Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Впервые в уголовном законе России появился специальный раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", в котором центральное место занимает гл.24 "Преступления против общественной безопасности".
Эти преступления представляют повышенную общественную опасность в силу того, что они способны причинять вред целому комплексу общественных отношений, нарушают безопасные условия жизни многих людей[1].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Оружие как предмет и средство совершения преступления. 6

2. Преступления, определяющие незаконный оборот оружия. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 29

Файлы: 1 файл

Уголовно.docx

— 38.89 Кб (Скачать)

 

Газовое оружие - оружие, предназначенное  для временного поражения живой  цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения  цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды, либо их сочетание. Опасность боевых припасов состоит не только в использовании, но и в самом факте обладания  ими. Боеприпасы являются предметами, изъятыми из свободного гражданского оборота. Они являются предметом  рассматриваемых преступлений, обладают теми же общими признаками, что и  оружие, и взрывчатые вещества. К  боеприпасам относятся патроны, заряды, снаряды для огнестрельного оружия, реактивные снаряды, ручные гранаты, мины, все взрывчатые вещества.

 

Средствами взрывания  являются огнепроводный и детонирующий шнуры. Все оружие по российскому  законодательству в зависимости  от целевого назначения и также принадлежности к субъектам использования подразделяется на:

 

1) гражданское оружие;

 

2) служебное оружие;

 

3) боевое оружие.

 

К гражданскому оружию относится  оружие, предназначенное для использования  гражданами РФ в целях самообороны, а также для занятий спортом  и охотой. Гражданское оружие должно исключать ведение огня очередями  и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

 

Гражданское оружие подразделяется на:

 

оружие самообороны:

 

- огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие (т.е. включающее  в себя оружие, не предусматривающее  нарезов внутри каналов ствола);

 

- газовое оружие (т.е. газовые  пистолеты, револьверы, патроны к  ним, механические распылители,  аэрозольные и различные другие  устройства, разрешенные к применению  Министерством здравоохранения  РФ);

 

- электрошоковые устройства  и искровые разрядники отечественного  производства, имеющие выходные  параметры, соответствующие требованиям  государственных стандартов РФ;

 

- огнестрельное бесствольное  оружие отечественного производства  с патронами травматического,  газового, светозвукового действия;

 

2) спортивное оружие:

 

- огнестрельное с нарезным  стволом;

 

- огнестрельное гладкоствольное;

 

- холодное клинковое;

 

- метательное;

 

- пневматическое с дульной  энергией свыше 3 Дж;

 

3) охотничье оружие:

 

- огнестрельное с нарезным  стволом;

 

- огнестрельное гладкоствольное,  в том числе с длиной нарезной  части не более 140 мм;

 

- огнестрельное комбинированное  (нарезное и гладкоствольное), в  том числе со сменными вкладными  нарезными стволами;

 

- пневматическое с дульной  энергией не более 25 Дж;

 

- холодное клинковое; 

 

4) сигнальное оружие.

 

Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения  с казачьей формой, а также с  национальными костюмами народов  Российской Федерации. К служебному оружию относится оружие, предназначенное  для использования должностными лицами государственных органов  и работниками юридических лиц, которым законодательством разрешено  ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или  исполнения возложенных на них Федеральным  законом обязанностей[12].

 

К служебному оружию относится  оружие, предназначенное для использования  должностными лицами государственных  органов и работниками юридических  лиц, которым законодательством  разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны  или для исполнения возложенных  на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и  природных ресурсов, ценных и опасных  грузов, а также специальной корреспонденции.

 

К служебному оружию относится  огнестрельное гладкоствольное  и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной  энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное  гладкоствольное длинноствольное  оружие.

 

Служебное оружие должно исключать  ведение огня очередями, нарезное служебное  оружие должно иметь отличие от боевого  ручного стрелкового оружия по типам  и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия не должна превышать 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному  оружию не могут иметь сердечников  из твердых материалов. Патроны к  служебному оружию должны соответствовать  требованиям государственных стандартов Российской Федерации[13].

 

К боевому ручному стрелковому  и холодному оружию относится  оружие, предназначенное для решения  боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативно-правовыми  актами Правительства Российской Федерации  на вооружение Министерства обороны  Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, СВР Российской Федерации, ФСО Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Федеральной  службы железнодорожных войск, МЧС  Российской Федерации (войска гражданской  обороны), Служба специальной связи  и информатизации при ФСО Российской Федерации, Федеральной службы фельдъегерской связи РФ. Список вышеуказанных министерств  и ведомств Российской Федерации  является исчерпывающим. Правительство  Российской Федерации также в  соответствии с Законом "Об оружии" может решать вопрос об изготовлении боевого оружия для поставок в  другие государства.

 

Образцы боевого ручного  стрелкового оружия и патронов к  нему, а также холодного оружия принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных  организаций. Порядок по приему новых  образцов боевого оружия устанавливается  Правительством РФ. Для этих целей  в военизированных организациях создаются специальные комиссии по рассмотрению вопроса о приеме на вооружение нового вида боевого  оружия, в которую входят специалисты  по вооружению, представители организации, принимающей новый вид оружия и представители завода (предприятия, конструкторского бюро), где изготавливается  боевое оружие.

 

Законом "Об оружии" устанавливаются  также определенные ограничения  на свободный оборот гражданского и  служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещается:

 

1) оборот в качестве  гражданского и служебного оружия:

 

- огнестрельного длинноствольного  оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов;

 

- огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую  другие предметы;

 

- огнестрельного гладкоствольного  оружия, изготовленного под патроны  к огнестрельному оружию с  нарезным стволом;

 

- кистеней, кастетов, сурикенов,  бумерангов и других специально  приспособленных для использования  в качестве оружия предметов  ударно-дробящего действия, за исключением  спортивных снарядов;

 

- патронов с пулями  бронебойного, зажигательного, зажигательного, разрывного или трассирующего  действия;

 

- оружия и предметов,  поражающих действие которых  основано на использовании радиоактивного  излучения и биологических факторов;

 

- огнестрельного бесствольного  оружия самообороны, электрошоковых  устройств и искровых разрядников,  имеющих выходные параметры, соответствующие  нормам Министерства здравоохранения  РФ;

 

- холодного клинкового  оружия и ножей, клинки и  лезвия которых либо автоматически  извлекаются из рукояти при  нажатии на кнопку или рычаг  и фиксируются ими, либо выдвигаются  за счет силы тяжести или  ускоренного движения и автоматически  фиксируются, при длине клинка  и лезвия более 90 мм;

 

2) установка на гражданском  и служебном оружии приспособлений  для бесшумной стрельбы и прицелов  ночного видения, а также их  продажа; 

 

3) хранение или использование  вне спортивных объектов спортивного  огнестрельного пневматического  оружия с дульной энергией  свыше 7,5 Дж и калибра более  4,5 мм;

 

4) пересылка оружия;

 

5) ношение гражданами оружия  при проведении митингов, уличных  шествий, демонстраций, пикетировании  и других массовых публичных  мероприятий; 

 

6) ношение гражданами в  целях самообороны огнестрельного  длинноствольного оружия и холодного  оружия, за исключением случаев  перевозки или транспортирования  указанного оружия;

 

7) продажа, передача, приобретение  оружия и патронов к нему, производимых  только для экспорта в соответствии  с техническими условиями, отвечающими  требованиям стран-импортеров.

 

Как видим, перечень весьма обширный. Это необходимо для того, чтобы  как можно более точно и  четко определить технические требования к оружию и его параметры, оборот которых разрешен.

 

Законом строго установлен и  ограничен круг субъектов, могущих  приобретать оружие на территории Российской Федерации. Так, этим правом наделены: государственные военизированные  организации; юридические лица с  особыми уставными задачами; юридические  лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им; юридические  или физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием  оружия; спортивные и охотничьи организации; образовательные учреждения; граждане Российской Федерации, иностранные  граждане.

 

Деятельность по приобретению, производству, торговле, коллекционированию подлежит обязательному лицензированию. Данная функция возложена на Министерство внутренних дел РФ, которое определяет порядок выдачи лицензий, ставки лицензионных сборов, требования к владельцам оружия[14].

 

2. Преступления, определяющие  незаконный оборот оружия

 

В ст.1 Закона РФ "Об оружии" определяется оборот оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее - оружие) - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортировка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации  и вывоз его из Российской Федерации[15].

 

Уголовный кодекс РФ в главе 24 "Преступления против общественной безопасности" содержит в себе составы  преступлений, прямо определяющие понятие  незаконного оборота оружия, исходя из вышеобозначенного определения. К таковым относятся:

 

- ст.222 УК "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение оружия, его основных  частей, боеприпасов, взрывчатых  веществ и взрывных устройств";

 

- ст.223 УК "Незаконное изготовление  оружия";

 

- ст.226 УК "Хищение либо  вымогательство оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ и взрывных  устройств".

 

Данные статьи уголовного закона обладают своей характерной  спецификой преступлений, квалифицирующими признаками и установленными наказаниями. Но все они в диспозициях содержат действия, в совокупности образующие незаконный оборот оружия.

 

Незаконный оборот оружия в своем определении посягает на общественную безопасность. Таким  образом, родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. ст.222, 223, 226 УК, является именно общественная безопасность.

 

Общественную безопасность можно определить как совокупность общественных отношений, защищающих условия  существования и развития общества, жизнь, здоровье и целостность имущества  его членов от разрушительного воздействия, стихийных сил природы и источников повышенной опасности. К числу последних  и относится оружие[16].

 

Эти общественные отношения  обеспечиваются системой нормативных  предписаний государства, куда включается ряд норм, закрепленных гражданским (изъятие ряда источников повышенной опасности из гражданского оборота), административным (установление разрешительного  порядка приобретения, хранения, пользования, продажи отдельных предметов) и  уголовным правом (установление уголовной  ответственности за незаконный оборот оружия).

 

Особенность уголовно-правовой охраны общественной безопасности применительно  к незаконному обороту оружия заключается в том, что, с учетом особо опасных свойств этих предметов, возможности их использования для  нанесения серьезного вреда общественным интересам, уголовно-правовые отношения  возникают не в результате причинения оружием фактического ущерба жизни, здоровью, неприкосновенности личности и т.п., а вследствие лишь создания возможности такой опасности. Таким  образом, отношения общественной безопасности выступают непосредственным объектом незаконного оборота оружия, дополнительным является нормальное функционирование органов внутренних дел. Участие  граждан в незаконном обороте  оружия осложняет деятельность последних  по пресечению нарушений общественного  порядка и задержанию правонарушителей.

 

Диспозиции ст. ст.222, 223, 226 УК описывают составы с альтернативными  действиями. В ч.1. ст.222 УК называется шесть форм незаконного оборота  оружия: приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение. Часть 1 ст.223 УК предусматривает в диспозиции изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к  нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или  взрывных устройств. Каждая из этих форм образует состав преступления. Статья 226 УК предусматривает еще две  формы незаконного оборота оружия - хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Рассмотрим каждую из форм незаконного оборота оружия.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота оружия