Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий.
Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов.

Оглавление

Введение
3
1.Плата за пользование природными ресурсами
5
2.Уголовная ответственность за экологические правонарушения
21
Заключение
25
Список используемой литературы
26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологического права - приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или наступление смерти человека в результате экологического преступления.

       За  совершение  экологических  преступлений  УК  РФ   предусматривает

следующие виды наказаний:

-  штраф,   то   есть   «денежное   взыскание,   назначаемое   в   пределах,

предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем  определенному  количеству минимальных   размеров   оплаты   труда,   установленных   законодательством Российской  Федерации  на  момент  назначения  наказания,  либо  в   размере заработной платы или иного дохода осужденного за  определенный  период».

Наказание  в  виде  штрафа  предусмотрено   почти   за   все   экологические

преступления. Его размер зависит  от  характера  совершенного  преступления.

Минимальный  размер  штрафа  –  200  минимальных  размеров   оплаты   труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

- лишение права  занимать определенные должности  или заниматься  определенной деятельностью. «Данный вид  наказания  используется  в  виде  основного  или дополнительного в тех  случаях,  когда  совершение  преступления  связано  с должностным положением  осужденного  либо  характером  его  профессиональной деятельности». Такое наказание  предусмотрено  за  многие  экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

-  обязательные  работы,  которые  заключаются  в  выполнении  осужденным  в  свободное  от  основной  работы  или  учебы  время  бесплатных   общественно полезных работ, вид которых определяется органами  местного  самоуправления.

Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и  отбываются  не  свыше  4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в  частности,  за  незаконную порубку деревьев и кустарников.

- исправительные  работы. Отбываются по месту работы  осужденного,  при  этом из его  заработка производятся  удержания  в  доход  государства  в  размере, установленном приговором суда, в пределах  от  5  до  20%.  Такое  наказание установлено,  к  примеру,  за  нарушение  ветеринарных  правил   и   правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года);  за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2  лет);  за  нарушение режима особо охраняемых природных территорий  и  природных  объектов  (до  2 лет).

- ограничение свободы. Оно заключается в содержании  осужденного,  достигшего к  моменту  вынесения  судом  приговора  восемнадцатилетнего   возраста,   в специальном учреждении  без изоляции от общества в условиях осуществления  за ним надзора. Такое наказание  предусмотрено  за  порчу  земли  (до  3  лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных  в  Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

-  арест.  Он  заключается  в  содержании  осужденного  в  условиях  строгой

изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до  3  месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

-   лишение   свободы   на   определенный   срок.   Данный   вид   наказания

предусматривается за многие преступления, в том числе  за  нарушение  правил охраны окружающей среды при производстве работ  (до  5  лет);  за  нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет);  за нарушение правил  безопасности  при  обращении  с  микробиологическими  либо другими  биологическими  агентами  или  токсинами  (от  2  до  5  лет);   за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3  лет);  за  порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний  для  организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);  за  уничтожение или   повреждение   лесов   (до   8   лет).   Наиболее   строгая   уголовная ответственность  предусмотрена  за  экоцид,  то  есть  массовое  уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов,  а также   совершение    иных   действий,   способных   вызвать   экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от  12 до 20 лет.

       Применение  уголовной  наказания  характеризуется  особыми  уголовно-

процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие,  судебное разбирательство  уголовного  дела.  Субъектами   уголовного   наказания   за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие  16- летнего возраста.

      

«Уголовное  наказание  применяется   только   судом   за   совершение

преступления и объявляется в тех случаях, когда другие,  более  мягкие  меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление  и перевоспитание нарушителей  природоохранного  законодательства  предполагает применение более строгих уголовных санкций».

       «Уголовный  кодекс   РФ   значительно   усилил   ответственность   за

преступления против окружающей среды: норм о ней  стало  почти  в  три  раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует  об изменении взглядов на степень общественной опасности  вторжения  человека  вокружающую среду, о критической  оценке  современного  состояния  окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных  на  ее спасение, иначе может оказаться поздно»

 

Заключение

 
Подводя итог работе сделаем ряд обобщающих выводов: 
 
- Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим элементом экономического механизма природопользования. 
 
- Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водными объектами, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. 
 
- Средства, получаемые при взимании этих платежей (налогов) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации в пропорциях, устанавливаемых федеральным законодательством. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами в настоящее время незначительны и составляют всего около 3% общей суммы доходов бюджета. 
 
- Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов. 
 
- Воспроизводство и охрана природных ресурсов является важнейшими элементами рационального природопользования. В действующем законодательстве предусматривается необходимость охраны и воспроизводства природных ресурсов, устанавливаются отдельные требования к этому процессу. 
 
- Платное природопользование, а также формирующийся рынок страховых услуг, позволят создать финансовые механизмы, обеспечивающие проведение необходимых мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов на основе реализации федеральных и региональных программ. 
 
 
Список используемой литературы

 
Нормативные и нормативно - правовые акты: 
 
1. Об охране окружающей природной среды Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.) 
 
2. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (Одобрена Правительством Российской Федерации 31 июля 1998 г.) 
 
3. Закон РФ "О плате за землю" от 11.10.91 с изм. // ВВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424. 
 
4.Водный кодекс РФ 
 
5. Лесной кодекс РФ 
 
6. Закон РФ "О недрах" 
 
Учебники, статьи, монографии: 
 
1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. - М.: Юристъ, 1998. 
 
2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. 
 
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс, 1998. 
 
4. Калинин И.Б. Природоресурсное право. Основные положения. - Томск, 2000. 
 
5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.:

6. Уголовный кодекс  Российской Федерации.

7.  Плешаков   А.М.   Уголовно-правовая    борьба    с    экологическими

      преступлениями. – М., 1994.

 

 

 

1 Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000. – с. 156.

 

 


Информация о работе Уголовная ответственность за экологические правонарушения