Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 21:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы объясняется многими причинами. Реальное исполнение уголовных наказаний является главным условием удачной борьбы с преступностью. Согласно закону исполнение уголовных наказаний возлагается на специальные органы государства. Исполнение большего вида наказаний связано с реализацией специальных форм, средств и методов, применяющие эти органы для выполнения поставленных перед ними целей и задач.
На учете в уголовно-исполнительных инспекциях числится в среднем каждый год около 1 млн. осужденных.
Учитывая, что планируется поручить контроль уголовно-исполнительным инспекциям над исполнением наказания в виде ограничения свободы, это потребует увеличения количества инспекций, и численности работающих в них персонала.
Лица, осужденные к принудительным работам, отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, которые расположены на территории субъекта, где они проживали или были осуждены. Если на территории субъекта по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения отсутствует исправительный центр или нет возможности привлечь к труду осужденных в исправительных центрах, которые имеются на данной территории, осужденные направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта, в котором есть все условия для привлечения их к труду, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы.
Исправительные учреждения созданы для осуществления наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В какой-то мере они соединены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы. Это объясняется разнообразием видов исправительных учреждений и разносторонностью решаемых ими задач.
К исправительным учреждениям относят: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; следственные изоляторы (осуществляют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию).
Исправительные колонии созданы для содержания совершеннолетних осужденных к лишению свободы. Они подразделяются на учреждения открытого (колонии-поселения), полуоткрытого (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого (исправительные колонии особого режима) типов. Закон предполагает содержание в одной исправительной колонии осужденных разных видов режима, но с тем условием, что они будут находиться в изолированных участках. Порядок создания таких участков определяется федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Колонии-поселения бывают трех видов:
- для осужденных за преступления, содеянные по неосторожности;
- для лиц, которые были осуждены впервые, за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
- для осужденных, которые положительно характеризуются, переведенных из колоний общего и строгого режима.
Колонии-поселения – единственный вид исправительных учреждений, не предусматривающий раздельное содержание осужденных в зависимости от пола.
В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за совершение тяжких преступлений, и женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при всех видах рецидива.
Для женщин законодательство устанавливает лишь два вида исправительных колоний – общего режима и колонии-поселения.
Между тем, по усмотрению суда в колонии общего режима могут быть направлены осужденные за совершение преступлений небольшой и средней тяжести впервые.6
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, которые впервые осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они прежде отбывали наказание в виде лишения свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Воспитательные колонии созданы для содержания несовершеннолетних осужденных, и для осужденных, положительно характеризующихся и оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Такие колонии относят к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние разных полов содержат в различных воспитательных колониях. В целях предотвращения дальнейшего криминального заражения, происходящего при переводе достигших 18-летнего возраста лиц в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, которые функционируют как исправительные колонии общего режима.7
Тюрьмы относят к учреждениям закрытого типа. Они предназначены для содержания осужденных:
- лиц мужского пола, которые достигли совершеннолетия и осужденных на срок более пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;
- лиц, которые совершили преступления при особо опасном рецидиве преступлений;
- лиц, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. В тюрьме осужденных могут содержать на двух видах режима: общем и строгом.
Существуют лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения. Они предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Такие учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений, в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных определено медицинскими критериями, различиями в заболеваниях. Именно поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных типов, но правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенность деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений состоит в том, что она регламентируется и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.
Лечебно-профилактические учреждения играют роль исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.8
Следственные изоляторы созданы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственный изолятор представляет собой исправительное учреждение для содержания осужденных, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Следственные изоляторы относят к учреждениям закрытого вида. Для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе также могут быть оставлены лица с их письменного согласия, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Следственный изолятор выступает как исправительное учреждение и для осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях.
Федеральный орган и территориальные органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы исполнения наказаний осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ.
Основной задачей данного органа выступает обеспечение исполнения законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы выполняет свои функции в соответствии с положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы основывается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта. Он руководит подведомственными учреждениями, спецподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию, так же может создавать предприятия любых организационно-правовых форм.
2.
Правовое положение и основные
функции уголовно-
2.1 Федеральная служба исполнения
наказаний как федеральный
Функция исполнения наказаний – это необходимость для всякого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, совершивших преступление, изолировать их от общества. Также необходимо существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин уголовно-исполнительная система. Первоначально данный термин был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»9, где применялся для обозначения единой системы учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы.
К таким учреждения и органам относили: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы. Ч. 14 ст. 16 УИК РФ расширил этот перечень, включив в него уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.
На сегодняшний день территориальные органы уголовно-исполнительной системы создают федеральные органы уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним относят главные управления или управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), которые создаются в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы – Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.
Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти. Его деятельность направлена на реализацию следующих основных функций:
- правоприменительная;
- по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
- по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
- по контролю над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:
1) аппарат директора;
2) управление безопасности;
3) управление
социальной, психологической и
4) управление конвоирования и спецперевозок;
5) управление
следственных изоляторов
6) управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
7) управление
социальной адаптации
8) бюро
исполнения приговоров и
ФСИН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от неё Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляет Президент РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.
Следует отметить, что согласно ст. 5 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в уголовно-исполнительную систему могут включать по решению Правительства РФ предприятия, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 130 больниц различного профиля, медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждения для больных туберкулезом, 8 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы составляют 263 федеральных государственных унитарных предприятия, 496 центров трудовой адаптации осужденных, 36 лечебно-производственных и 33 учебно-производственных мастерских. При исправительных и воспитательных колониях работают 310 вечерних общеобразовательных школ и 483 учебно-консультационных пункта, 333 профессионально-технических училища.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, реализовывается за счет средств федерального бюджета. В целях дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основании рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует Федеральная целевая программа Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540.10 Основная цель Программы - приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством России для перехода к международным стандартам.