей деятельности.
Безопасность для торговцев людьми обеспечивает в первую очередь тотальная коррупция в органах государственной власти. Далее следует назвать крайне либеральное законодательство по отношению к педофилам, сексуальным извращенцам, торговцам детьми, эксплуататорам принудительного (подневольного) труда и т.д. Немаловажным фактором, снижающим риски для современных торговцев людьми, является отсутствие опыта выявления и раскрытия преступлений в рассматриваемой сфере, низкий профессионализм сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступности. Помимо этого очень неблагоприятно сказывается на результативности уголовного преследования торговцев людьми явно недостаточная защита жертв торговли людьми, в том числе и в период уголовного судопроизводства. Негативно влияет на практику привлечения к уголовной ответственности указанных преступников и то обстоятельство, что в качестве основного средства доказывания их преступной деятельности служат показания потерпевших и свидетелей данных преступлений. Технические и оперативно-розыскные средства и методы фиксации преступных действий торговцев людьми используются крайне редко, хотя именно они являются наиболее проверенными и надежными для изобличения преступников. Указанные недостатки способствуют успешным действиям торговцев людьми по оказанию противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства в целях изменения ими ранее данных показаний, что зачастую приводит к целенаправленному развалу уголовных дел и безнаказанности торговцев и их сообщников. Весьма благоприятным обстоятельством, способствующим масштабному распространению торговли людьми, является терпимость (равнодушие) значительной части современного гражданского общества к негативным проявлениям в сфере подневольной эксплуатации людей. В повседневной практике значительное число граждан ежедневно сталкивается либо наблюдает факты, связанные с различными аспектами подневольной эксплуатации людей: стихийно действующие рынки рабочей силы в различных частях мегаполисов и крупных городов; вереницы проституток вдоль шоссейных трасс, ожидающих клиентов-покупателей; скопления детей, инвалидов, используемых преступниками в целях попрошайничества и т.д. Население в своей массе отрицательно относится к подобного рода проявлениям, однако предпочитает оставаться сторонним наблюдателем данных процессов, ожидая адекватных действий властей.
Еще одним весьма весомым фактором, стимулирующим разнообразные негативные явления в сфере торговли людьми, является высокий спрос со стороны обывателей на рынке эксплуатации подневольного труда. Значительное число граждан охотно пользуются сексуальными услугами проституток; посещают порно сайты, приобретают диски, видеоматериалы и порно журналы, в том числе с изображением несовершеннолетних; многие предприниматели активно используют труд подневольных мигрантов (в том числе и внутренних), грубо нарушая их права и законные интересы. Подобная практика формирует большой спрос на «живой товар» в сфере торговли людьми и, естественно, провоцирует криминальных бизнесменов на значительную интенсификацию своей преступной деятельности.
Знание перечисленных выше факторов, обусловливающих ускоренное приспособление и развитие в современных условиях рассматриваемого вида криминального бизнеса, имеет большое практическое значение, поскольку позволяет более правильно определить стратегию противодействия не только старым «классическим», но и новым формам торговли людьми[32].
В противодействии торговли людьми правоохранительные структуры Российской Федерации активно взаимодействуют с компетентными органами многих зарубежных государств.
Важную роль в борьбе с криминальным бизнесом, основанном на использовании рабского труда, безусловно, играет Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ , которым предусмотрен комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц. Ими в соответствии с законом могут быть заявители, очевидцы и жертвы преступления.
В решение проблем для противодействия рабству в России активную роль играют неправительственные организации и общественные центры оказания помощи жертвам торговли людьми. В первую очередь, это неправительственные организации, действующие в Приморском и Хабаровском краях, Калининградской области. Центр помощи пострадавшим от сексуального насилия «Сестры» (г. Москва), Коалиция «Ангел» (г. Москва), Центр против насилия и торговли людьми (г. Пермь), Байкальский центр правовых реформ (Иркутская область).
Свою деятельность по предотвращению такого явления осуществляют международные негосударственные организации, правительства многих государств мира.
Торговля людьми и использование рабского труда - недопустимые общественные явления, которым необходимо решительно противостоять. Борьба с ними требует активности и инициативы, как на государственном, так и на международном уровне, а также отработки эффективных механизмов реального противодействия.
Нет сомнения в том, что тщательно проработанная законодательная база противодействия торговле людьми и использованию рабского труда, на основе которой государственными органами, правоохранительной системой с опорой неправительственных организаций должен осуществляться комплекс мер в борьбе с этим уродливым явлением XXI века, эффективное использование в этих целях средств массовой информации, способны переломить существующую в цивилизованном мире порочную практику рабовладельчества во всех его проявлениях.
Заключение
Рассмотрев особенности торговли людьми и использования рабского труда, как преступлений против личной свободы, мы можем сделать следующие выводы.
В соответствии с международными договорами России в Уголовный Кодекс РФ включена такая норма о преступлении против свободы человека, как торговля людьми и использование рабского труда. Необходимость криминализации этого деяния обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, Россия взяла на себя обязательства установить преступность данных деяний в силу подписанных международных договоров.
Во-вторых, неоспорим факт того, что торговля людьми и использование рабского труда приобрели в последнее время угрожающие масштабы.
Непосредственным объектом торговли людьми и использования рабского труда является интерес обеспечения личной свободы человека. Так как личная свобода присуща любому человеку, то потерпевшим от этих преступлений может быть любое лицо, независимо от возраста, психического состояния и прочих личностных характеристик. При этом личная свобода как естественное право любого человека включает в себя целый ряд других правоохраняемых интересов - в частности, права на неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство. Действительно, можно утверждать, что любой акт торговли людьми и использования рабского труда наносит вред перечисленным объектам.
Объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда состоит в извлечении виновным выгод (в первую очередь - материального характера). Объективная сторона торговли людьми предполагает осуществление действий купли-продажи и иных сделок с человеком, а также действий, способствующих или обеспечивающих его эксплуатацию (вербовка, перевозка, укрывательство, передача, получение). Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является отсутствие у потерпевшего возможности отказаться от выполнения работ и услуг, которые использует виновный.
Субъект этих преступлений - общий.
Субъективная сторона торговли людьми и использования рабского труда состоит в прямом умысле виновного. При этом, не смотря на отсутствие прямого указания в УК РФ, действия виновного, как правило, характеризуются целью извлечения материальной или иной личной выгоды от торговли людьми и использования рабского труда.
Понимание квалифицированных и особо квалифицированных признаков торговли людьми и использования рабского труда аналогично таковым для других преступлений против свободы личности.
Торговля людьми и использование рабского труда стало самой быстро развивающейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности.
Поэтому необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить потенциальных жертв данных преступлений, особенно, женщин и детей в «поставляющих» странах и сократить рынок услуг в «принимающих» странах Северной Америки, Азии и Европы. Наряду с тем, что рыночная экономика имеет массу положительных аспектов, повышает мобильность и дает больше возможностей в наш век глобализации, она влечет за собой распространение организованной преступности, высокие человеческие и социальные затраты – все это слишком высокая цена для многих слаборазвитых стран, неспособных полноценно конкурировать на общемировом рынке.
Для эффективной борьбы с торговлей людьми и использованием рабского труда необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Она должна включать в себя способы защиты от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.
Торговля людьми и рабство в настоящее время в России – не элементарный рудимент прошедших исторических эпох и не простой признак культурного и экономического неблагополучия. Это явное свидетельство распада государства и глубокой болезни общества, симптом неизбежной деградации социальных и экономических отношений в условиях рыночной стихии к наиболее архаичным формам. Конечно, при таких обстоятельствах невозможно говорить о существовании и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Напротив, налицо явно и ярко выраженный личностный, общественный и государственный регресс.
Следует отметить, что центральное правительство России явно активизировало свои усилия и участие в решении проблемы торговли людьми. Правительство должно продолжить такие действия путем незамедлительной реализации защиты жертв торговли, включая иностранные жертвы в России, и сосредоточив профилактику на уязвимых группах. Правительство также должно заметно активизировать свои усилия по искоренению официального пособничества торговцам людьми.