Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:09, курсовая работа
Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного права Франции, для которой характерна строгая иерархия, образуют Декларация прав человека и гражданина (1789г.), Конституция Франции 1958г., Уголовный кодекс 1992г. и другие законодательные акты.
Краткий анализ основных источников :
Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного права Франции, для которой характерна строгая иерархия, образуют Декларация прав человека и гражданина (1789г.), Конституция Франции 1958г., Уголовный кодекс 1992г. и другие законодательные акты.
Краткий анализ основных источников :
Декларация прав человека и гражданина 1789г. закрепляет основополагающие принципы уголовного права :
Книга первая выполняет функцию Общей части Уголовного кодекса и содержит положения об уголовном законе, уголовной ответственности и наказании.
Книга вторая (“О преступлениях и проступках против человека”), третья (“О преступлениях и проступках против собственности”), четвертая (“О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия”), пятая (“Порчи преступления и проступки”) и шестая (“Нарушения”) представляют собой Особенную часть Уголовного кодекса.
Седьмая книга УК содержит положения “применяемые в заморских территориях”.
Нормы, устанавливающие уголовно-
Кодекс военной юстиции, вступивший в силу с 1 января 1966г. (действует в редакции от 1 июля 1982г.), регламентирует вопросы уголовной ответственности военнослужащих.
Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г.
содержит положения, касающиеся назначения
наказаний и условного
Кроме того, УПК провозглашает один из важнейших принципов уголовного права : “Никакое лицо, законным образом оправданное, не может быть подвергнуто уголовному преследованию на основании того же деяния, даже если оно иначе квалифицированно” (ст. 368).
Уголовно-правовые номы могут включаться практически в любые законы в виде отдельных глав. Так, глава 4 Закона о свободе печати от 29 июля 1881г. содержит санкции за преступления и проступки, совершенные посредством печати.
Некодифицированное законы также содержат уголовно-правовые нормы, касающиеся ответственности за проступки. Например, законы “О деятельности кредитных учреждений” 1984г., “Об азартных играх” 1983г. и др.
Подзаконные акты также являются источниками уголовного права. К ним относятся декреты-законы, принимаемые правительством, распоряжения министров, акты местных органов управления. Например, декрет “О пресечении вражеской пропаганды” 1939г., ордонанс “Об ответственности несовершеннолетних” 1945 г. и др.
Среди источников выделяют нормы международного уголовного права. Статья 55 Конституции Французской республики устанавливает, что международные договоры и ратифицированные соглашения, имеют силу, превышающую национальное право
Статья 111-4 УК Франции предписывает,
что уголовный закон имеет
точное толкование. Это означает недопустимость
использования
Хотя судебная практика и не является источником уголовного права Франции, но помогает восполнять пробелы в законодательстве.
Предмет уголовного права.
Основание уголовной ответственности – совершение лицом преступления.
Уголовная ответственность - предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженное в самом факте осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью.
Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний.
Уголовный кодекс - систематизированный законодательный акт, являющийся основным и единственным источником, определяющим преступность и наказуемость деяния.
Принцип.
Главной концептуальной идеей нового УК Франции стала защита прав человека, его жизни, здоровья, благоприятной окружающей природной среды, безопасности труда. УК гарантирует соблюдение принципов, закрепленных в Декларации прав человека и гражданина и Европейской конвенции прав человека, в особенности - принципа законности. Согласно гл. I разд. I книги I никто не может быть наказан за деяние, не предусмотренное законом или постановлением; никто не может быть подвергнут наказанию, не предусмотренному законом или постановлением; наказание должно соответствовать тяжести преступления; уголовный закон не имеет обратной силы; уголовный закон подлежит точному толкованию.
Структура УК Франции 1992 г. соответствует системе, принятой УК 1810 г., и состоит из четырех книг. Каждая книга делится на разделы, а раздел - на главы.
Книга первая содержит нормы, в которых излагаются общие положения об уголовном законе, ответственности, наказаниях.
Вторая, третья и четвертая книги посвящены вопросам Особенной части. Вторая книга содержит составы преступлений и проступков против человека и открывается разделом о преступлениях против человечества, затем следуют разделы о посягательствах на человеческую личность. Третья книга определяет ответственность за преступления и проступки против собственности, а четвертая - за преступления и проступки против нации, государства и общественного порядка. Таким образом, в структуре нового Кодекса Франции четко просматривается иерархия ценностей, положенная в основу уголовного законодательства, а именно: личность - собственность - государство.
Таким образом, французское уголовное право исходит из принципа строгого толкования уголовного закона. При этом данный принцип считается основополагающим, ведущим свое происхождение от конституционного права. Этот принцип не исключает, однако, возможности придания закону более широкого смысла, чем это следует из буквального толкования статьи. Могут толковаться расширительно нормы, содержащие благоприятные для обвиняемых положения. Кроме того, судьи вправе распространить действие некоторых положений на ситуации, которые не могли быть предусмотрены законодателем в момент принятия закона и появились в связи с техническим прогрессом. Французские судьи наделены также правом толковать и оценивать действительность (правомерность) нормативных актов, не относящихся к категории уголовно-правовых.
Источники уголовного права.
Франция - это страна «писаного права», родина так называемой континентальной правовой семьи, где закон в широком смысле слова является ведущим источником уголовного права. По справедливому замечанию Р. Давида, «юристы здесь прежде всего обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами.» Главная задача юриста, по мнению Давида, состоит преимущественно в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя.
Нормы французского права представлены в виде определенной иерархической системы, на вершине которой находятся конституционные и между народно-правовые нормы. Далее следуют Уголовный кодекс Франции 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другие кодифицированные законы, некодифицированные уголовные законы, а также подзаконные акты, принятые исполнительной властью.
Роль судебной практики и уголовно-правовой доктрины ограничена, хотя как будет показано в дальнейшем, немаловажное значение для французского уголовного права имеют решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции.
Рассмотрим основные источники уголовного права Франции.
Конституционные нормы. К действующим источникам французского права, включая уголовное, не без оснований причисляется первый конституционный акт послереволюционной Франции - Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Несмотря на то, что за последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, «Декларация прав» всегда лежала в их основе. Последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. прямо ссылаются в своих преамбулах на этот документ как основу всего французского законодательства. В частности, преамбула действующей в настоящее время Конституции 1958 г. содержит следующее положение: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946г.»
Наиболее важные уголовно-правовые принципы были впервые во французском праве сформулированы именно в этом важнейшем конституционном акте. Так, в ней был закреплен принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, не может встречать препятствия, и никто не может быть принужден к выполнению того, что законом не предписано» (ст. 5). В Декларации содержится и другое не менее значимое правило: «Никто не может быть обвинен, арестован или заключен под стражу иначе, как в случаях, определенных законом, и в форме, им предписанной» (ст. 7). Декларация запрещает наказывать иначе, чем «на основании закона, принятого и обнародованного до совершения проступка и законным образом применяемого» (ст. 8), и провозглашает принцип равенства всех граждан перед законом: «закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает» (ст. 6). Впервые конституционное значение приобрел принцип презумпции невиновности, имеющий важное уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение (ст. 9): «Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным». Немаловажное значение для уголовного права имеет и другое положение Декларации, исключающее возможность привлечения к уголовной ответственности только лишь за мысли, взгляды, убеждения: «Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом» (ст. 10).
Действующая Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. является источником французского уголовного права по ряду причин. Во-первых, как уже говорилось, она в своей преамбуле делает отсылку к «Декларации прав» как своей составной части. Во-вторых, Конституция 1958 г. имеет значение источника уголовного права в той ее части, которая определяет компетенцию органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм (раздел V). В-третьих, в этом документе содержатся положения, имеющие прямое отношение к области уголовного права. Так, согласно ст. 17 правом помилования наделяется Президент Республики. В разделах IX и X регламентируются вопросы уголовной ответственности высших должностных лиц Французской Республики -Президента и членов Правительства. В частности, установлено, что Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих функций, кроме случаев государственной измены. Что касается членов Правительства, они могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение в период выполнения своих функций преступления или проступка. В Конституции нашел свое закрепление и принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66).
Международные соглашения. Согласно действующей Конституции, международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55).
Таким образом, источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. При этом международно-правовые нормы, в принципе, должны находиться на вершине правовой системы французского государства, поскольку за ними признается приоритет перед нормами внутреннего национального права. Однако ситуация гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Комментируя ее, французская исследовательница уголовного права М.-Л. Расса отмечает, что существование международно-правовой нормы не означает автоматическое ее применение в ущерб норме внутреннего национального права в случае, когда вторая противоречит первой.
Прежде всего противоречие должно быть явным, таким, чтобы несоответствие двух норм было легко определимо. Кроме того, приоритетность может быть только временной, поскольку срок действия соглашения обычно ограничен. Помимо этого, нужно учитывать и то, что международно-правовую норму напрямую применить практически невозможно хотя бы в силу того, что она не включает санкцию, следовательно, требуется принятие отдельного закона государством, подписавшим и ратифицировавшим должным образом международное соглашение. В связи с этим, как полагает Расса, правильнее говорить о приостановлении действия внутреннего закона, противоречащего международно-правовой норме, а не о его полной отмене.