Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:09, курсовая работа
Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного права Франции, для которой характерна строгая иерархия, образуют Декларация прав человека и гражданина (1789г.), Конституция Франции 1958г., Уголовный кодекс 1992г. и другие законодательные акты.
Краткий анализ основных источников :
Судебная практика чаще всего использовала объективный критерий. В силу этого нередко политическими не признавались сложные преступные деяния, которые по своему внешнему, объективному выражению аналогичны общеуголовным деяниям, однако совершены по политическим мотивам. Кассационный Суд Франции занял такую позицию по вопросу об убийстве в 1932 г. Президента Франции Поля Думера русским белоэмигрантом Горгуловым. В то время, как смертная казнь за политические преступления была во Франции отменена, Горгулов был приговорен к смерти. В ответ на его жалобу, в которой он ссылался на политический характер своего преступления, члены Кассационного Суда заявили, что оно таковым не является (решение Палаты по уголовным делам от 20 августа 1932 г.).
Эта позиция была подтверждена в ходе рассмотрения дел о манифестациях на общественных дорогах с выдвижением политических требований (решения Палаты по уголовным делам от 12 марта 1969 г. и от 9 декабря 1971 г.). Лица, виновные в сопротивлении властям, насильственных действиях или оскорблениях в отношении представителей публичных сил, на следующий день предавались исправительному трибуналу, который в судебном заседании устанавливал наличие проступка, совершенного при очевидных обстоятельствах, и выносил приговор, тогда как ускоренная процедура рассмотрения дела в области политических правонарушений запрещена.
Что касается законодателя, то он использовал оба критерия. Стремление учесть субъективный критерий выразилось в принятии Закона 1885 г. о релегации, т.е. высылке с обязательным сохранением гражданских и политических прав, предусматривавшем, что при применении этого вида наказания не нужно учитывать судимости за политические преступления и проступки, а также за «преступления и проступки с ними связанные», т.е. за преступные деяния, которые не являются политическими по своей сущности, но совершены с «политической целью». Эта позиция была также выражена в Законе 1927 г. об экстрадиции, устанавливавшем, что она не применяется не только к деяниям политического характера, но и в случаях, когда из обстоятельств дела следует, что экстрадиция запрошена в политических целях. Тем самым понятию преступного деяния политического характера был придан еще более широкий смысл. В связи с этим традиционным во Франции стало то, что амнистия распространяется не только на собственно политические деяния, но и на все, совершенные во время беспорядков, к которым амнистия применяется (разумеется, если последние имеют к политическим действиям отношение).
Закон от 15 января 1963 г., учреждавший Суд государственной безопасности, использовал оба критерия и к компетенции Суда отнес рассмотрение дел по преступлениям и проступкам против государственной безопасности (политическим по природе), а также по преступлениям и проступкам, связанным с первыми, и помимо этого, по перечню -преступлений и проступков общего права (т.е. общеуголовных), «если эти преступления и проступки связаны с коллективными или индивидуальными действиями, направленными на замену государственной власти на незаконную власть».
Вышеизложенное дает основание для вывода о том, что некоторые деяния, согласно французскому праву, являются сугубо политическими: посягательства на государственную безопасность (измена, шпионаж, действия, способные причинить вред национальной обороне, заговор и др.). За эти деяния законодательство предусматривало и предусматривает специфичные политические наказания: ранее - высылку, поражение в правах (гражданскую деградацию), уголовное заточение на срок и пожизненное, в настоящее время, согласно УК Франции 1992 г. -уголовное заточение на срок и пожизненное. Равным образом, чисто политическими являются преступления и проступки «против Конституции», в частности, подлог документов, вследствие которого искажаются результаты выборов (мошенничество во время избирательной кампании), и преступные деяния, совершаемые в области прессы, если они затрагивают какие-либо политические интересы (оскорбление главы государства и пр.).
Другие преступные деяния частично политические. Это сборища на общественных дорогах и преступные деяния, с ними связанные, которые, будучи, в принципе, политическими, всегда рассматривались в ускоренном порядке. Кроме того, уже говорилось о сложных преступных деяниях: внешне общеуголовпых, но совершенных по политическим мотивам. За совершение последних предусматривались общеуголовные наказания, однако судимость за них не учитывалась при назначении релегации и их рассмотрение входило в компетенцию Суда государственной безопасности, когда оба эти института существовали.
Не являются политическими те преступные деяния, которые, хотя и имеют политическую окраску, но направлены не столько против политического режима, сколько против общества и его членов. К таким деяниям французское право относит терроризм, захват заложников, угоны самолетов и кораблей. В соответствии с нормами международного права, лицо, совершившее подобное деяние, подлежит выдаче. Закон Франции об экстрадиции подтверждает это правило. Кроме того, УК Франции 1992 г. усилил ответственность за совершение перечисленных преступлений в то время, как условия ответственности за политические правонарушения остаются более льготными.
Специальный правовой режим, установленный законодателем для политических преступных деяний, заключается не только в сохранении системы «политических» наказаний. При рассмотрении судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения наказания судимость за политическое преступное деяние не учитывается, а принимаются во внимание лишь судимости за общеуголовные преступления или проступки. Отсрочка исполнения наказания с режимом испытания и отсрочка с обязанностью выполнять общественно-полезные работы могут быть предоставлены только совершившим общеуголовные деяния и не применяются к политическим преступникам. Для последних кодексом предусмотрена простая отсрочка исполнения наказания без возложения на осужденного каких-либо обязанностей и без специальных предписаний, за исключением одного: осужденный не должен совершить нового преступления или проступка. Период надежности, в течение которого осужденный не может пользоваться никакими льготами по улучшению режима содержания (помещением вне исправительного учреждения, режимом полусвободы, условным освобождением и пр.) в области политических преступных деяний предусмотрен только для двух преступлений: сдачи иностранному государству войсковых частей, принадлежащих французским вооруженным силам, или всей (части) национальной территории; а также для посягательства на республиканские институты государственной власти или целостность национальной территории.
Предусмотрев за них специфично политические наказания, УК Франции, следовательно, к политическим отнес ряд преступлений, включенных в Книгу IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия». Помимо двух вышеназванных, это - измена и шпионаж, саботаж, поддержание связей с иностранным государством, заговор, повстанческое движение, незаконное присвоение командования и некоторые другие.
Еще одной самостоятельной категорией преступных деяний, имеющей законодательное происхождение, является группа военных преступлений, ответственность за которые предусмотрена главным образом Кодексом военной юстиции.
Большая часть преступных деяний, предусмотренных названным кодексом, представляет собой нарушения воинской дисциплины, влекущие применение не дисциплинарных, а уголовно-правовых санкций. К таким преступным деяниям относятся дезертирство, уклонение от несения воинской службы, неявка в срок из отпуска, оставление поста, неповиновение и т.п. Перечисленные правонарушения образуют подвид собственно военных преступных деяний.
Другим подвидом являются так называемые смешанные преступные деяния, объективная сторона которых тождественна внешней стороне общеуголовных преступлений или проступков. Смешанный характер этих правонарушений связан с особенностями субъекта, который является специальным - военнослужащим. К числу названных деликтов относится, например, кража военнослужащим имущества, принадлежащего хозяину дома или другого жилого помещения, где расквартированы войска (ст. 437 Кодекса военной юстиции).
Третий подвид рассматриваемой категории преступных деяний образуют правонарушения, совершаемые «гражданскими» лицами при определенных условиях. Так, согласно ст. 428 Кодекса военной юстиции, уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее кражу в «зоне боевых действий» у раненого или погибшего. Это преступление считается военным, независимо от личности субъекта преступления.
Правовой режим собственно военных преступлений имеет свои особенности. Хотя основные виды наказаний такие же, что предусмотрены за совершение общеуголовных преступлений и проступков, все же, существуют и некоторые специфично воинские: лишение воинского звания, увольнение со службы (см. ст. 385 Кодекса военной юстиции).
Другие особенности касаются институтов рецидива, отсрочки исполнения наказания, условного освобождения и др. Так, судимость за собственно военное преступление или такой же проступок не учитывается в последующем при рецидиве (ст. 371 Кодекса военной юстиции). Она не служит препятствием для предоставления простой отсрочки исполнения наказания или отсрочки с испытанием, предусмотренных для общеуголовных правонарушений (ст. 132-30, 132-35, 132-48 УК Франции). Вместе с тем, нормы об отсрочке с режимом испытания применяются к военнослужащим с некоторыми оговорками (ст. 369 Кодекса военной юстиции).
До недавнего времени собственно военные преступления рассматривались постоянными трибуналами вооруженных сил, действовавшими по правилам специальной процедуры, предусмотренной Кодексом военной юстиции. Закон от 21 июля 1982 г., относившийся к расследованию и судебному разбирательству преступных деяний, совершенных в военной области, запретил создание и функционирование таких трибуналов в мирное время и внес в связи с этим ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Франции и Кодекс военной юстиции.
В мирное время военные правонарушения рассматриваются общими судами. Для разбирательства военных проступков в округе каждого апелляционного суда создается исправительный трибунал, специализирующийся на рассмотрении военных деликтов (абз. 1 ст. 697 УПК Франции). Для разбирательства преступлений созывается суд ассизов, состоящий из председателя и шести асессоров (ст. 698-6 УПК Франции), без жюри. Военные преступные деяния смешанного характера рассматриваются такими судебными органами при условии, что они были совершены при несении военной службы и что существует опасность разглашения государственной тайны (ст. 698-7 УПК Франции). В компетенцию перечисленных судебных инстанций (трибуналов и судов ассизов) входит и рассмотрение преступных деяний, совершенных служащими жандармерии в процессе какой-либо операции по поддержанию общественного порядка (ст. 697-1 УПК Франции). В военное время суды общей юрисдикции заменяются трибуналами вооруженных сил (ст. 699 УПК Франции).
Таким образом, в уголовном законодательстве Франции нашли свое отражение классификация преступных деяний на преступления, проступки и нарушения; а также деление всех деяний на общеуголовные, политические и военные. Значение этих классификаций состоит в том, что они учитываются законодателем при установлении правового режима той или иной категории правонарушения, в частности порядка исполнения и особенностей наказания.