Уголовное право Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

В сегодняшней Японии действует Уголовный кодекс, принятый Законом от 24 апреля 1907 г. (в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 г.).
Уголовный кодекс "Тайхо рицу рё" состоит из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. Не все положения кодекса дошли до нас, часть из них была восстановлена впоследствии по китайскому кодексу танской династии.

Файлы: 1 файл

наказания япония.doc

— 43.00 Кб (Скачать)


Уголовное право Японии

 

В сегодняшней Японии действует Уголовный кодекс, принятый Законом от 24 апреля 1907 г. (в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 г.).

Уголовный кодекс "Тайхо рицу рё" состоит из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. Не все положения кодекса дошли до нас, часть из них была восстановлена впоследствии по китайскому кодексу танской династии.

 

Начинается кодекс перечнем наказаний и тяжких преступлений. В соответствии с конфуцианскими представлениями о наиболее тяжких нарушениях морали (ли) в Японии выделялись "8 зол" (в Китае - "10 зол"), в число которых входили прежде всего преступления против императорской власти: "мятеж" (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.), "государственная измена" (убийство ближайших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.), "жестокое убийство" (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой или наложницей родственников мужа, а так же их избиение и пр.), "великая непочтительность" (разрушение храмов, священных ритуальных предметов и пр.), "злословие и непочтительность" по отношению к государю, просто "непочтение" к отцу или ближайшим родственникам (возбуждение против них судебных дел или предание их проклятью, выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), "нарушение долга" (убийство хозяина, начальника, наставника и пр.).

 

Уложение сохранило 6 видов наказаний: смертную казнь через повешение или обезглавливание, каторжные работы (срочные – от 1 месяца до 15 лет, в исключительных случаях – 20 лет; и бессрочные), битье палками (от 60 до 100 уларов), сечение розгами (от 10 до 50 ударов), тюремное заключение, арест (1–30 дней), штрафы (свыше 20 йен; менее 20-ти считались полицейской пеней). В ряде случаев могла применяться специальная конфискация (того, что служило преступлению, само по себе составляло преступление и т. п.). Широкое применение после принятия Уложения получили условное осуждение (в основном при наказании в виде заключения до 2-х лет), а также условно-досрочно освобождение (Япония вообще была первой страной, где вошло в практику досрочное освобождение – в 1789 г.!). В практике самым распространенным наказанием (примерно по 90% приговоров) стали срочные каторжные работы.

Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились, а чиновникам высоких рангов предоставлялась возможность покончить жизнь самоубийством.

 

Ссылка в зависимости от расстояния до места назначения могла быть ближней, средней и дальней. Жены и наложницы осужденных отправлялись в ссылку вместе с ними в обязательном порядке. Каторга выражалась в принудительных работах, как правило, по месту жительства.

 

Наряду с коллективной ответственностью ближайших родственников преступника, осужденного за ряд тяжких преступлений, а также местных властей (например, за укрывательство незарегистрированных монахов и пр.) в японском праве предусматривалась и возможность смягчения наказания для членов семей чиновников, которые, как и в Китае, могли воспользоваться покровительством "тени" своих знатных родственников.

 

Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его норм на представителей буддийской церкви; признание кодексом наряду со светскими наказаниями и наказаний религиозных (епитимий), которые могли применяться, заменяя светские, к монахам и монахиням в зависимости от характера совершенных ими преступлений и проступков; применение обычных уголовных наказаний за ряд религиозных проступков клира, например, за публичное и ложное объявление о дурных знамениях, хранение и чтение запрещенных книг, незаконную передачу патента на сан другому лицу или за самовольное принятие сана, за попытку самосожжения или подстрекательство к нему другого лица.

 

Представители буддийского духовенства, приговоренные к тяжкому наказанию за убийство, насилие, воровство и пр., предварительно лишались сана. Предусматривалось в отношении их и некоторое смягчение наказания. Ссылку, например, заменяли четырьмя годами каторги, при наказании палками каждые десять палок заменялись десятью днями епитимьи.

 

Уголовное право Японии не знало четко сформулированных общих принципов и норм о формах вины (умысле и неосторожности), о покушении, о соучастии в различных формах и пр., которые, однако, фигурировали при рассмотрении конкретных преступлений.

 

"Покушение" и "замысел" в случае "жестокого убийства" наказывались, например, как законченное убийство. В ряде случаев более тяжко наказывалась такая форма соучастия, как подстрекательство и пр.

 

К числу смягчающих вину обстоятельств относились: добровольное возмещение нанесенного ущерба, устранение причиненного вреда, явка с повинной, активная помощь в раскрытии преступления. Смягчалось также наказание в случае совершения преступления под угрозой или принуждением, в силу материальной или служебной зависимости, кражи у родственников, но отягчалось, если кражу совершал в своем доме младший член семьи. К числу отягчающих вину обстоятельств относились рецидив (третья кража) и состояние опьянения.

 

Кроме "8 зол" кодекс знал простое убийство, нанесение тяжких повреждений, клевету, входящую в разряд "косвенных" преступлений, наряду с вовлечением в совершение преступлений и необоснованным привлечением к суду. Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабеж, разбой и кража при пожаре, приравниваемая к грабежу, а также вымогательство имущества путем письменных угроз и пр.

 

Вторжение в чужой дом ночью давало право хозяину убить "непрошеного гостя", которое приравнивалось таким образом к праву необходимой обороны. Понятия невменяемости уголовное право не знало, но наказание смягчалось, предоставлялось право откупа от него в случае совершения преступления малолетним, престарелым, душевнобольным, уродом.

 

Почти все "законные" границы применения наказания были размыты после установления сёгуната, когда беспрепятственное распространение получили формы внеправовой расправы или "дурные обычаи". Самурай, например, мог безнаказанно убить простолюдина за оскорбление. Право не знало также требования обязательного наказания за убийство. Не наказывалось, например, убийство мужем неверной жены и ее любовника, разрешалось убить на месте преступления или в порядке мести убийцу своих родителей. Широко была распространена практика безнаказанного детоубийства, особенно в крестьянских семьях (для избавления от "лишнего рта").

 

Кроме того, наказания всемерно ужесточались, приобретая часто сугубо изуверские формы. Японские источники сообщают, например, о таком распространенном наказании. Живого преступника закапывали по шею на проезжей дороге, рядом клали деревянную пилу, которой мог воспользоваться каждый проезжающий, чтобы отделить его голову от туловища.

 

В Кодексе 100 статей кража на незначительную сумму в 10 иен влекла за собой телесное наказание и клеймение. Кража на большую сумму - казнь через отсечение головы с обязательным обезображиванием трупа и публичным показом головы казненного. Казнь предписывалась и за мелкое воровство в случае рецидива.

Начиная с 1921 г. неоднократно вносились предложения по пересмотру Уголовного уложения. Наиболее важные были связаны с укреплением национального духа, необходимостью учесть требования «морали и добрых нравов», особенно охранить ценности семьи и честь монархии.

 

Реальные крупные перемены в уголовном законодательстве последовали, однако, после крушения монархии и в общей связи с широкой правовой реформой после Второй мировой войны. Законом 1947 г. из Уложения были исключены преступления против императорского дома, упразднены семейно-моральные преступления, нарушения супружеской верности. Вместе с тем введены наказания за военные преступления, против мира и человечности, которые стали основанием для процессов против военных преступников в 1950-е гг. В основном же до конца XX в. уголовное право основывалось на принципе Уложения 1907 г.

 

 

Смертная казнь в Японии сегодня

 

Наряду со своим основным стратегическим и деловым партнером США, Япония — одна из немногих стран в мире, сохранившая в силе смертную казнь.

Японский суд приговаривает к подобной мере наказания только за «убийство с отягчающими обстоятельствами».

Японский уголовный кодекс выделяет 10 критериев, по которым определяются эти «обстоятельства»; к ним относятся, например, такие как: «насколько сильно переживали родственники убитого» и «вызвало ли это убийство сильный резонанс в обществе».

Органы правосудия в Японии очень сильно гордятся тем фактом, что 99% приговоров в итоге оказываются верными.

 

В отличие от более гуманных смертельных инъекций, практикующихся в США, японцы предпочитают использовать повешение – метод, популярный еще с глубокой древности.

Перед приведением приговора в исполнение смертнику полагается провести в среднем 5 лет и 11 месяцев в специальной тюрьме.

В Японии насчитывается целых 7 тюрем для смертников, но их местоположение держится в строгом секрете.

Подобный срок заключения связан с тем фактом, что в течение его могут всплыть какие-нибудь новые обстоятельства дела, и человек может оказаться невиновным.

 

Условия содержания смертника далеки от курортных – все это время он находится в камере размером 10 кв. метров, без доступа к ТВ, радио и компьютеру.

Впрочем, он имеет право выбрать 3 книги, которые останутся с ним до конца срока.

Также дозволяется играть с самим собой в шахматы или японскую настольную игру «Го».

В камере смертника круглосуточно горит электрический свет.

 

Смертник имеет право на получасовую прогулку 5 раз в год: 3 раза летом и 2 раза зимой.

Питание заключенных довольно скромное, но они могут работать (клейка коробок или сборка простых деталей) и самостоятельно зарабатывать на дополнительные продукты.

 

О предстоящей казни человеку сообщают за полчаса до нее.

Если он желает исповедоваться в грехах или просто помолиться, то к нему может прийти буддистский или синтоистский священник; христиане же молятся самостоятельно у деревянного креста в специально отведенном для этих целей помещении.

 

Смертника казнят в специальной комнате.

К потолку комнаты приделан крюк для веревки, а в ее полу находится люк, на которой и становится преступник с петлей на шее.

В этот момент в соседней комнате трое охранников, наблюдающих за происходящим через стекло, одновременно нажимают кнопки, открывающие люк.

Срабатывает только одна кнопка – это делается, чтобы никто из 3-х операторов смертоносного устройства точно не знал, кто же на самом деле привёл исполнение приговора.

После открытия люка и завершения казни наблюдающие спускаются на нижний этаж, с целью зафиксировать смерть приговоренного.

 

 

 



Информация о работе Уголовное право Японии