Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий.
Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов.

Оглавление

Введение
3
1.Плата за пользование природными ресурсами
5
2.Уголовная ответственность за экологические правонарушения
21
Заключение
25
Список используемой литературы
26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

1.Плата за пользование  природными ресурсами

5

2.Уголовная ответственность  за экологические правонарушения

21

Заключение

25

Список используемой литературы

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В подавляющем большинстве случаев право использовать природные ресурсы является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности1.

Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.

Мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого природной среде и будущим поколениям. Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.

Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношения к ним, как к даровым благам, не воспитывала должного бережного отношения к природе, задержала проведение глубоких экономических исследований по определению их стоимостной оценки. Бесплатность пользования водными ресурсами не только не привела к улучшению экологической ситуации в стране, но в ряде случаев явилась одной из причин экологических кризисов. Катастрофой 20 века считается трагедия Аральского моря.

Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий.

Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плата за пользование природными ресурсами

 

В подавляющем большинстве случаев право использовать природные ресурсы является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция,2000. 
    Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране. 
    Мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого природной среде и будущим поколениям. Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране. 
   Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношения к ним, как к даровым благам, не воспитывала должного бережного отношения к природе, задержала проведение глубоких экономических исследований по определению их стоимостной оценки. Бесплатность пользования водными ресурсами не только не привела к улучшению экологической ситуации в стране, но в ряде случаев явилась одной из причин экологических кризисов. Катастрофой 20 века считается трагедия Аральского моря. Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий. 
   Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов. 
   1. Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов 
    Как мы уже сказали, пользование природными ресурсами происходит на платной основе. Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования природных ресурсов, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды"  
   Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: 
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; 
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 
  Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей: 
- Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. 
- Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности. 
   Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий. 
   1.1. Принципы определения платы за пользование природными ресурсами 
   Ставки платы за использование природных ресурсов устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000. 
 
Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям. 
   1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования). 
   2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставков налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ «О плате за землю», то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с  
учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации «Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами». 
   3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ «О плате за землю» отдельно оговаривается, что «размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей» (статья 3). 
  

2. Классификация, виды и формы платежей 
 
Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида: 
-Плата за право пользования 
-Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов. 
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие. 
 
1) Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Изд-во «Аспект - Пресс», 1998, с.13. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве. 
2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 
3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов. 
4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование. 
Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов. 
 
Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. 
Конкретные виды платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. 
В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов: 
- Земля. Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон. 
- Лесные ресурсы. За пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ); 
- Водные ресурсы. Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ); 
- Животный мир. В соответствии с ФЗ "О животном мире" система платежей за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. 
- Недра. При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов, платежи за пользование акваторией и участками морского дна (ст. 39 Закона РФ «О недрах»). 
 

 

 

 2.1. Платежи в сфере землепользования 
   Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, Земельный кодекс РСФСР (ст. 47) устанавливает принцип платности землевладения, бессрочного (постоянного) и временного пользования земельными участками и их аренды. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. - М.: Юристъ, 1998. 
   За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. За арендуемую землю взимается арендная плата. Размеры платы за землю определяются в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. 
   Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ (ст. 49 ЗК РСФСР). При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет. 
   Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране - 
   земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории в соответствии со ст. 24 Закона РСФСР «О плате за землю». Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению. 
 
Одновременно Земельный кодекс устанавливает льготы по взиманию платы за землю. В частности, от платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей. 
 
2.2. Плата за пользование ресурсами недр: формы и виды 
   Плата при пользовании недрами регулируется в разд. V Закона «О недрах». Он устанавливает принцип платности пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных в самом Законе. За пользование недрами устанавливаются следующие виды платежей: 
- сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; 
- платежи за пользование недрами; 
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 
- акцизы (т.е. косвенный налог на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками). Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. 
Закон «О недрах» (ст. 42) устанавливает конкретные требования о распределении платежей за пользование недрами по бюджетам в зависимости от видов пользования, видов добываемых полезных ископаемых и других условий. Так, в местные бюджеты поступают платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов. Платежи за добычу углеводородного сырья (угля, нефти, газа) распределяются в следующем порядке: местный бюджет - 30%; бюджет субъекта РФ - 30%; федеральный бюджет - 40%. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. - М.: Юристъ, 1998. 
Если платежи за пользование недрами территориального моря делятся между бюджетом субъекта РФ (60%) и федеральным бюджетом (40%), то платежи за пользование недрами континентального шельфа РФ полностью поступают в федеральный бюджет. Там же. 
Закон «О недрах» (ст. 43) определяет также формы внесения платы за пользование недрами. Помимо денежных платежей, плата за пользование недрами может взиматься в формах: части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм - 
предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Конкретная форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. 
2.3. Особенности формирования и разновидности платежей за пользование водными и лесными ресурсами 
Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает: 
- плату за пользование водными объектами (водный налог); 
- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. 
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: 
- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; 
- сверхлимитное изъятие воды; 
 
- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование. 
   В 1998 г. был принят специальный Закон Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами". Согласно данному Закону был введен водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств по лицензиям в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации. 
Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях: 
- осуществления забора воды из водных объектов; 
- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; 
- использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ; 
- осуществления сброса сточных вод в водные объекты. 
Конкретные дифференцированные ставки платы за пользование водными объектами были установлены исходя из характера этих объектов, видов водопользования и групп водопользователей, а также соблюдения установленных нормативов (лимитов) водозабора и сброса сточных вод. 
При превышении установленных лимитов применяются кратные повышающие коэффициенты платежей. Как и по другим видам платежей за природные ресурсы были - 
установлены различные льготы и по данным выплатам. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг), связанных с водопользованием. 
 
Содержание раздела Лесного кодекса Российской Федерации (действует с 1997 г.) по вопросам платежей за пользование лесным фондом существенно отличается от ранее действовавших положений Основ лесного законодательства Российской Федерации как по видам платежей, так и по порядку их начисления и распределения полученных средств. 
Из системы платежей за пользование лесным фондом были исключены специальные отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Сохранены в системе платежей лесные подати и арендная плата. В связи с отнесением лесного фонда к федеральной собственности претерпели изменения полномочия различных органов власти по определению размеров лесных податей, а также порядок и условия их взимания. 
Таким образом, в настоящее время система платного лесопользования включает: 
- лесные подати; 
- арендную плату. 
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они представляют из себя плату за пользование лесными ресурсами - древесину, отпускаемую на корню, живицу, второстепенные лесные материалы, побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек), пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. 
   Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов, а также физических и юридических лиц, которым лесным законодательством представлены льготы по уплате этих податей. 
   Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования арендатором за свой счет. Характерно также, что лица, внесшие платежи за пользованием лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю. 
   Считается, что в наиболее явной и точной форме подлинная стоимость лесных ресурсов выявляется в ходе лесных аукционов, т.е. продажи леса на корню. 
   Что касается арендной платы, то она взимается при аренде участков лесного фонда. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. За основу при этом берутся ставки лесных податей. В частности, оплата за древесину в объеме, предусмотренном договором аренды, производится по действующим ставкам лесных податей за древесину на корню (в обычном порядке или в порядке, установленном арендным договором). 
   При передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки арендной платы устанавливаются исходя из фактического качества охотничьих угодий, сдаваемых  
в аренду, а также количества и стоимости лицензий, которые могут быть выданы для отстрела животных на арендуемом участке. 
   Арендная плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, рассчитывается исходя из ожидаемых расходов арендатора и нормальной для этого вида деятельности рентабельности соответствующих объектов. 
   Часть лесных платежей в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступают в определенной пропорции (в определенном порядке) в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Значительная доля средств, поступивших на местные уровни, должна использоваться на воспроизводство лесов и другие нужды лесного хозяйства. 
Чтобы привлечь инвесторов в лесозаготовительную отрасль, в Кодексе предусмотрена возможность сдачи лесных участков в концессию. Но делаться это должно по взаимному согласованию между Федерацией и ее субъектами. 
 
2.4 Платность пользования ресурсами животного и растительного мира 
   Система платежей за пользование животным миром включает в себя: 
- плату за пользование животным миром; 
- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. 
   Внесение платы за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в определенном соотношении (пропорции). Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов Федерации. 
   Средства, поступающие в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации используются на реализацию соответствующих федеральных и территориальных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и неистощительным использованием объектов животного мира и среды их обитания. 
   Кроме непосредственных платежей за пользование животным миром законодательством предусмотрен сбор за выдачу лицензий на соответствующее пользование. (Под лицензиями и разрешениями здесь подразумевается официально оформленный и выданный в установленном порядке документ, в соответствие с которым осуществляется изъятие объектов животного мира из окружающей природной среды). 
 
Конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утвержденных Правительством Российской Федерации в начале 2000 г. 
При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба - 
народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъятие указанных выше объектов животного мира может осуществляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. 
 
3. Проблемы в регулировании платежей за пользование природными ресурсами 
   Общей серьезной проблемой платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является то, что платное природопользование, которое должно объективно отражать в реальных показателях стоимость потребляемых природных ресурсов, в настоящее время эту функцию не выполняет, поскольку существующая плата за ресурсы остается на уровне один - два порядка ниже их экономической оценки. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (Одобрена Правительством Российской Федерации 31 июля 1998 г.) 
   В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существует целый ряд проблем, требующих серьезных доработок в действующем законодательстве. 
 
Законом «Об охране окружающей природной среды» предусматривается плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов как средство экономического стимулирования рачительного отношения к богатствам природы, но в природоресурсном законодательстве эта мера в основном не получила развития. 
   До настоящего времени не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Нуждается в корректировке ФЗ "О недрах" в связи с принятием главы Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых, в которой устранено даже упоминание о необходимости выделения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а ведь мы еще пока ресурсодобывающая страна. Отсутствуют решения о рентных платежах, а ведь недра - это достояние всего народа, а не частных компаний, которым переданы недра в пользование. Не определена возможность влияния органов государственной власти субъектов Российской Федерации на регулирование пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых. Бесконтрольность действий органов местного самоуправления только в Московской области привела к тому, что на ее территории в настоящее время имеется около 1200 брошенных карьеров. 
   Новый Административный кодекс РФ по существу лишает как субъекты РФ, так и муниципальные образования возможности применять меры административного воздействия к нарушителям норм законодательства РФ. Практически все отдано на откуп федеральным специально уполномоченным органом. Ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая порядок взимания и направления штрафов в бюджетную систему, сформулирована так, что все штрафы поступают в бюджет по месту нахождения органа, наложившего штраф. 
   Из вышеизложенного напрашивается вывод: нормативное правовое обеспечение природоохранной деятельности субъекта РФ в определяющей степени зависит от полноты регулирования на федеральном уровне. 
 
Дело не в дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования, а в необходимости его радикального изменения в направлении конкретизации и - 
предоставления субъектам РФ возможности на основе федерального законодательства развития правового регулирования природопользовательской деятельности с учетом специфических условий и особенностей подведомственных территорий. 
   Необходимо также совершенствование экономического механизма природопользования с целью расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе, дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей природоресурсного объекта природопользования. Требуется создать эффективную систему скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья, отходов производства, применении экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов. Должны быть разработаны эффективные экономические механизмы воздействия при нарушении законодательства и установлены величины возмещения государству, субъектам хозяйственной деятельности и населению ущерба, нанесенного природопользователем. 
   Основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства. 
 
Заключение 
 
Подводя итог работе сделаем ряд обобщающих выводов: 
 
- Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим элементом экономического механизма природопользования. 
 
- Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водными объектами, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. 
 
- Средства, получаемые при взимании этих платежей (налогов) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации в пропорциях, устанавливаемых федеральным законодательством. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами в настоящее время незначительны и составляют всего около 3% общей суммы доходов бюджета. 
 
- Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов. 
 
- Воспроизводство и охрана природных ресурсов является важнейшими элементами рационального природопользования. В действующем законодательстве предусматривается необходимость охраны и воспроизводства природных ресурсов, устанавливаются отдельные требования к этому процессу. 
 
- Платное природопользование, а также формирующийся рынок страховых услуг, позволят создать финансовые механизмы, обеспечивающие проведение необходимых мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов на основе реализации федеральных и региональных программ. 
 
Уголовная ответственность за экологические правонарушения 

 

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства (уголовного, административного, гражданского и др.).Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также новые составы преступлений.

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.) испециальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные составы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступление, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические правонарушения